Будни фотографа-неудачника #146

Feb 13, 2022 13:21

Пленочный ренессанс

Обработка фотографии начинается с подбора оптики…
…и техники.
Часть 13: Зенит 3М



Зенит 3М должен был завершить испытательную линейку, но сделал это не сразу… Тестовая катушка с «ТАСМА НК-2» пропала зря: транспортировочный механизм ни в какую не хотел наматывать ленту. Возможно, мне не стоило жадничать, и заправить пленку с визуальным натягом, хотя и ценой в пару пропавших кадров… Наверное по этой причине натяжения должным образом не произошло и корд попал мимо зубьев. Как бы там ни было, я решил дать камере второй шанс, и на сей раз сделал все по инструкции.

У вас может возникнуть вопрос, что среди Зорких делает Зенит, но ответ буквально на поверхности.






Зенит VS Зоркий, первые модели.

Зенит - это по сути дела Зоркий с увеличенным рабочим отрезком, зеркалом и пентапризмой. Третий Зенит уже не так сильно похож на своего дальномерного собрата-  Зоркий 6, но имеет с ним немало общих деталей.

Зенит 3м - по номеру третья, но по факту - вторая модель камеры, если не считать вторым Зенит С, после которого сразу вышел Зенит 3. Или пятая, если считать Зенит С и Кристалл - попытку ребрендинга заводом КМЗ третьей модели камеры. Литера «М» значит «модернизированный»: добавлен автоспуск, благодаря новой технологии литья корпуса после разборки механизм не требовал юстировки рабочего отрезка, тросик зеркала заменен на кулачковый механизм. В экспериментальной версии был так же встроенный экспонометр, но в серию он пошел только на модели Зенит - Е. Из мелочей - появился съемный кронштейн для вспышки, но у моего экземпляра (судя по номеру, 1964 года выпуска) полозьев для него нет.



Что такое зеркалка? Это прорыв! Во-первых, контроль резкости без погрешностей и настроек дальномера, потому что объектив является неотъемлемой частью видоискателя. Во-вторых - возможность макросъемки, что на дальномерках затруднительно… хотя и здесь без ТТЛ-экспозамера тоже, мягко говоря, сложно. А в-третьих - можно снимать не только заводской, но и вообще любой оптикой, лишь бы рабочий отрезок подходил, и ее можно было хоть как-то прикрепить.

Помимо имеющихся у меня штатных для этой камеры объективов Гелиос-44, Таир - 11 и полуметрового Индустар-50 был использован отсутствующий на снимках МТО-1000 - очень уж он большой. Снимал я в этот раз на пленку А-125, располовинив катушку, вторая часть которой ушла в ФЭД 5 (не в этот, а в этот). В Зенит отправилась часть пленки в заводской катушке, чтобы не было как в прошлый раз… думаю, причина фиаско именно в этом.



Зенит в целом порадовал… Единственный, пожалуй, недостаток - зеркало для визирования опускается только после взвода затвора, а держать затвор взведенным, скажем, несколько дней - нежелательно. Вторая проблема - рамки видоискателя «отрезают от снимаемой области около 40% - на снимке будет больше деталей, чем видно в искатель.




Вертикальная и горизонтальная позиция. Рамы в видоискателе видно не было.

На представленных снимках оконных рам в видоискателе не было вовсе. Причем, что интересно, область визирования не только уже, чем снимок, но и смещена вниз и вправо. Я не уверен, что это норма.



Соотношение "видоискатель\кадр".




МТО-1000 в работе.

Вышеупомянутый гигант МТО-1000 встал на камеру как родной, и даже бесконечность оказалась на месте, чего я так и не смог ни разу добиться на цифре с китайскими адаптерами. Через него отснята половина пленки, в том числе и животные.





Животные полудикой природы в естественной среде обитания.




Здесь должен был быть воробей, но он улетел.





В целом камера понравилась. Из интересного: возможно, все дело в пленке, но снимки Зенитом чем-то напоминают кадры с Зоркого. Что-то в них такое есть, что указывает на старую камеру. Зоркий 4 и ФЭД-5 дают совсем другие картинки. А может, мне просто кажется…

Спасибо за внимание.
ИсточникЪ

цветные стеклышки, серия, фото, БФН, на пленку

Previous post Next post
Up