Емшанов Александр Иванович. ЦА ФСБ, дело №Р 4684. Часть 1.

Jun 27, 2014 12:58



Год рождения:       1891

Национальность:  русский

Уроженец                г. Перми

Место проживания: г. Москва, Сверчков пер., д. 3, кв. 5

Образование:        среднее

Партийность:         член ВКП(б)

Род занятий:          бывший начальник Московско-Донбасской ж.д., на момент ареста находился в резерве Наркомата путей сообщения СССР

Арестован:  14 января 1937 года

Осужден:     Военной коллегией Верховного cуда СССР

По обвинению в   вредительстве, шпионаже и руководстве правотроцкистской организацией на ж.д.

Приговорен к расстрелу 25 ноября 1937 года

Приговор приведен в исполнение     26 ноября 1937 года

Реабилитирован  11 апреля 1956 года, определением Военной коллегии Верховного суда СССР

Место захоронения:        Донское кладбище, могила 1.



Александр Иванович родился 13 (25) августа 1891года на станции Европейская Крестовоздвиженской волости Пермской губернии.

Трудовую деятельность начал в 1905 году телеграфистом на станции Пермь-II. В 1917 году вступил в члены ВКП(б) и с того же  года - председатель дорожного комитета Союза управления Пермской железной дороги. В июне 1918 года - назначается начальником Пермской ж.д., затем переводится на должность начальника Вятского отделения той же дороги, а позднее, в начале 1920 года, возвращается на прежнюю должность.

28 мая 1920 года Совет Труда и Обороны РСФСР своим постановлением образовывает Основную транспортную Комиссию (ОТК), председателем которой назначается Троцкий, а Емшанов становится ее членом, позднее, в 1921 -1922 годах он будет возглавлять эту комиссию. С декабря 1920 по 1922 год Александр Иванович работая в НКПС, сначала Народным Комиссаром путей сообщения РСФСР, сменив на этом посту Трцкого, а затем, уступив  эту должность Дзержинскому, его заместителем в НКПС. Эта работа совмещается с работой в ОТК.

В 1922 году ненадолго возвращается на Пермскую д.ж., теперь уже Председателем Правления дороги. 1923 - 1924 годы -  уполномоченный коллегии Народного комиссариата путей сообщения СССР по заграничным сношениям и  представитель коллегии Народного комиссариата путей сообщения СССР в российской миссии за границей (Германия). 1924 - 1926 годы - вновь управляющий Пермской железной дорогой.

С 1926 года Емшанов командируется в Харбин, где до 11 июля 1929 года занимает пост Управляющего КВЖД. Это увольнение связано с вооруженным конфликтом на КВЖД. Вторично в Харбин Емшанов приезжает в январе 1030 года и до начала 1931 года работает Товарищем (Заместителем) Председателя КВДЖ.

1931 год - в Государственной плановой комиссии при СНК СССР, начальник строительства Московско-Донбасской железной дороги, начальник Московско-Донбасской железной дороги. С января 1937 года, судя по всему тучи сгущались - в распоряжении Народного комиссариата путей сообщения СССР.

Женат: жена - Антонина Михайловна  домохозяйка. Сыновья - Александр и Лев, учащиеся.

Архивное уголовное дело Емшанова довольно объемное - 420 листов. По воле хранителей дела - ЦА ФСБ, начало - опись дела и его последние листы "закрыты" для ознакомления, но если опись практически полностью удалось воспроизвести, то последние листы - нет.




В декабре 1936 года - начале января 1937 года чекисты заканчивали следствие по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра», одним из фигурантов которого был заместитель Наркома путей сообщения Яков Абрамович Лившиц. В начале января, основываясь на его показаниях, составляется две справки на арест 8 человек:

По показаниям арестованного Лифшица Якова, как участника контрреволюционной троцкистско-вредительской организации на ж/д транспорте проходят:

1. Рокс Александр Иванович,  начальник Южного отдела центрального управления пути НКПС.

2. Емшанов Александр Иванович, состоявший в резерве НКПС

3. Розенцвейг Максимилиан Арнольдович, начальник Закавказской железной дороги

4.  Фуфрянский Александр Ефимович, начальник Омской железной дороги

5.  Арнольдов Арон Маркович, начальник Юго-Восточной железной дороги

6.  Петров Борис Николаевич, заместитель начальника паровозной службы дороги ми Куйбышева

7.  Наумов Семен Фомич, быв. заместитель начал дороги им Кагановича

8. Львов Андрей Федорович, быв начальник паровозной службы дороги Москва-Донбасс.

Обе справки идентичны по содержанию, но есть небольшие отличия.

Первую подписывает начальник 6-го (транспортного) отдела ГУГБ НКВД СССР, комиссар ГБ 2-го ранга Шанин [1], а согласовывает 17 января 1937 г. Вышинский. Как видно из справки, этому предшествовали личные переговоры -" В дополнение к личным переговорам, прошу согласовать арест перечисленных лиц".

Вторая справка за подписью помощника Шанина - комиссара ГБ 3-го ранга Решетова[2], согласовывается Аграновым [3] 22 января 1937г.

Если в первой справке указано, что арест согласован с Наркомпути т. Кагановичем, то во второй, к согласованию с Кагановичем добавлено согласование с Заместителем Прокурора СССР тов. Леплевским [4].

Отступление. Каганович Лазарь Моисеевич.

Каганович, будучи членом Политбюро и секретарем ЦК ВКП(б), в марте 1935 го­да был назначен на пост наркома путей сообщения, а в августе 1937 года по совмести­тельству и наркомом тяжелой промышленности.

Возглавляя эти крупнейшие наркоматы, Каганович единолично снимал с постов и отдавал под суд руководящих работников транспорта и промышленности, совершенно необоснованно приписывая им обвинения в саботаже, вредительстве и диверсионной деятельности. За время его работы на транспорте, в 1936-1938 годах, арестовано по обвинению в антисоветской деятельности 13 заместителей наркома, ряд начальников центральных управлений НКПС и 65 начальников дорог

(Архив Парткомисии; персо­нальное дело Кагановича, т. 16, л. 210-238).

В архивах обнаружены 35 писем Кагановича в НКВД, в которых он возводил не­обоснованные тяжкие политические обвинения в отношении многих работников транспорта и требовал их немедленного ареста.

Например, 5 января 1937 года Каганович послал Ежову письмо следующего со­держания:

«Мною были командированы на Пролетарский паровозоремонтный завод в г. Ле­нинград тт. Россов и Курицын. Тов. Россов вскрыл, что на заводе орудует шайка вре­дителей и мерзавцев, доведших завод до состояния провала.

Прошу Вас арестовать следующих лиц:

1. Беспяткина - бывшего технического директора завода и начальника сборного цеха,

2. Дервеля - заместителя начальника сборного цеха,

3. Дулина - планера сборного цеха,

4. Макарова - б[ыв]. начальника технического отдела,

5. Михайлова - заместителя начальника производственного отдела,

6. Владимирова - начальника ремонтного цеха,

7. Михайлова - руководителя конструкторской группы технического отдела и Преображенского - заместителя начальника завода по коммерческой части»

(Ар­хив Парткомиссии; персональное дело Кагановича, т. 3, л. 10).

В 1957 объявлен членом «антипартийной группировки Молотова - Маленкова - Кагановича», снят со всех постов. 13 июля 1957 года Каганович получил строгий выговор с занесением в учетную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчиненными сотрудниками». В декабре 1961 года исключён из КПСС, но был персональным пенсионером союзного значения. Умер 25.07.1991. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Зачем понадобилось составление и согласование двух справок не понятно, тем более, что ордер на арест Александра Ивановича выписан и арест произведен, до этих согласований, 14 января 1937 год.

