Диагностика текущего состояния.

Sep 13, 2022 13:14


Начало



5/10

Мнения относительно присоединения к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Украины разделились. Чуть более половины собравшихся высказалось за включения новых территорий в состав России (некоторые высказались за присоединение по возможности всей территории Украины), остальные - за наделение их независимым статусом. Среди механизмов присоединения был назван референдум, а в качестве образца - крымский сценарий 2014 г. Стоит отметить, что за присоединение к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей выступают, преимущественно лица старшего возраста. Суждение о том, что нужно присоединить к России всю территорию современной Украины так же присутствует только в этой возрастной группе, что можно связать с желанием восстановления Советского Союза.



В молодёжной среде и у лиц среднего возраста поддерживающих спецоперацию преобладает мнение о необходимости проведения референдумов по крымскому образцу, либо признания независимости по образцу Абхазии и Южной Осетии. Также высказывалось мнение, что территории могут быть сохранены как часть новой, пророссийски ориентированной Украины, но такая позиция носила единичный характер.

Респонденты уверены, что восстановление присоединённых территорий должен взять на себя федеральный центр. Ожидания того, что этим займутся, в том числе, регионы отсутствует. Однако, следует отметить, что у абсолютного большинства респондентов нет понимания, чем федеральное финансирование отличается от финансовой помощи со стороны регионов. В сознании большинства людей - это одни и те же деньги, контроль за которыми осуществляет федеральная власть. Почти никто из респондентов не знает, что за отдельными регионами закреплены муниципальные образования в ДНР и ЛНР, которые они помогают восстанавливать. Фокус-группы показывают, что общество признает доминирующую субъектность за государством, за счет которого и должно происходить восстановление территорий Украины.

Вместе с тем, у участников нет опасений, что выделение средств на восстановление бывших территорий Украины как-то скажется на их материальном положении. Существенного ухудшения качества жизни по этой причине никто не ожидает, а незначительные трудности люди считают адекватной ценой за присоединение новых территорий. Никто из участников фокус-групп в регионах не говорит о недофинансировании субъектов федерации или не хватки ресурсов. Граждане уверены, что ресурсов в стране достаточно и этот фактор влияет на их общественные настроения, в том числе и актуализацию имперских амбиций государства или восстановление параметров Русского мира.

Абсолютное большинство российского социума не склонно полагать, что экономическая ситуация в стране через полгода или год ухудшится. Согласно данным «ФОМ» 36% полагают, что в перспективе следующих 6-12 месяцев жизнь в стране улучшится, а 32% считают, что не изменится. При этом 17% склонны думать, что ситуация ухудшится, а остальные не определились со своим мнением.

Относительно личного благосостояния в течении следующего года оценки в целом сопоставимые, при этом лишь 7% респондентов склонны полагать, что его финансовое положение ухудшится. Этот, как и ряд других опросов, показывает, что общество испытывает оптимизм по поводу долгосрочных перспектив экономического развития страны: в течении 3-5 лет ориентируются на улучшение жизни 42% респондентов, при этом доля склонных так полагать за последние полгода уменьшилась на 7 процентных пунктов. 25% считают, что жизнь в стране не изменится и через 3-5 лет, а еще 12% прогнозируют долгосрочные ухудшения.

Социологи отмечают, что преобладание нейтрально-позитивных оценок связано не только с экономическими, но и социально-психологическими факторами. Первые месяцы после начала СВО в Украине сформировали достаточно тревожный общественный фон, спровоцировали ощущение вероятности глубокого кризиса в стране и обусловили аномальный рост потребления в марте. Однако очень скоро выяснилось, что потребительский и прочий алармизм не уместен, а крайне высокий уровень инфляции марта и апреля стабилизировался и сейчас наблюдаются даже некоторые признаки дефляции и замедлении общих темпов инфляции. По сути, российский социум адаптируется к новой реальности и склонен полагать, что основные трудности уже позади, а экономика способна преодолеть санкционное давление и развиваться даже в неблагоприятных для нее внешнеполитических условиях, в том числе и в условия прямой конфронтации с Западом.

Также социологи отмечают, что на такой достаточно высокий уровень нейтрально-оптимистичных настроений оказывает влияние невысокий уровень безработицы в стране. При этом, отмечается, что вера в долгосрочные улучшения ситуации в стране не являются значимой с точки зрения жизненного мира большинства россиян: горизонты планирования невысоки, часто это полгода, а долгосрочные ожидания, чаще всего, носят аморфный и недостаточно отрефлексированный характер.

Социологи говорят, что на фоне геополитической конфронтации с Западом российский социум актуализировал антикризисные и привычные для него алгоритмы выживания в сложных условиях: этот фактор работает на снижение тревоги перед будущем, а надежды на улучшения ситуации во многом связываются с завершением СВО и снятием внешнеполитической напряженности. Значительная часть российского социума склонен полагать, что завершение СВО или заморозка конфликта в Украине позитивно скажется на экономике страны: такие оценки достаточно часто звучат на фокус-группах.

