Понять СССР - 109: Не право, а обязанность трудиться

Oct 03, 2018 00:38


Продолжаем. Переделана 95дополнена), новые: 101 (+ доп.), 102, 103, 104, 105; 106; 107, 108, также см. 001-100
Для себя: закрыть тему 110, потом отдельно написать серию по этому и этому.

В.: При Советской Власти у всех было гарантированное право на труд
О.: Уточню - было не «право на труд», а обязанность трудиться. Напомню, за «тунеядство» в СССР наказывали, эмиграция была запрещена. В определённые периоды СССР было запрещено также увольняться, менять работу или переезжать в другое место. За нарушения дисциплины, такие как опоздания, например, была ответственность вплоть до уголовной.
Не то чтобы людей действительно массово сажали за опоздания, однако наше старшее поколение, начавшее рабочую карьеру в те времена, опаздывать крайне не любило. Проблемы от этого могли быть огромные.
Таким образом, право на труд, несомненно, в СССР было... однако само по себе право на труд не является большой ценностью. У крепостных крестьян тоже было право на труд и гарантированное рабочее место.

Что ж, давайте разберёмся
При чём тут эмиграция -- не понятно, скипаю, тема отдельно уже разбиралась.
Также не ясно, почему "тунеядство" в кавычках*? Смотрим словари:
"Тунежительство, тунеядство, дармоедство или мироедство, бездельная жизнь, праздная, на чужой счет, чужетрудная. Тунеяд, тунеядец, тунеядка, дармоед, мироед, живущий в праздности чужими трудами, бездельник" -- словарь Даля;
"жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье" -- Большой Энциклопедический словарь. 2000;
"в широком смысле паразитическое существование за счет общества" -- Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003;
...и т.д. Вполне конвенциальный термин. Здесь надо чётко понимать, что нельзя сравнивать элементы систем отдельно от систем. Сейчас, при капитализме, не просто "кто не работает, тот не ест", но на еду может не хватать и у работающего -- и типа всё по закону. Да, в СССР труд был не только правом, но и обязанностью. Что не скрывалось. Однако надо учитывать, что;
- система подразумевала не только обязанность работать, но и кучу того, что и сейчас при капитализма нормой не являтеся -- реальный 8-часовой рабочий день, длительный декретный отпуск, оплачиваемый длительный ежегодный отпуск,нормальные пенсии (и пенсионный возраст), куча санаториев и профилакториев и проч., и проч. Плюс надо не "забывать" про общие социальные базовые блага: жильё, образование, медицину. И т.д.
Проще говоря, позиция "нехорошо делать труд обязанностью" по сути означает два варианта:
- отобрать социалистические льготы, проще говоря -- сменить социализм на капитализм, где человек человеку -- эффективный собственник, и вертись как хочешь, т.е. тунеядцами будут "невписавшиеся в рынок", например, безотносительно их желания трудиться;
- разрешить гражданам откровенно паразитировать на обществе трудящихся, получая кучу бесплатных благ, но при этом не давая взамен свой трудовой вклад -- с чего бы такое позволять?
И нельзя "забывать", что на труд было и право. Безработицы как социального явления не было вообще. После вузов было гарантированное трудоустройство. Повышение квалификации оплачивало государство. И так далее.
Так что либо так, либо сяк -- а претензия вида "чего это вы социальные блага делаете по базе по сути бесплатными" или же "чего это вы не позволяете откровенно паразитировать"... она странная, не так ли?
Отмечу, что некая кривизна в системе появилась при Хрущёве, когда он запретил артели и крепко прижал частные сельские хозяйства, хотя в обоих случаях был вполне себе трудовой вклад в общее народное хозяйство. Но даже при наличии этого недостатка именно по вопросу паразитизма -- всё справедливо.

Что касается "определённых периодов", когда в СССР были ограничены увольнения, строго преследовались прогулы и опоздания, -- то не надо "забывать", что это всё относится ко времени Великой Отечественной войны. Мера вполне логичная, и ни один разумный человек против неё возражать не будет -- частные хотелки в такое время находятся отнюдь не на первом месте.