Арест для Емшановых не явился неожиданностью, о чем свидетельствует, имеющийся в деле рапорт:

"Доношу, что мною проведен обыск и арест т. Емшанова А. И. Обыском изъята различная служебная и личная переписка, ничего интересного для дела не обнаружено. Чувствуется по всему, что к обыску был готов. Письменный стол в идеальном порядке, ничего лишнего. В момент нашего прихода Емшанов вместе с женой пили водку, с приходом сильно волновались, а затем успокоились. Емшанов делал попытки звонить т. Кагановичу (так и заявлял). Емшанова А. М. (жена) член ВКПб с 1917 г сейчас нигде не работает. Имеют собственную дачу по адресу - Николина Гора (Можайское шоссе) участок 57".

Первый допрос состоялся 16 января. На нем уточнялись анкетные данные и огласили в чём он обвиняется. Два дня Александру Ивановичу дали "собраться с мыслями", а, скорее всего, избиениями "освежили память", т.к. 19 числа он пишет заявление Наркому Внутренних дел Ежову:

"Ознакомившись с предъявленным мне обвинением, считаю своим долгом сделать следующее чистосердечное заявление: я последние два года, принадлежал к контр0революционной троцкистской группе Серебрякова Л.П. В эту группу входили…"

Затем допросы проводятся, судя по имеющимся в деле протоколам, 25 января и 8 февраля.

Чекисты, соблюдая социалистическую законность, 8 марта 1937 года издают постановление:

г. Москва, 1937 г. 8 марта, я, начальник 3 отделения 6 отдела ГУГБ - капитан Государственной Безопасности СИНЕГУБОВ, рассмотрев следственное дело №11168, по обвинению Емшанова Александра Ивановича, быв. начальника Московской-Донбасской железной дороги - в преступлениях предусмотренных  ст. Ст. 58 п. П. 10 и 11 УК РСФСР (арестован 14 января 1937 года),-

НАШЕЛ:

{C}{C}1.      {C}{C}Емшанов. А. И. являлся участником контрреволюционной троцкистской организации;

{C}{C}2.      {C}{C}Емшанов. А. И. создал диверсионно-вредительскую организацию на Московско-Донбасской железной дороги;

{C}{C}3.      {C}{C}Емшанов. А. И.  проводил диверсионно-вредительскую работу на Московско-Донбасской ж. д. Принимая во внимание, что по делу Емшанова необходимо провести дополнительные следственные действия,-

ПОСТАНОВИЛ:

Руководствуясь приказом б. ОГПУ № 287, возбудить ходатайство перед Президиумом ЦИК СССР о продлении срока меры пресечения содержания под стражей обвиняемого Емшанова. А. И.  на два месяца, т. е до 14 мая 1937 года.

Нач. 3 отд. 6 отдела ГУГБ НКВД - Капитан

Государственной Безопасности     (СИНЕГУБОВ)

СОГЛАСЕН: Нач. 6 отдела ГУГБ НКВД-

Комиссар Государственной Безопасности 3 ранга (РЕШЕТОВ)

Затем, такое же постановление издается 4 мая, с продлением до 14 июля.

Потом будет еще одно от 9 июля, с продлением до 14 августа, изданное уже 6 отделом УНКВД по Воронежской области, куда  Емшанов и Львов Андрей Федорович были направлены 14 мая 1937 года. Здесь номер следственного дела иной - 8896,  но вот констатирующая часть такая же:

"Емшанов А.И., являясь участником контрреволюционной троцкистской организации, создал на Московско-Донбасской дороге контрреволюционную троцкистскую предательскую организацию, во главе которой проводил диверсионно-вредительскую работу, направленную на разрушение всего хозяйства дороги…"

После 8 февраля в допросах Емшанова, судя по имеющимся в деле протоколам, наступил четырехмесячный перерыв - до 25 июня. Во всех этих допросах речь идет о вредительской деятельности на Московско-Донбасской железной дороге и о лицах в них участвующих.

