Спустившись со Стены, я вернулся на площадь тогда еще Смирнова и решил, что как раз настала пора внедряться в Старый город Смоленска. В этой серии - площадь Ленина, административный центр города, и ее окрестности.
От площади Смирнова (Победы) к площади Ленина ведет улица Глинки. На снимке выше - ее перспектива.
В глаза сразу бросается чрезвычайно пышная эклектика т.н. "Дома Энгельгардта" (конец XIX века). Кому конкретно из Энгельгардтов (а это была одна из известнейших семей Смоленской губернии) особняк принадлежал, я не знаю, сейчас здесь Дворец бракосочетаний.
Почти сразу за Энгельгардтом улица Глинки вступает в клинч с Коммунистической улицей, и перекресток этот со всех сторон оформлен небезынтересной застройкой. Коммунистическая, 6, жилой дом, левая половина которого еще на Глинки, а правая - вдоль Коммунистической. Участок трансформации одной улицы в другую отмечен башней и неспроста. Это бывшая пожарная каланча, а само здание было построено в 1880-е для Городской думы Смоленска и реконструировано после войны в формах и декоре принятого тогда стиля.
Второй угол этого же перекрестка (и как видно по снимку, это острый угол) оформлен очень характерным зданием 1940 года, в которым ныне размещается местный офис "Сбербанка". Коммунистическая слева, Глинки справа, каланча за моей спиной.
Имперский декор.
На противоположной от "Сбербанка" стороне Коммунистической вероятно единственный смоленский конкурент Дому Энгельгардта по живописности. Этот особняк был построен в 1896 году для Петра Будникова, владельца местного изразцово-кафельного завода, который, решив совместить приятное с полезным, превратил собственный дом в лучшую рекламу своей же продукции.
Здание щедро декорировано керамикой различного рода и выглядит по-настоящему необычно. Сейчас здесь размещается Дворец творчества детей и молодежи, бывший Дом пионеров.
Улица Глинки, изогнувшись после Коммунистической, продолжается и дальше, впадая в конце концов в искомую площадь Ленина. На этом участке с одной стороны она ограничена небольшим прямоугольным "Садом Блонье" (или садом имени Глинки), очень напомнившим мне нашу Паниковку (ну то есть самый центр города, куча девок на лавках, посередине фонтан, а напротив средоточие вертикали власти). В саду конечно установлен памятник одному из самых известных уроженцев Смоленщины.
А уставился Глинка вот на это классицистсткое здание, имеющее непосредственное отношение к нашей стране.
Это бывшее Дворянское собрание (1825, арх. А.Мельников), в котором нынче размещается Филармония. Интересно оно, впрочем, не своим дворянским прошлым и музыкальным настоящим, а событиями, произошедшими здесь в декабре 1918 года.
Смоленск, как никак, первая столица БССР. Тут у меня на глаза навернулись слезы.
Но отринув сантименты, я двинулся дальше на виднеющуюся за деревьями сада Блонье площадь Ленина. Здесь в 1930-50-е годы был создан впечатляющий для облцентра такого размера ансамбль зданий.
Итак, кратенько о диспозиции. Передо мной площадь Ленина (она, кстати, пешеходная). Слева вдалеке жилой дом с башней, от него к Лопатинскому саду, смоленскому ЦПКиО, еще дальше и левее уходит улица Маркса. На переднем плане справа Смоленский драматический театр. Между ним и жилым домом с башней плохо видное за елками здание областной администрации. За моей спиной гостиница "Центральная", еще один жилой дом с башней (другой) и улица Ленина, уходящая к Большой Советской, главной магистрали Старого города, и дальше к Аврамиевым воротам, тем самым, через которые я забирался на Стену в прошлой серии. Теперь обо всем этом подробнее и начнем с дальнего конца площади.
Итак, жилой дом с башней (числится по ул. Октябрьской Революции, 4, перпендикулярной оси площади). Слева виден фронт домов вдоль ул.Маркса, справа - смоленский Ленин.
