О позиции банкиров в образовательном секторе

Sep 29, 2011 18:40

По текущему состоянию обсуждения предыдущего поста (надеюсь будут ещё комментарии) соглашусь с vitus-wagner - алгоритмы межотраслевого взаимодействия с финансовыми и смежными структурами прежде всего зависят от того кто является заказчиком образовательного процесса.

Каков заказчик, таковы и схемы взаимодействия. Пока непонятно кто заказчик, вопрос о финансовых алгоритмах и традициях останется без актуализации. Неинтересно потому что. Никому кроме самих бизнесов не интересно. А сам образовательный бизнес, соответственно, тоже никому из потенциальных финансовых партнёров не интересен. Вот и нет никакого партнёрства.
А вместо партнёрства семеро с ложкой. И все семеро жаждут того, чтоб в стране было образование высшей пробы. Но так, чтобы это образование никоим образом не требовало от них никакого участия. Чтоб само.



Причём самой большой ложкой традиционно размахивают именно банкиры. Они ведь действительно мнят себя вершиной всех экономических пищевых цепочек. Но даже с этой позиции они не желают участвовать в организации этих цепочек. Видите ли, не барское это дело - заботиться о собственном пропитании. Они уверены, что всё, что им понадобится у них будет всегда. А больше им ничего не надо.

Сейчас попробую расписать какая связь между неопределённостью заказчика и отсутствием интереса у банкиров.
Вся образовательная сфера очень долго была под тотальной опекой государства (думаю, ясно, что речь идёт исключительно о России). Государство было одновременно и заказчиком, и плательщиком в образовательной сфере. Но суть и соль такого обустройства образовательной сферы в том, что государство было потребителем главного продукта - лояльности граждан. Руками педагогов государство приручало и дрессировало граждан (не нравится мне эта фраза, но повторяю потому, что она очень точно отражает существо самой привлекательной для государства стороны образовательного процесса).

Образовательная система не просто верой и правдой служила государству, но и выполняла важнейшую стратегическую ПОЛИТИЧЕСКУЮ задачу. Поэтому в образовательной отрасли коммерческая составляющая имела пятидесятое значение.
В этих условиях само словосочетание «образовательный бизнес» уже режет слух. Банкиры убеждены, что пока существуют почтибесплатные детские сады на абсолютнобесплатных муниципальных площадях (земля и здание в безвозмездном пользовании) не может быть никакой серьёзной прибыльности у частных детских садов на условиях коммерческой аренды.

Я общался, я знаю. Смотрит такой типичный банкир, снизошедший до достаточно продолжительной беседы на все эти цифры… И не верит. Вот они обороты. За много лет. Вот она очевидная устойчивость. Вот оно развитие (удвоение площадей каждые два года). На условиях коммерческой аренды. Без всякой государственной или грантовой поддержки. При отсутствии кредитов (кто же даст кредит образовательному бизнесу без залога). Умом осознаёт, но не верит. Ищет объяснения (кстати, верные). Мол, вы удачно кризисом воспользовались, а то не сняли бы такие площади за такие деньги.

Как вам такое заявление? Как на экономический птичий переводится фраза «удачно кризисом воспользовались»? Но не понимает царь экономического зоопарка. Нет у него понимательного инструментария. Показатели вроде как все налицо, а как эти показатели оценивать и как их обрабатывать он не знает. В сложнейшей рисковой и сезонной сельскохозайственной отрасли знает. В кривозакособоченных строительных и книгоиздательских схемах разбирается, а в образовательной отрасли не может. В итоге отказывает. Замечу, мы у него не кредит просили, а предлагали долгосрочное сотрудничество с условием соблюдения некоторых очень удобных для нас и вполне выполнимых для банка условий. Расходимся на том, что мы круты и уникальны, а он восхищён, но ничем помочь не может ибо то, что мы просим нетехнологично.

И дело не в том, что банкиры любят питаться в дорогих ресторанах, а организуют свой бизнес на уровне дешёвых забегаловок - что подаём, то и кушайте. А в том, что банкиры вообще никакой бизнес не организуют. Их и так неплохо кормят.

Приблизительно так же, как для охотничьей собаки добытая утка не еда. Умом и прочими органами чувств она прекрасно осознаёт, что это еда, но не верит потому, что её приучили есть только то, что даёт хозяин. Осознавать и восхищаться ароматом можно, ибо нюх на месте, а понимать без команды не положено.

Банковский бизнес - это не бизнес, а политика. Поэтому банкирам совсем не интересно считать деньги. Теперь им интереснее считать людей. Поэтому они забыли что такое банковская тайна. По этой же причине сотрудники банков уже под ноги прохожим кидаются в азартном стремлении всучить кредитную (!) карту всем без разбора. Поэтому они так небрежно и непридирчиво принимают купюры и так тщательно утюжат глазами паспорт плательщика (!). Замечу именно плательщика, т.е. того, кто им денюжку принёс, а не получателя платежа. Они уже давно пребывают в уверенности, что деньги ничего не значат. Поэтому их не интересует прибыль, ни своя, ни чужая. И они знают, что деньги у них будут всегда, а если вдруг у них деньги кончатся, то им ещё дадут.

И наоборот, время сейчас такое, что образовательный бизнес очень даже может стать бизнесом (хотя бы в малой части отрасли), но понимать это не положено. И пока государство не выдаст указивок о том, какие финансовые схемы и инструменты надлежит в этой сфере применять, банкиры ничего понимать не будут. А когда получат указивки, то сразу всё поймут.

Отношение банкиров к образовательной сфере как к хозяйскому цыплёнку настолько мешает, что банкиры не только мышей в этом секторе экономики не ловят, но даже не заметили такого слона как колоссальная трансформация целой экономической отрасли. Они по-прежнему воспринимают образовательную систему в качестве единой индустриальной инфраструктуры, хотя в действительности эта сфера фактически полностью трансформировалась в совокупность малых бизнесов. Каждая школа - это малый бизнес, осталось только это осознать.

Следующим постом о том, почему образовательная система утратила способность решать свою главную задачу и далее везде (от инвесторов до страховщиков).
Previous post Next post
Up