Емшанов полностью сотрудничает со следствием: рассказывает о "вредительстве" и называет конкретных людей…

Кроме протоколов допросов Емшанова, в его деле имеется 239 листов с выписками или копиями протоколов допросов иных обвиняемых, всего пятнадцати человек:

- Серебряков Леонид Петрович, первый заместитель начальника Центрального управления шоссейных дорог и автомобильного транспорта при СНК СССР, выписка из допроса;

- Лифшица Якова Абрамовича, 1935-1936 годах  заместитель народного комиссара путей сообщения СССР, допрос 7-10 января 1937г;

- Томленова Василия Дмитриевича, начальник Центрального управления паровозного хозяйства НКПС, допрос 14 февраля 1937г;

- Ицоковича Соломона Михайловича, сотрудника (?) Московско-Донбасской ж.д., допрос 15 марта 1937г;

- Гутмана Льва Ниссоновича, бывшего начальника секретариата заместителя наркома путей сообщения Постникова, допросы 23 марта и 8 апреля 1937г;

- Бузина Павла Сергеевича, (?), допрос 14 июня 1937г;

- Чернявского Бориса Ивановича, (?), допрос 10 ибля 1937г;

- Миронова Ивана Никитича, бывшего начальника Центрального отдела электрификации железных дорог НКПС СССР, допрос 25 июля 1937г;

- Колтовера Николая Константиновича, руководителя группы подвижного состава Госплана СССР,  допрос 4 августа 1937г. в Хабаровске;

- Браун-Домбровского Ивана Ивановича, (?), допрос 25 августа 1937г;

- Постникова Александра Михайловича, бывший заместитель наркома путей сообщения, допрос 29 августа 1937г;

- Рудзутак Яна Эрнестовича, бывший заместитель председателя Совета народных комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР, 10 сентября 1937г;

- Рудый Юлия Викентьевича, зам. начальника Центрального грузового управления Наркомата путей сообщения СССР, бывший Управляющий КВЖД, допросы 10 и 24 сентября 1937г;

- Кириченко Трофима Пантелеймоновича, начальника отдела снабжения в Севморпути, допрос 11 сентября 1937г. во Владивостоке;

- Четвергова Михаила Ивановича, (?), допрос 18-20 сентября 1937г.

Среди этих несчастных нет ни одного, упомянутого в справке на арест, кроме Лившица. Все они указывают на Емшанова, как на вредителя и/или шпиона… и, "признаются" в своих "прегрешениях".  Вот фрагменты из некоторых:

Лифшиц Яков Абрамович -

"Я хочу рассказать следствию всю правду и хочу объяснить почему до сих пор упорствовал.

Отношение ко мне руководителей партии и правительства и лично Сталина и Кагановича были настолько хороши, что мне было стыдно признать свое участие в контрреволюционной работе". (7-10 января 1937, листы 161-182)

Постников Александр Михайлович -

"Мне известны следующие участники правотроцкистской организации, существовавшей на ж/д транспорте…" далее список из 21 человека, 14 из которых -  начальники различных дорог.

"… в моей беседе с Лифшицем в 1935 году, когда мы решали вопрос о совместных действиях троцкистов и правых, мы одновременно определяли и задачи, которые должны быть поставлены перед объединенными организациями троцкистов и правых.

Задачи эти сводились к следующему:

1. Насильственное устранение СТАЛИНА, КАГАНОВИЧА и других руководителей партии и правительства, т.е. ведение террористической деятельности.

2. Установление связей с фашистскими организациями за границей с целью использования их для насильственного свержения существующего строя;

3. Диверсионно-вредительская деятельность во всех отраслях железнодорожного хозяйства.

4. Изучение, подбор и расстановка правотроцкистских кадров на командные должности на решающих участках железнодорожного транспорта".  (29.08.1937, листы 369-400)

Рудзутак Ян Эрнестович -

"…Прикрытие для занижения норм работы на дорогах, правые избрали существовавшую "теорию предела", по которой для каждой дороги устанавливаются предельные технически допустимые размеры работы. Так как технические условия не могли точно установить, что же является пределом для каждой дороги, то всякая плохая и вредительская работа дороги, направленная на сокращение погрузки прикрывалась "установленным пределом".

Таким образом, "теория предела" давала участникам организации возможность прикрывать саботаж и вредительскую деятельность "научно" установленными нормами…" (10.09.1937, листы 236-244).

Продолжение

НКВД, расстрелы, Емшанов Александр Иванович, Москва, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up