Важно понимать особенность СССР, которая не очевидна из уже ставшего привычным капитализма. Процитирую из своей давней работы "Социализм без ярлыков I: СССР" allan999:
«Главным, на мой взгляд, достижением социалистической системы было то, что любому человеку было гарантировано трудоустройство, при котором (на любом месте и на любой должности) ему также была гарантирована заработная плата, которую он мог заработать за 8 (восемь), и не более того, ежедневных рабочих часов, и на которую он мог жить.
Иными словами - работая на одной работе, без переработок, 8 часов в день, а то и меньше (за этим следили специальные органы), человек уже одной ею мог обеспечить себе средства к существованию. Остальное время оставалось ему по закону для сна и для отдыха, читай - для воспитания детей, возможно - иной полезной (в первую очередь - ему самому) деятельности, или для заработка “на стороне”, с целью уже не просто “жить” (это ему обеспечивала уже основная работа), а - жить лучше. С другой стороны, государство гарантировало то, что безработным человек не останется, при желании, ни одного дня.
Сейчас, как все понимают, не только одной-единственной работой куда сложнее заработать уже просто на жизнь, но и эта самая “одна-единственная” нередко не оставляет возможностей (в первую очередь времени) ни для второй, ни для “иной полезной деятельности”, ни для воспитания детей. Само понятие “восьмичасовой рабочий день” кануло в выгребную яму нынешних реалий...».
Так что демагогия с крепостными крестьянами не прокатывает: сравнивать надо комплекс "права и обязанности", а не выдирать один элемент в узком смысле.

И, кстати, нельзя забывать об идеологии и общественной морали. В СССР тунеядствовать было не принято, для подавляющего большинства это было попросту стыдно. При всех недостатках марксизма была именно трудовая этика, и это правильно. Если тунеядство становится нормой, а не девиацией, то нормой становится и паразитирование. Если оно ещё и приносит хороший доход (спекуляция, какие-нибудь поп-певички, "надо было бы вовремя майнить биткойн" и проч.) -- то это ваще мечта и образец для подражания. Последствия для социума ИМХО понятны, не буду разжёвывать.
Труд считался единственным источником благосостояния человека. Поэтому все трудоспособные граждане были не просто трудиться по принципу "лишь бы платили", а заниматься общественно полезным трудом. Сейчас же множество профессий (как правило, хорошо оплачиваемых) именно что вредят нации и государству.



Собственно говоря, уже всё понятно, но пробежимся по теме дополнительно в историческом плане "как оно было и для чего".

Из Конституции 1936 года.
Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы

Из Конституции 1977 года (СССР)
Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Из Конституции 1993 года (РФ)
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Тут, как понимаете, свободно можно выбирать и распоряжаться, вот только нет никаких гарантий работы, минимальный размер оплаты труда смешон и т.д. Что же касается "права на защиту от безработицы", то, безотносительно реализации этого права, безработица узаконена -- последствия, думаю, разъяснять не надо.
Оно, казалось бы, везде "право на труд", но есть, гм, нюансы...

Почему темой озаботились в с середины 1950-х начале 1960-х? Скажем, указ Верховного совета от 5 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравниваввал кочевых цыган к тунеядцам.
Думаю, повлияло несколько факторов. Во время войны не особо потунеядствуешь: все на виду и уклонение от работы по факту означает предательство Родины, а не "просто мелочь". Сразу после -- восстановление хозяйства и проч. А вот после смерти сталина наступила "Хрущёвская оттепель", включая снижение уровня ответственности. Это как с прихватизацией: надо было оттяпать для себя народное имущество, а народу кинули косточку приватизации квартир (отказавшись от бесплатной раздачи как нормы). Вот и тут номенклатура снимала с себя сталинские принципы ответственности, оставляя власть, поэтому народу тоже надо было дать послабления. Соответственно, появилась возможность подпольной экономической деятельности и всего такого, и надо было следить за категорией населения "не работает, а ест как не в себя".
Затем следует учесть кризис официальной идеологии и по сути исчезновение этики "любой труд почётен" (это отдельный сложный вопрос).
На практике по ст. 209 осуждались в основном лица, которые не просто не работали, но и вели антиобщественный образ жизни -- надо было основательно засветиться, чтобы обратили внимание. В половине случаев суд заодно назначал принудительное лечение от алкоголизма.
Председатель КГБ А.Н. Шелепин в речи на XXII съезде КПСС очень хорошо сформулировал суть:
"Советские законы - самые гуманные в мире, но их человеколюбие должно распространяться лишь на честных тружеников, а в отношении паразитических элементов, всех тех, кто живет за счет народа, законы должны быть суровы, ибо указанная категория лиц - это наш внутренний враг".
Что касается либерально-правозащитных воплей на тему применения с. 209 УК РСФСР "за политическое инакомыслие", то подумайте сами: если бы тот же Бродский работал бы, то как можно было бы осудить его за тунеядство? Хобби -- это не работа (вопрос его типа гениальности не затрагиваю, хотя тоже показательно).

Статья по теме: Слободкин, Ю. М. Ответственность лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни // Правоведение. -1980. - № 3. - С. 78 - 81
"Ст. 209 УК РСФСР состоит из двух частей: первая предусматривает ответствен­ность за систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также за ведение в течение длительного времени иного паразитического образа жизни: вторая - ответственность за квалифицированный состав преступления, т. е. в отношении лиц, ранее судимых по ч. 1 ст. 209 УК РСФСР.
...под систематическим занятием бродяжничеством следует понимать перемещение в течение длительного времени из одного населенного пункта в другой либо в пределах одного города лица, не имеющего постоянного места жительства или оставившего его и проживающего на нетрудовые доходы.
... длительным следует считать такое перемещение лица, которое продолжается более шести месяцев. Определенным ориентиром для судебно-следственной практики в данном вопросе должны служить нормы гражданского права, в частности ст. 306 ГК РСФСР, предусматривающая, что при временном отсутствии нанимателя, члена его семьи или всех этих граждан право пользования жилым помещением сохраняется за отсутствующими в течение шести месяцев.
...Под паразитическим образом жизни следует понимать совокупность признаков, важнейшими из которых являются: 1) уклонение совершеннолетнего трудоспособного лица от общественно полезного труда в течение длительного времени без уважительных причин; 2) использование в качестве источника средств к существованию нетрудовых доходов, извлечение которых запрещено законом либо противоречит нормам социалистической морали. ...срок менее четырех месяцев не рассматривается действующим законодательством в качестве длительного. ...в смысле ст. 209 УК РСФСР подпадают те случая, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырех месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни.
...К нетрудовым доходам, извлечение которых запрещено законом либо противоречит результате занятий мелкой спекуляцией, азартными играми, проституцией, сводничеством, эксплуатацией личных автомашин и т. д.
Нередко лица, на протяжении длительного времени уклонявшиеся без уважительных причин от общественно полезного труда, в качестве источника средств к существованию используют заработок других членов семьи (родителей, супруга). Если эти лица не заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или больными членами семьи, они могут быть отнесены к категории тех, кто проживает на нетрудовые доходы. ...
Лица, не занятые в государственном или общественном секторе производства и использующие в качестве источника средств к существованию доходы, получаемые за выполнение различных видов работ для отдельных граждан (строительство дач, колодцев, кладка печей и оказание других услуг за плату), не могут быть привлечены к ответственности по ст. 209 УК РСФСР, поскольку она распространяется только на лиц, проживающих на нетрудовые доходы. Однако если будет установлено, что факт получения указанных трудовых доходов утаивается от местных финансовых органов, должны быть приняты меры ко взысканию недоимки по подоходному налогу. ...
Лиц, ведущих паразитический образ жизни (при отсутствии в их действиях признаков бродяжничества или попрошайничества), необходимо приглашать в органы внутренних дел для официального предостережения о недопустимости паразитического существования. Им следует разъяснять, что в месячный срок они должны по своему усмотрению избрать место работы и трудоустроиться, а соответствующая помощь в трудоустройстве им может быть оказана исполкомом местного Совета народных депутатов. Если по истечении месячного срока такие лица не трудоустроились без уважительных причин, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Исполкомы местных Советов народных депутатов обязаны обеспечивать трудоустройство лиц, не занятых общественно полезным трудом, с учетом имеющейся у них специальности не позднее 15-дневного срока со дня обращения за содействием в трудоустройстве. .... Отказ от трудоустройства в соответствии с предложением исполкома местного Совета должен признаваться неосновательным, если предложенная работа не противопоказана гражданину по состоянию здоровья и соответствует имеющейся у него специальности. Нельзя говорить об уклонении от общественно полезного труда, если лицо после официального предостережения не сумеет оформиться на работу по независящим от него причинам (заболевание, отсутствие приказа о принятии его на работу и др.)".

Обратите внимание: работу предоставляли именно что по специальности, при этом в СССР была единая тарифная сетка зарплаты, а не как сейчас. При этом занятые домашним хозяйством не считались тунеядцами, если это действительно было так. Вот если реально тунеядство типа алкоголизма за счёт других, -- это уже статья.

P.S. Как известно, сейчас депутаты периодически заявляют о желании ввести некий "налог с самозанятых" -- т.е. даже если ничего не зарабатываешь, то плати тыщ 20 в год. При этом аргументацией заявляется типа социальная справедливость, но "почему-то" не предлагается вернуть расстрел с конфискацией имущества за экономические преступления в особо крупных размерах и даже ввести прогрессивную шкалу налогообложения, как в т.н. "цивилизованных странах".

мысли, СССР

Previous post Next post
Up