О трилогии Сухово-Кобылина

May 28, 2008 11:44

Сначала одна цитата:

"С вас хотят взять взятку - дайте; последствия вашего отказа могут быть жестоки. Вы хорошо не знаете ни этой взятки, ни как ее берут; так позвольте, я это вам поясню.

Взятка взятке рознь: есть сельская <...> взятка; берется она преимущественно произведениями природы и по стольку-то с рыла; - это еще не взятка.

Бывает промышленная взятка; берется она с барыша, подряда, наследства, словом, приобретения, основана она на аксиоме - возлюби ближнего твоего, как и самого себя; приобрел - так поделись. - Ну и это еще не взятка.

Но бывает уголовная или капканная взятка, - она берется до истощения, догола! Производится она по началам и теории Стеньки Разина и Соловья Разбойника; совершается она под сению и тению дремучего леса законов, помощию и средством капканов, волчьих ям и удилищ правосудия, расставляемых по полю деятельности человеческой, и в эти-то ямы попадают без различия пола, возраста и звания, ума и неразумия, старый и малый, богатый и сирый... Такую капканную взятку хотят теперь взять с вас; в такую волчью яму судопроизводства загоняют теперь вашу дочь. Откупитесь! Ради Бога, откупитесь!.. С вас хотят взять деньги - дайте! С вас их будут драть - давайте!.."

А.В. Сухово-Кобылин, "Дело", 1861 год

Был в XIX веке в Росии такой драматург Сухово-Кобылин. Он не был профессиональным писателем, написал всего 3 пьесы, в классики русской литературы не попал и, наверное, был бы уже окончательно забыт, если бы в конце XX века к его пьесам не написал музыку талантливый композитор Александр Колкер, а затем одну из этих пьес не поставил в БДТ гениальный Товстоногов. Я впервые столкнулся с творчеством Сухово-Кобылина именно на спектакле "Смерть Тарелкина" в БДТ. Спектакль мне запомнился как очень яркое действо, но на этом мое знакомство с этим писателем и закончилось.

Но недавно в процессе перечитывания российской классической литературы я решил заодно уж прочитать и Сухово-Кобылина, "чтоб два раза не вставать". Надо признаться, что я был сильно потрясён. Я не ожидал такой мощи и такой актуальности от второстепенного, по большому счету, писателя.

Все три пьесы очень разные. Первая часть трилогии, "Свадьба Кречинского", - это классическая плутовская комедия. Написана она весело, звонко и потому в XIX веке была растащена на цитаты не меньше, чем "Горе от ума" или в советское время какая-нибудь "Операция Ы". Однако, на вечность или даже на сотню лет этой буффонады не хватило. В пантеоне русских классиков близкую, хотя и более морализаторскую нишу прочно занял Островский.

Про последнюю часть трилогии, "Смерть Тарелкина", я уже упоминал. Это фарс, густо замешанный на абсурде, а в варианте Колкера/БДТ еще и сопровождавшейся классной опереточного плана музыкой. Я где-то вычитал очень точный эпитет, описывающий стилистику этого товстоноговского спектакля - "погром оперы".

А вот средняя из пьес в трилогии, незаслуженно забытое "Дело", сильно выбивается из общего ряда и, пожалуй, наиболее точно попадает в сегодняшний день. Как я уже говорил, Сухово-Кобылин не был профессиональным писателем, поэтому сюжет пьесы основан на личном опыте - на него пытались навесить убийство сожительницы-француженки. Дело Сухово-Кобылина предположительно было целиком надумано, но тянулось более 7 лет и было закрыто только благодаря огромным взяткам и вмешательсту влиятельных лиц. В сущности, писать Сухово-Кобылин начал в тюрьме или сидя дома под арестом (кстати, тем удивительнее, что первым его произведением была залихватская комедия).

Через несколько лет после окончания собственного дела он пишет почти что автобиографическое произведение. Пьеса проникнута такой ненавистью к чиновникам, что это уже даже не сатира - тот же Салтыков-Щедрин был значительно добрее к своем персонажам, а Кафка так и вовсе относился к своим чиновникам с пониманием, как к таким же жертвам бездушной машины. Но у Сухово-Кобылина с чиновниками были личные счеты, поэтому "Дело" звучит как обвинительный акт.

К сожалению, битву против бюрократии Сухово-Кобылин проиграл. Пьесу запретили к публикации и при жизни автора ни разу не поставили в театре. Затем сменились времена, власти и про нее совсем забыли. Но вот что удивительно - российские чиновники за это время практически не изменились и потому сегодня вся трилогия (особенно ее две последние части) звучит не менее актуально, чем 150 лет назад. Читать ее и проводить параллели с сегодняшним днем необычайно интересно. Тем же, кто попал в оборот к российскому правосудию, я бы порекомендовал "Дело" до или даже вместо Уголовного Кодекса, как практическое руководство по выживанию.

Интересно, читал ли Ходорковский Сухово-Кобылина?!

книги, цитаты, Россия

Previous post Next post
Up