"С некоторых пор взрослые изолировали большую часть своей деятельности от детей, лишив их таким образом возможности подражания"
Что конкретно Вы имеете в виду? Если то, что мы организовали школы и прочие учебные заведения, куда сдаем своих детей вместно того, чтобы держать их все время при себе, то ведь это вовсе не значит, что мы лишили детей возможности подражания - просто они подражают не родителям, а учителям, и, в определенном возрасте, друг другу. Многие исследователи считают, что именно наша гипертрофированная (по сравнению с животными) способность к подражанию и явилась предпосылкой для появления у нас культуры и продолжает оставаться ее краеугольным камнем.
Нет:) Подражание друг другу не решает задачу передачи опыта в ряду поколений. А учителям - в чем именно подражают? Чем они заняты? Почти единственное, в чем возможно было бы подражать учителю - это учительствовать. Очень узкая сфера деятельности. Во-вторых, подражание учителю не предполагается и не разрешается, взаимодействие построено совершенно по другому принципу. Ну есть какие-то элементы подражания, конечно, но минимальные. И наконец, крайне редко учителя имеют реальный авторитет, и всерьез воспринимаются как образец для подражания.
Угу, уж что-что, но подражание учителю - это, скорее, последнее, что может делать ребёнок. Если, конечно, учитель не является для него авторитетом уровня «сверстник».
"Почти единственное, в чем возможно было бы подражать учителю - это учительствовать"
Разве? Но мы ведь говорим не о строго профессиональной подготовке, а о воспитании вообще? Мне кажется, как мемуарные источники, так и художественная литература полны примеров о том, как ученики перенимали привычки и понятия учителей?
"Подражание друг другу не решает задачу передачи опыта в ряду поколений"
Не скажите, ведь те сверстники, которые служат образцами для подражания - откуда взяли свои манеры и понятия? От взрослых же, только от других, не тех, к которым были экспонированы те, кто им подражает.
"крайне редко учителя имеют реальный авторитет, и всерьез воспринимаются как образец для подражания"
Только теми, кому не повезло встретить хороших учителей. Мне, например, в этом смысле очень повезло. О некоторых своих школьных учителях я писала у себя в журнале: вот и вот. Там есть и ссылка на хороший фильм об одном из них.
Но мы не же не имеем в виду буквальное следование их манерам, правда? Мы говорим об усвоении некоей шкалы ценностей. К тому же, я думаю, иногда (часто?) мы "берем пример" неосознанно. Родительский пример мы в основном усваиваем в младенчестве, когда у нас даже еще и нет сознания в полном смысле этого слова. Позже приходит время других взрослых, а к подростковому возрасту мы уже вообще не желаем иметь ничего общего со взрослым миром - наступает "время вылета из гнезда". А еще потом приходит период уже сознательного пересмотра всего того багажа, который мы бессознательно насобирали, пока росли - и что-то мы отвергаем, а что-то сохраняем уже как наше собственное :)
Обычно дети не общаются с учителями за рамками школьных (в большинстве случаев иерархических) отношений, поэтому аргумент насчёт шкалы ценностей мне кажется слабым - какую (и как явно, чтобы ученик её уловил) систему ценностей можно выразить в указанных рамках?
Мне мой собственный опыт и ученика, и учителя говорит совершенно противоположное. Наивен тот учитель, кто думает, что его ученики не замечают его шкалу ценностей ;) А Вы действительно полагаете, что до всего, до чего Вы додумались, Вы додумались самостоятельно?
Нет, конечно. Но более чем уверен, что учителя тут вряд ли повлияли. Конечно, подсознательное влияние я не могу полностью учесть сознательно, однако ретроспективно не вижу примеров похожего поведения/мыслей/ценностей в преподавателях. Не отрицаю, что мой пример может быть исключением из правил, поэтому не буду говорить за всех - вполне вероятно, что другие могли впитывать что-либо через преподавателей.
Ну почему же, обо всем говорим, о разном. Еще важно, что между предельно конкретными навыками "продеть нитку в эту петельку, а потом в эту" и абстрактной шкалой ценностей лежит огромный темный океан всего того, что обычно не считается результатом научения. Мне сложно это формулировать, поскольку на такие вещи мало обращают внимание сознательно, о них обычно не говорят словами и для них просто нет слов. Ну скажем, пример деланья чего-либо не только учит приемам деланья этого, но и показывает, что это в принципе возможно и совсем не страшно для обычного человека взять и сделать. И это, на самом деле, в 20 раз важнее собственно технических приемов
( ... )
Что конкретно Вы имеете в виду? Если то, что мы организовали школы и прочие учебные заведения, куда сдаем своих детей вместно того, чтобы держать их все время при себе, то ведь это вовсе не значит, что мы лишили детей возможности подражания - просто они подражают не родителям, а учителям, и, в определенном возрасте, друг другу. Многие исследователи считают, что именно наша гипертрофированная (по сравнению с животными) способность к подражанию и явилась предпосылкой для появления у нас культуры и продолжает оставаться ее краеугольным камнем.
Reply
Reply
Reply
Разве? Но мы ведь говорим не о строго профессиональной подготовке, а о воспитании вообще? Мне кажется, как мемуарные источники, так и художественная литература полны примеров о том, как ученики перенимали привычки и понятия учителей?
"Подражание друг другу не решает задачу передачи опыта в ряду поколений"
Не скажите, ведь те сверстники, которые служат образцами для подражания - откуда взяли свои манеры и понятия? От взрослых же, только от других, не тех, к которым были экспонированы те, кто им подражает.
"крайне редко учителя имеют реальный авторитет, и всерьез воспринимаются как образец для подражания"
Только теми, кому не повезло встретить хороших учителей. Мне, например, в этом смысле очень повезло. О некоторых своих школьных учителях я писала у себя в журнале: вот и вот. Там есть и ссылка на хороший фильм об одном из них.
Reply
Reply
Но мы не же не имеем в виду буквальное следование их манерам, правда? Мы говорим об усвоении некоей шкалы ценностей. К тому же, я думаю, иногда (часто?) мы "берем пример" неосознанно. Родительский пример мы в основном усваиваем в младенчестве, когда у нас даже еще и нет сознания в полном смысле этого слова. Позже приходит время других взрослых, а к подростковому возрасту мы уже вообще не желаем иметь ничего общего со взрослым миром - наступает "время вылета из гнезда". А еще потом приходит период уже сознательного пересмотра всего того багажа, который мы бессознательно насобирали, пока росли - и что-то мы отвергаем, а что-то сохраняем уже как наше собственное :)
Reply
Reply
Reply
Reply
не было никаких отношений с ними за пределами процесса обучения
Reply
Reply
Вот здесь его как раз обсуждают :) В комментариях есть и ссылки на серьезные исследования (через Вики).
Reply
Reply
Leave a comment