Резцовая гравюра

May 03, 2010 21:50

Резцовая гравюра -(нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving) - старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля). Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью*. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно резцовой гравюры. Наиболее старые примеры резцовой гравюры - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся вдоль р. Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Эльзасе и в Нидерландах.

Долгое время считалось, что изобретателем этой техники был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра (Finiguerra Mazo), первая гравюра которого датируется 1458 годом; но эта теория была опровергнута более ранними экземплярами. Ныне древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году. А первым, хотя и анонимным, наиболее заметным мастером резцовой гравюры является «Мастер игральных карт», работавший в Базеле и в верховьях Рейна.



"Агамемнон и Менелай" Мазо Финигуэрро
Гравюра из "Иллюстрированной флорентийской хроники". Около 1460. Лондон. Национальная галерея



"Парис и Елена" Мазо Финигуэрро
Гравюра из "Иллюстрированной флорентийской хроники". Около 1460. Лондон. Национальная галерея



«Дама с зеркалом». «Мастер игральных карт». Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.

При выполнении резцовой гравюры мастер брал ровно прокованную и тщательно отполированную металлическую доску, на которую посредством ювелирного пунсона* наносил рисунок, который затем проходил уже более основательным инструментом - резцом или штихелем. После этого в доску втиралась краска, снимались ее излишки и можно было печатать лист.

Искусство резцовой гравюры совершенствовалось в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» (мастер «ES» и др.),


"Буква N фантастического алфавита" Master E.S. 1465 г.

и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра (Martin Schongauer),



"Искушение святого Антония". М. Шонгауэр. ок.1471-73

А. Дюрера (Albrecht Dürer) в Германии,


"Немезида, или Фортуна", Альбрехт Дюрер 1502 г.

А. Поллайоло (Antonio del Pollaiolo),


"Битва обнаженных" А. Поллайоло Ок. 1470

А. Мантеньи (Andrea Mantegna)


«Битва морских божеств». А. Мантенья. Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470

и М. Раймонди (Marcantonio Raimondi) в Италии.


"Лукреция". Маркантонио Раймонди. 1525 г.

Расцвет резцовой гравюры в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский (Lucas van Leyden)),



"Коровница". Лука Лейденский 1510 г.

а во Франции - в 17 в. (Р. Нантёй и др.)


"Портрет К. Реньольдена". Р. Нантёй. 1658.

Старые мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью резцовой гравюры., сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут*), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т.н. увражей*).

В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.), в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина).


"Апостол Петр" Афанасий Трухменский. 17 в.


"Буква А". Гравюры Леонтия Бунина. Карион Истомин. Букварь. М., 1694.

В 18 в. видовые, батальные и резцовые гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к Р. г. в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов.


"Портрет императрицы Екатерины II". Чемесов Е.П.. 1762.


"Портрет Е. Р. Дашковой." Г. И. Скородумов.Гравюра пунктиром. 1777.

В 19 в. в петербургской традиции резцовые гравюры сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана.



"Пушкин Александр Сергеевич" (гравюра, Н.И. Уткин) 1838 г.



"Н.В. Гоголь." Гравюра на стали Ф. И. Иордана 1857 года с портрета Ф. А. Моллера


«Вид дворца в Павловске». А. Г. Ухтомский. С картины С. Ф. Щедрина.

В начале 19 в. особым видом была «очерковая», контурно-линейная резцовая гравюра., образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, резцовые гравюры. итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде резцовой гравюры достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820-33).


Дж. Флаксмен. "Иллюстрация к «Илиаде» (гравюра Т. Пироли). 1793.


"Илл. к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька»". Ф. П. Толстой. Рис. пером. 1829.

С развитием фотомеханических способов репродукции резцовая гравюра в значительной мере утрачивает своё значение: со 2-й половины 19 в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности резцовой гравюры на стали (1-я половина 19 в.), органическом стекле или пластмассе (20 в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в 20 в. выдвигается ряд крупных мастероврезцовой гравюры. в её «чистом виде» (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).


"Транспорт под моим окном".Д. Митрохин. 1948-1949. Резец

1. * Чернь , ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger - чёрный), сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и другими металлам было известно уже в античном мире.

2. * Пунсон - (франц. poincon) - стальной инструмент в виде гвоздя. Употребляется в гравюре на металле для нанесения точек.

3. * Веду́та (итал. veduta, «вид») - жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

4. * Увраж - изобразительное издание, набор отдельных листов иллюстраций (в папке или переплетенных) с минимальным текстом-подписью или с обширным пояснительным текстом в виде отпечатанного типографским способом и переплетенного самостоятельного книжного блока. Увражи появляются в Европе в 15 в. Расцвет их издания в 16-18 вв. обусловленразвитием техники гравюры на меди, а также технической сложностью совмещения качественных гравированных иллюстраций и наборного текста.

ведута, мастер E.S., Мастер игральных карт, техники, материалы, Лука Лейденский, резцовая гравюра, офорт, увраж, инструменты, художественные термины, Мазо Финигуэрро, Антонио Поллайоло, Андреа Мантенья, Альбрехт Дюрер

Previous post Next post
Up