Впервые с 1989 года подводный флот России приступит к всезонному глобальному патрулированию атомными подводными ракетоносцами стратегического назначения. Об этом было объявлено в среду на расширенной коллегии Минобороны, посвященной развитию военно-морского флота. Локальное патрулирование морской зоны (по советской классификации категория присутствия "Б-0") было возобновлено еще в 2006 году, но на океанскую зону не хватало подводных лодок и специальных средств связи с ними сверхнизкочастотного диапазона. Сейчас же дежурство будет происходить во всех секторах мирового океана, включая берега всех пяти континентов планеты. Кроме того, принято решение о том, что, начиная с 2017 года, в патрулировании будут участвовать бесшумные многофункциональные АПЛ нового поколения проекта 885М «Ясень-М» с ядерными крылатыми ракетами Х-102 на борту.
Система глобального боевого патрулирования, начиная с 1992 года постепенно деградировала. Если в 1986 разведка Главного штаба военно-морских сил США фиксировала одновременное нахождение в различных морских зонах 34 подводных лодок СССР (сейчас доклад разведки рассекречен и находится в публичном доступе), то в 1995 Пентагон констатировал уже всего одну лодку «Акула», и то зона ее ответственности была ограничена Северной Европой.
Т.е. фактически наша страна в 90-е потеряла морскую составляющую ядерной триады и была крайне уязвима для массированного ракетно-ядерного удара вероятного противника. Частичная программа патрулирования была возобновлена только в 2006 году, после того как были отремонтированы и модернизированы 5 АПЛ, состоящие на вооружении ВМФ. Все они стояли на базах из-за того, что имели технические неисправности, сопряженные с риском для безопасности экипажа и самого судна.
Однако даже после запуска в эксплуатацию «Акул» покрыть присутствием подводными средствами СЯС не удалось, поскольку, во-первых этого количества не достаточно (из трех лодок как правило только одна «работает» в морях, остальные либо в резерве, либо на плановой технической профилактике), а во-вторых разветвленная система специальной связи сверхнизкочастотного диапазона, с помощью которой подводные аппараты могли связываться с командованием, также фактически была разрушена.
Оставался только мегаватный СПН-передатчик под Вилейкой в Беларуси. Тоже можно сказать и о спутниковой группировке - их покрытия было еще не достаточным для уверенного приема во всех секторах мирового океана. Поэтому патрулирование стратегическими АПЛ ограничивалось морскими зонами Северного Ледовитого Океана (Северный флот) и небольшой частью Тихого океана (лодками Тихоокеанского флота).
В 2012 году американское информационно-аналитическое агентство FAS на своем сайте Strategic Security Blog опубликовало исследование морской составляющей российских Стратегических ядерных сил, в котором сделало вывод, что, несмотря на наращивание темпов строительства атомных подводных лодок, на сегодня с океанских направлений со стороны России Соединенным Штатам почти ничего не угрожает.
Активность российских атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) для США оценивалась как незначительная. Разведка Пентагона (РУМО) установила, что в течение всего года российские «стратеги» сумели совершить всего пять «автономок» с баз Северного и Тихоокеанского флотов. Для сравнения - на пике холодной войны, за один лишь 1984 год советский Военно-Морской флот осуществил в Мировом океане 102 боевых патрулирования атомными подводными ракетными крейсерами.
Теперь, после развертывания обновленной спутниковой группировки с длинноволновыми радиопередающими системами и принятия на вооружение ВМФ атомных подводных ракетоносцев нового поколения - трех проекта 955 «Борей» с баллистическими ракетами и двух 885М «Ясень-М» с крылатыми ракетами на борту - которые обладают по сравнению с «Акулами» гораздо большим запасом автономного плавания и значительно большую скрытность, боевое дежурство подводного флота решено распространить на глобальный масштаб, включая недоступные ранее океанские зоны. Присутствие в различных секторах мирового океана будет происходить пока выборочно, с ротацией по специальному секретному алгоритму, но с вводом в строй всех заказанных «Бореев» (9 единиц) и «Ясеней» (10 штук) патрулирование будет возобновлено в советских глобальных масштабах.
Российские подводные ракетоносцы в Мировом океане могут обеспечить военную стабильность в мире, сообщил военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. "Нужно обеспечить нахождение наших ракетоносцев в тех районах, откуда в случае необходимости можно осуществлять пуск межконтинентальных баллистических ракет морского базирования. Смысл патрулирования в обеспечении неуязвимости наших подводных ракетоносцев. Тем самым мы обеспечиваем стратегическую стабильность в мире и поддерживаем статус РФ как ядерной державы", - заявил Коротченко.
В настоящее время в распоряжении России 9 атомных подводных ракетоносца, которые находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Как отметил бывший командующий дивизией подводных лодок вице-адмирал Николай Осипов, с принятием в боевой состав ВМФ стратегических субмарин класса «Борей» подводные ракетоносцы не только продолжат патрулирование в Северном Ледовитом, Атлантическом и Тихом океане, но и возобновят выполнение боевых задач в тех районах, где с распадом СССР они не появлялись. Речь идет о возобновлении патрулирования в южных широтах, что позволит решать задачи стратегического ядерного сдерживания не только через Северный, но и через Южный полюс.
Однако, особое внимание он обращает именно на бесшумные «Ясени», которые способны приблизиться незамеченными на предельно близкое расстояние к берегам противника и молниеносно поразить крылатыми ракетами Х-102 с ядерной боевой частью его базы и центры управления. Боекомплект только одной такой АПЛ за считанные минуты может превратить в ядерную пустыню, например, все восточное побережье США. Ведь ей не надо будет преодолевать баллистическую траекторию. По результатам испытаний ракета имеет КВО 5 м на дальности 5 500 км и способна уничтожать подвижные цели с точностью до 2 м.
источник