Как всё начиналось.

May 06, 2012 17:11

Дискуссия у i-contester о международнопоклонничестве и вестфальской системе напомнила один из самых разрушительных перестроечных документов:

В соответствии с Итоговым документом Венской встречи (1989 год) государства - участники должны "эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности... и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам". Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 год) гласит, что "законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех". Указанные положения подтверждены Парижской хартией для новой Европы (1990 год).

****

На основании изложенного и руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 12, 18 и 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:

1. Опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, то есть доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов. Статья 4 Закона СССР "О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и их органами", пункты 1, 2, 5 Постановления Совета Министров СССР от 20 марта 1959 г. N 293 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Правительства СССР" и другие нормативные положения в той их части, в которой они прямо или косвенно допускают вступление в силу неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и в этой части утрачивают силу с момента принятия настоящего Заключения.

2. На основании статьи 22 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия настоящего Заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу.


Так на основании каких то там нератифицированных, чуть ли не частных, договорённостей по итогам встреч и совещаний, а также Парижской хартии СБСЕ (в которой нет ни слова о публикации нормативных актов, хотя есть чётко прописанное право "знать свои права" и право на судебную защиту своих прав), Комитет Конституционного Надзора СССР обязал опубликовать все неопубликованные акты и объявил недействующими с 1 марта 1991 г. все неопубликованные к тому времени нормативные акты.

Когда-то я подробно разбирал этот (и несколько смежных актов), но текст где-то пылиться в бумажном виде, поэтому здесь коротко и по памяти.

1. Комитет Конституционного Надзора СССР имел такие полномочия (и даже больше - никто другой в те времена таких жёстких актов не издавал).

2. Если говорить о Парижской Хартии, то в первую очередь (во исполнение этой Хартии) надо было обеспечить право граждан на обжалование нормативных актов. И это было бы правильно, но сложно и не так быстро.

3. В условиях, когда граждане не могли обжаловать в суд нормативные акты (могли только обращаться с просьбами к вышестоящему должностному лицу) публикация нормативных актов, которые делили всё население на категории и подкатегории, была бы просто издевательством.

Итого: Органы власти не могли опубликовать всякие разные секретные и полусекретные нормативные акты (например о прописке), но и применять эти акты были уже не обязаны. При этом замещение нормативных актов новым законодательством шло с известной медлительностью и противоречиями.

Так и вышло, что одним революционным документом были выведены за пределы правового поля наиболее актуальные нормативные акты, которые непосредственно регулировали правоотношения. Органы власти самого разного уровня получили беспрецедентную возможность применять и переписывать законодательство по своему усмотрению.

Дело ведь не в том хороша или плоха была советская система отправления власти, а в том, какой хаос пришёл ей на смену под предлогом исполнения итоговых документов какого-то там Копенгагенского совещания по Человеческому измерению ОБСЕ (сейчас что-то не нашёл сходу этот документ, но раньше я его внимательно разобрал - обычное международное антивестфальское бла-бла).

Для ясности:
Мне не жаль вестфальской системы. Вернее не очень жаль. Я лишь пытаюсь понять насколько долго протянет то жульничество, которое норовит втиснутся в поствестфальское безвременье и через какого масштаба потрясения надо пройти, чтобы разобраться в том как на самом деле должно быть.
Previous post Next post
Up