РО
Фоторукоделие.
Среди фотографов есть мнение, что кинообъективы обладают особыми фотографическими качествами. Зачастую это действительно так, но чтобы задействовать такой объектив на фотокамере, иногда приходится заморочиться в самом натуральном смысле этого слова.
Так случилось, что, по сравнительно доступной цене, мне в руки попал тридцатипятимиллиметровый полуформатный кинообъектив РО 4-1.
Объектив РО 4-1 2/35 в том виде, в каком он мне достался.
Материалы из каталога объективов № 393 завода КМЗ.
[1] Объектив уже был лишен стандартного байонета и «проколхожен» предыдущим хозяином под однозаходную резьбу М42: он запрессовал трубку с резьбой м42 поверх внутренней части геликоида объектива.
[2] Это позволило мне сделать несколько кадров. Качество снимков было признано достойным нижеописанных заморочек.
Первые кадры.
О том, чтобы использовать его как есть, речь не шла с самого начала. Однозаходная резьба очень неудобна в плане фокусировки - от метра до бесконечности нужно было совершить 6-7 оборотов. Плюс - отсутствие четких ограничений для экстремумов, особенно для бесконечности, тоже добавляло неудобств. Решено было снять «колхоз», что после некоторых мучений было выполнено.
Поначалу я подумывал создать геликоид с нуля, однако, несмотря на наличие чертежей агрегата с точными данными, без родного байонета просчитать рабочий отрезок у меня никак не вышло, а без рабочего отрезка нельзя рассчитать параметры геликоида. Да и спроектировать сам геликоид без применения тонкой резьбы… впрочем, спроектировать геликоид вообще, лично для, меня оказалось существенной проблемой. А если что-то не получается создать, то нужно найти и приспособить что-то созданное. В итоге решено было подобрать к линзоблоку готовый геликоид, и уже «на месте» решать вопрос их соединения.
Поиски привели к двум сравнительно доступным вариантам; под требуемые параметры примерно подходили геликоиды от Гелиоса 44-2 и Индустара 61 ЛЗ. В обоих случаях должен был получиться полуформатный широкоугольный объектив с очень маленькой минимальной дистанцией фокусировки за счет запаса хода геликоида. Проще и дешевле оказалось достать геликоид от Гелиоса в силу относительной дешевизны и большей массовости производства последнего.
Вопрос соединения прорабатывался долго и детально. Вариантов соединительного переходника было продумано около трех. В конечном итоге, после замера и уточнения всех необходимых длин, высот и прочих величин, появился финальный проект.
Благодаря полученным сведениям, удалось рассчитать довольно точные параметры требуемой детали. От нарезания резьб пришлось отказаться ввиду невозможности реализовать это намерение. Решено было выточить деталь под запрессовку, примерно так, как это было сделано предыдущим хозяином.
Дело оставалось за воплощением вышепредставленной детали в вещь. Воплощением занялся технолог Дмитрий Имаев, который занимался воплощением проекта
«E - contax» [3].
Готовая деталь как она есть.
Как это ни странно, в этот раз на практике все сошлось почти идеально. Единственной проблемой оказалось то, что линзоблок не хотел запрессовываться в переходник - мешала крепежная резьба (о, чем я, кстати, был предупрежден Дмитрием заранее). Но эту проблему я решил минут за десять с помощью точильного камня. Резьба геликоида отреагировала на внедрение агрегата вполне адекватно.
Ансамбль из геликоида Г44-2, линзоблока РО и соединительного адаптера. Историческое фото - адаптер установлен на линзоблок.
Объектив в сборе.
Что ж… признаю, выглядит это немного нелепо. Впереди - тесты, которые покажут, стоило оно того или нет.
[1] Весь каталог можно посмотреть
здесь.
[2] Жаль, что не сохранился родной геликоид. Это сэкономило бы кучу времени и умственных усилий, не говоря уже о спасении от разбора на запчасти Гелиоса… который, впрочем, уже дышал на ладан.
[3] За что ему еще раз отдельное спасибо!
Результаты радуют неимоверно.
ИсточникЪ