Вы, наверное, хотели сказать, что родительское (ну, или учительское) воспитание не всегда может преодолеть влияние других окружающих людей - в первую очередь, компании сверстников - или, скажем, медийного фона? На этот счет недаром же говорят, что воспитывать надо, пока поперек лавки лежит :)
"С некоторых пор взрослые изолировали большую часть своей деятельности от детей, лишив их таким образом возможности подражания"
Что конкретно Вы имеете в виду? Если то, что мы организовали школы и прочие учебные заведения, куда сдаем своих детей вместно того, чтобы держать их все время при себе, то ведь это вовсе не значит, что мы лишили детей возможности подражания - просто они подражают не родителям, а учителям, и, в определенном возрасте, друг другу. Многие исследователи считают, что именно наша гипертрофированная (по сравнению с животными) способность к подражанию и явилась предпосылкой для появления у нас культуры и продолжает оставаться ее краеугольным камнем.
Нет:) Подражание друг другу не решает задачу передачи опыта в ряду поколений. А учителям - в чем именно подражают? Чем они заняты? Почти единственное, в чем возможно было бы подражать учителю - это учительствовать. Очень узкая сфера деятельности. Во-вторых, подражание учителю не предполагается и не разрешается, взаимодействие построено совершенно по другому принципу. Ну есть какие-то элементы подражания, конечно, но минимальные. И наконец, крайне редко учителя имеют реальный авторитет, и всерьез воспринимаются как образец для подражания.
Угу, уж что-что, но подражание учителю - это, скорее, последнее, что может делать ребёнок. Если, конечно, учитель не является для него авторитетом уровня «сверстник».
"Почти единственное, в чем возможно было бы подражать учителю - это учительствовать"
Разве? Но мы ведь говорим не о строго профессиональной подготовке, а о воспитании вообще? Мне кажется, как мемуарные источники, так и художественная литература полны примеров о том, как ученики перенимали привычки и понятия учителей?
"Подражание друг другу не решает задачу передачи опыта в ряду поколений"
Не скажите, ведь те сверстники, которые служат образцами для подражания - откуда взяли свои манеры и понятия? От взрослых же, только от других, не тех, к которым были экспонированы те, кто им подражает.
"крайне редко учителя имеют реальный авторитет, и всерьез воспринимаются как образец для подражания"
Только теми, кому не повезло встретить хороших учителей. Мне, например, в этом смысле очень повезло. О некоторых своих школьных учителях я писала у себя в журнале: вот и вот. Там есть и ссылка на хороший фильм об одном из них.
Я все же думаю, что именно подражанием, и именно родителям, дети и формируются, в основном. По крайней мере, в первые несколько лет жизни. В большинстве случаев манера общения и способы взаимодействия с миром прямо ну очень похожи, если понаблюдать. У меня у самой рефлекторно вылезают исключительно мамины реакции, притом что они мне во многом давно не нравятся и я сознательно много лет училась и учусь другим типам реакции. Стоит расслабиться - и вот оно опять тут.
По-моему, взрослые не бОльшую часть деятельности от детей изолировали, а меньшую. Изолирована только профессиональная взрослая деятельность, а основная жизнь - организация быта, взаимодействие с себе подобными для достижения каких-то целей - происходит целиком на виду у детей и часто с их участием.
Comments 27
Reply
Reply
Reply
Reply
Что конкретно Вы имеете в виду? Если то, что мы организовали школы и прочие учебные заведения, куда сдаем своих детей вместно того, чтобы держать их все время при себе, то ведь это вовсе не значит, что мы лишили детей возможности подражания - просто они подражают не родителям, а учителям, и, в определенном возрасте, друг другу. Многие исследователи считают, что именно наша гипертрофированная (по сравнению с животными) способность к подражанию и явилась предпосылкой для появления у нас культуры и продолжает оставаться ее краеугольным камнем.
Reply
Reply
Reply
Разве? Но мы ведь говорим не о строго профессиональной подготовке, а о воспитании вообще? Мне кажется, как мемуарные источники, так и художественная литература полны примеров о том, как ученики перенимали привычки и понятия учителей?
"Подражание друг другу не решает задачу передачи опыта в ряду поколений"
Не скажите, ведь те сверстники, которые служат образцами для подражания - откуда взяли свои манеры и понятия? От взрослых же, только от других, не тех, к которым были экспонированы те, кто им подражает.
"крайне редко учителя имеют реальный авторитет, и всерьез воспринимаются как образец для подражания"
Только теми, кому не повезло встретить хороших учителей. Мне, например, в этом смысле очень повезло. О некоторых своих школьных учителях я писала у себя в журнале: вот и вот. Там есть и ссылка на хороший фильм об одном из них.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment