Понять СССР - 49: христианство, совместимость с коммунизмом

May 18, 2016 05:32

Решил реанимировать соотв. серию постов. Потом будет полезно в статью вместе оформить.
Так что продолжаем тему по стандартному источнику.

Про Косыгинские реформы я выкладывал краткие выжимки из книги "Капитализму в России не бывать!", по этому вопросу вот: http://m-antonov.chat.ru/capital/ant_glava_7.htm
Планирую эту главку в сокращённом виде вскоре на сайт как статью, на которую можно ссылаться будет, так что расписывать два раза одно и то же смысла не вижу.

Про цензуру -- это было в Понять СССР-9: запрещенные книги, фильмы и всё такое. Ага, вот новое:

Постулатами жизни советского человека являлись материализм и атеизм, с отрицанием личного посмертного бессмертия души и вненаучных форм познания и объяснения реальности. Советский человек был экспериментально помещен в область "примата материального над духовным". Он мог, как Павка Корчагин, сражаться в "борьбе за освобождение человечества", но враги этого человечества мыслились им предельно вещественно: как голод, лишения, разруха и физические страдания, а самым дорогим у него была, по той же цитате Островского, его земная жизнь.

Советская антропология оперировала парадоксальной версией Идеального, в которой аскетизм и служение праведника не подразумевали ни посмертного воздаяния и спасения, ни прижизненного почитания со стороны государственных институтов: даже великий герой мог в любой момент оказаться падшим "врагом народа". Советское Идеальное не предусматривало никакой связи с трансцендентным, с горним, с божественным. Сакральные категории едва ли мыслились в качестве потусторонних - всё, что было свято для советского человека, оказывалось объяснимым, земным и тленным. Ни советского аналога "Святой Руси", ни "погруженности в Вечность" в контексте такого Идеального не просматривалось. Даже главное достижение СССР, Победу 45-го, официальная пропаганда никогда не трактовала в метафизических или историософских терминах.

Но и в этом материальнейшем из окружений ничего прочно не принадлежало советскому человеку: он не мог распоряжаться своим посмертным существованием после жизни и был отчужден от собственности, покуда был жив.

Про собственность -- это потом, отдельным вопросом, а вот про "парадоксы идеального" -- можно и пояснить. Вот ещё поддакивание:

Официальный материализм и атеизм - да. Но в условиях тоже официального "культа" нестяжательства, примата общего над частным, пропаганды любви к Отечеству, самооотверженности вплоть до самопожертвования, а главное "культа" высокой нравственности, моральной и телесной (это очень важно!) чистоты и целомудрия. Плюс воспитание советского человека на лучших образцах мировой литературы, искусства. Всё это в результате формировало советского человека на по сути христианских ценностях. Хоть и без знания о Христе, человек, воспитанный на этих ценностях, приобщался к сакральному, горнему. Ведь, как говорили святые отцы, человеческая душа - христианка. И кроме того, подавляющее большинство русских детей все же были крещены в младенчестве. У нас в классе ( я пошел в школу в 1974) практически все были крещёные. Да, крестов не носили, а носили пионерские галстуки. Но на вопрос: "а ты крещёный?" тихо говорили "да", и все всё понимали.
Безусловно, все люди разные, и значительный процент советских граждан не проникся этими ценностями, воровали и обманывали... Но бОльшая часть всё же была "чиста сердцем". Может быть я идеализирую, но это мое глубокое убеждение.
Так вот непростительная ошибка ( или преступление) поздней советской власти в том, что она вместе с разрушением социалистической экономической системы погребла под ее обломками и "моральный кодекс строителя коммунизма". А эти вещи нужно было вовремя "развести".

Перенесено на сайт с дополнениями:
http://warrax.net/USSR/000.html

мысли, СССР

Previous post Next post
Up