6/10

Участники осведомлены об инициативе ряда стран Западной Европы не выдавать россиянам визы. Большинство респондентов не испытывает тревоги по этому поводу, поскольку не относит себя к той части общества, у которой есть потребность в выездах в страны ЕС. Это касается участников всех фокус-групп. Одновременно, почти все собравшиеся, кроме лиц старшего возраста, которые, в большинстве, равнодушны к этому вопросу, считают это решение дискриминационным по отношению к россиянам. Такая позиция присуща как сторонникам спецоперации, так и её противникам. Отмечалось, что визы могут понадобиться для учёбы или для лечения в зарубежных странах. Ряд участников отмечает, что запрет на выдачу виз, помимо некоторых негативных моментов, будет иметь и позитивные - вырастет число туристов, путешествующих по России, что позволит вкладывать средства в инфраструктуру регионов. В целом, можно констатировать, что россияне всё меньше соотносят себя с европейской цивилизацией, у значительной части укрепляется убеждение в самодостаточности России и не обязательности развития контактов с внешним миром, особенно, с недружественными странами. Такая позиция отсутствует только среди молодёжи.

Участники сошлись во мнении, что у России нет союзников и страна вынуждена обеспечивать реализацию своих интересов, в том числе в сфере безопасности, в одиночку. Респондентами это воспринимается с некоторым сожалением, но как неизбежность с которой необходимо мириться. СМИ и другими источниками фактически сформирован общественный стереотип о том, что Россия никогда не имела союзников и всегда рассчитывала только на себя.

Часть респондентов называла среди союзников Беларусь, но с оговорками, что это государство больше зависит от России, чем является союзником по своей воле. Респонденты знают, что несколько стран отказались поддержать резолюцию ООН против российской спецоперации на Украине, но затрудняются назвать какие это страны (кроме Беларуси). Симптоматично, что по сравнению с предыдущими фокус-группами из числа союзников «исчезли» Китай, Казахстан, арабские страны и Иран. Рассуждения некоторых респондентов сводились к тому, что союзников в современном мире нет, т.к. все страны преследуют свои интересы и свою выгоду.

Такая ситуация связывается частью респондентов с агрессивной политикой США и неспособностью других стран проводить самостоятельный внешнеполитический курс. Но чаще всего опрошенные затруднялись объяснить, чем вызвана такая ситуация. Никто из респондентов не считает, что отсутствие союзников результат неудовлетворительной работы российского МИДа или представительства России в международных структурах. Вместе с тем, мессианские идеи, активно транслируемые рядом российских идеологов, не были обнаружены в ходе фокус-групп. Никто из участников не упоминал об особом месте и роли России в мировой истории и политике, что свидетельствует о концентрации сознания людей на частных вопросах текущего развития страны.

7/10

Респонденты ожидают возвращение коронавирусных ограничений в ближайшее время, но считают, что они будут представлены в небольшом объеме. Предполагается, что будет возвращён масочный режим, но другие ограничения, в том числе, локдаун или закрытие ряда предприятий сферы услуг респондентами не ожидается. Распространено суждение, что прежних ограничений не может быть из-за того, что коронавирус стал переноситься легче, смертность существенно снизилась. В целом, очевидно, что общество перестало бояться ковида и относится к нему как к «неизбежному злу». Пока преждевременно говорить о возвращении «ковидной повестки» в фокус общественного внимания, но ситуация может измениться осенью, в случае существенного роста заболеваемости. Хотя большинство не верит в возвращение жёстких ограничений, сама постановка вопроса вызывает раздражение и неприятие, что говорит о нежелании людей повторять опыт антиковидных ограничений 2020-2021 годов.

Одновременно допускаются ограничения в сфере массовых мероприятий (спортивные, концертные и т.д.).  В целом, о росте заболеваемости коронавирусной инфекцией в последние недели осведомлены все участники, но никто не ожидает жёстких мер. Тема не является для респондентов центральной, находится на периферии общественного внимания, особенно на фоне ситуации на Украине. Хотя респондентами об этом не говорилось прямо некоторые суждения исходили из того, что в период проведения СВО антиковидные ограничения введены не будут. В ПФО по-прежнему сильны убеждения, что тема, связанная с распространением COVID-19 была искусственно создана. Высказывались суждения, что в распространении инфекции виноваты США, а не Китай. Такая позиция особенно характерна для лиц старшего возраста, что коррелирует с ростом антизападных тенденций в обществе.

Вопрос о вакцинации остается дискуссионным, мнения по нему высказываются диаметрально противоположные. Несмотря на то, что часть респондентов вакцинировались ранее, недоверие к вакцине остается, в том числе и у них. Стоит отметить, что по этому вопросу не выявлено существенных территориальных или социально-демографических особенностей. Обе позиции присутствуют у самых разных категорий граждан. В целом, большинство не собирается вакцинироваться или ревакцинироваться. Распространено суждение том, что старые вакцины не эффективны в борьбе с новым штаммом вируса. Некоторые респонденты также отмечали, что ранее вакцинировались под давлением работодателей и в случае, если этого давления не будет, то не они будут проходить повторную вакцинацию. Очевидно, что пропагандистская компания годичной давности направленная на мобилизацию людей к вакцинации не дала результата. При проведении вакцинирования более эффективными оказались меры административного воздействия, но они вызывают латентное недовольство населения.  В случае нового витка эпидемии государственным органам предстоит большая информационно-пропагандистская работа в этом направлении.

8/10 следует

референдум, covid-19, СВО, ЛНР, геополитика, визовый режим, вакцинация, ДНР, Западная Европа

Previous post Next post
Up