Происхождение названия Арбат казалось всегда очевидным. Каково же было удивление, когда ознакомился с версиями историков на этот счёт, а также узнал, что однозначного вывода о происхождении топонима вообще не существует.
Согласно версии, впервые предложенной археографом П. М. Строевым и распространившейся в качестве основной в ряде путеводителей, название Арбат было образовано от монгольского слова арба. Действительно, в районе современной Волхонки находилась Колымажная слобода, где изготавливались различные повозки, в том числе и телеги - арбы. Поскольку гипотеза Строева малоубедительная, получила распространение и другая, выдвинутая историком В. К. Трутовским, согласно которой название Арбат произошло от арабского слова арбад, являющегося множественным числом от рабад - «пригород», «предместье», которое, по его мнению, было занесено в Москву торговцами с Востока - крымскими татарами или другими восточными купцами.
Существуют и другие версии происхождения топонима. Так, историк И. Е. Забелин предположил, что слово Арбат может быть в своей основе русскоязычным и происходить от прилагательного краткой формы горбат, отражающего особенности местности, которая «изображая кривую линию, уходила внутрь города на 150 сажен». Менее распространённые версии связывают происхождение топонима с русским словом орьба (пахота), с латинским arbutum (вишня), а также с вынесенным из Африки словом бат, которое в сочетании с формантом -р- и приставкой а- образует значение «большая гора без реки». Встречаются также гипотезы о происхождении названия улицы от слов арбуй («язычник», «знахарь») и ропаты (иноверческий храм).
Но, хватит дурацких версий. Обратимся непосредственно к истории малой нашей Родины. На рубеже XV-XVI веков местность, располагавшаяся за современной площадью Арбатских ворот, называлась "Вспольем", то есть являлась незаселённым пространством, примыкающим к городским предместьям. Подступы к ним защищал ров, существовавший уже во второй половине XIV века. Отсюда начиналась древняя Можайская дорога, соединявшая Москву с Можайском и Смоленском.
Формирование городской застройки в начале трассы Можайской дороги, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III (т.е. в самом начале 16-го века), предпринявшего при участии итальянских мастеров масштабную перестройку города. Одним из результатов этой реконструкции стало учреждение на окраинах городских предместий, на «вспольях», дворцовых слобод, населённых мастеровыми людьми, использовавшими в своём производстве огонь. Уровень собственного кузнечного или стеклодувного ремесла был в то время ещё достаточно низкий, поэтому приглашались иностранцы, преимущественно немцы. Хотя сама Немецкая слобода появилась в другом месте и уже при сыне Ивана III, при Василии III.
Подачу воздуха в печи осуществляли тогда при помощи специальных мехов. Для работы на мехах привлекалась самая дешёвая, самая неквалифицированная рабочая сила из числа местных жителей, которые каждый день с раннего утра небольшими толпами ходили туда на заработки. Наиболее часто звучавшее там немецкое слово, это глагол "arbeiten" (арбайтен), т.е. "работать" в повелительном наклонении или "работайте". Таким образом, "пойти на Арбат" и "пойти на работу" совпало для наших далёких предков не только по смыслу, но и по звучанию.
Это значит что, скорее всего название нынешней местности появилось само и появилось в самые первые годы пребывания там немцев. Закрепилось прочно, можно сказать навсегда, хотя про самих немцев, как водится, скоро забыли. Отчего историки до сих пор и растекаются не "мысью", но "мыслью" по древу. Одни с утра до вечера растекаются, другие в это время песенки сочиняют: "Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя..." Интересно, что бы сегодня сказал Булат Шалвович, пройдись он по этой улице, посмотрев на собственный памятник, на уютные закусочные слева и справа.
Но куда интереснее другой вопрос. Версия, которую я изложил, слишком очевидная. Немецкое происхождение названия Арбат - первое, что приходит на ум. И надо быть очень самонадеянным человеком, чтобы считать именно себя её первооткрывателем. Если так, тогда почему очевидной версии нет среди официальных? Почему немецкая версия никогда не появится среди официальных версий? Мой ответ - потому что курица не птица, а история не наука. История, это инструмент патриотического воспитания. И не более того. Мне не верите, спросите историка Мединского. Кстати, о Мединском...
"Какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает, что перед нами историк и новатор. Потому что если бы этот человек не был историком и новатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил - там два кольца, два конца, а посередине гвоздик." (Виктор Пелевин)