Верхушка башни. Здание построено в 1952-53 гг. по проекту местного архитектора Виталия Бухтеева. Он, кстати, вроде бы еще жив (87 лет и живет в этом самом своем доме), и, судя по биографической справке, выпущенной к 80-летнему юбилею, что-то даже после войны строил в Минске.
Вид вдоль оси площади. Впереди к Лопатинскому саду уходит вовсе не бульвар, а сразу две улицы: слева - Ленина, справа - Маркса, перпендикулярно здесь проходит ул. Октябрьской революции. Сад Блонье за левой границей кадра, спуск к Днепру - за правой.
Вот, кстати, перспектива ул. Октябрьской революции в сторону Днепра. Хорошо виден перепад высот его правого и левого берега.
Перспектива ул. Маркса в сторону Лопатинского сада (слева вдалеке виден центральный вход туда). Тут сохранился цельный фронт эклектичной застройки конца XIX-начала XX вв.
Дальняя часть Маркса поближе. В Лопатинский сад отправимся в последней смоленской серии, сейчас же вернемся на пл.Ленина.
Итак, центральное место на площади занимает Дом советов, где сейчас располагается областная администрация. Он чуть заглублен в застройку с созданием дополнительного пространства перед зданием, которое засадили деревьями, из-за чего Дом советов несколько теряется в ансамбле площади. Построен он был в 1931-32 гг. по проекту С.Ильинской в конструктивистских формах, в ходе послевоенного восстановления (1947-52) коробка получила щедрый классицистский декор в духе времени (арх. Т.Лозинская, С.Васильковский, В.Ярошевский, М.Савкевич, Л.Шретер). Сравните его
прежний вид с современным. Мне эта эволюция напомнила историю главного корпуса минского Политеха.
Перед Домом Советов традиционный Ленин. В Смоленске он авторства (1967, к 50-летию революции) знаменитого Льва Кербеля, Героя Соцтруда, народного художника СССР, академика и проч. и проч. За памятником видна громада Драмтеатра, перед памятником - нигилистически настроенная молодежь изо всех сил отрицает завоевания прадедов.
Пройдем за Ленина к Дому Советов (в Минске меня бы уже тащили в казематы для разбирательства). Драматический театр, профиль.
Драматический театр, фас.
Диагональная проекция здания, удивляющего своими размерами для города масштаба Смоленска, особенно с учетом того, что строилось оно в 1935-36 гг. (арх. С.Ильинская). Зато получился интересный пример раннего этапа освоения классического наследия с очень высокой сценической коробкой, заметной со многих городских видовых точек. Также обращает на себя внимание контраст облицовки нижних этажей и колоннады парадного входа с колористикой основной части театра.
Далее ансамбль площади продолжает гостиница "Центральная" (1961, арх. Николай Бровкин). Здание очевидно стало жертвой постановления об устранении излишеств в архитектуре, но угловой фасад все равно решен интересно. К тому же сохранилась вывеска "Гостиница", выполненная замечательно атмосферным шрифтом той эпохи.
Наконец, восточную сторону площади замыкает еще один жилой дом с башней, перекликающийся с домом Бухтеева на западной стороне. Впереди, к Большой Советской уходит улица Ленина.
Большая Советская и Соборная гора будут в следующей серии, я же лучше завершу в общих чертах тему сталинской архитектуры Смоленска еще несколькими интересными экземплярами стиля с улицы Пржевальского, проходящей сразу за Домом Советов параллельно площади Ленина.
Пржевальского, 6. Жилой дом 1953 года с огромной аркой.
Пржевальского, 2. Еще один жилой дом того же периода.
И между последними двумя жилыми домами в здании конца XIX века, построенном для епархиального училища (Пржевальского, 4), расположился главный корпус Смоленского государственного университета.
Интересен он двумя вещами. Мозаикой с Лениным и Марксом на современной пристройке.
И тем, что здесь выступал Купала. Впервые вижу, чтобы всего лишь факт чтения нашим поэтом своих произведений отмечали мемориальной доской за пределами родины. Что как бы лишний раз намекает. :)
В этот район мы еще вернемся.
В предыдущих сериях:
1.
Пилот.
2.
Вдоль Стены.
3.
На восток.
4.
На Стене.