Оригинал взят у
artem_r в
postВ предыдущем посте, как я заметил, меня не вполне верно поняли и, кажется, предположили, что я под фильтрами имею в виду некую экзаменационную комиссию, которая допрашивает каждого рвущегося во власть на предмет различия между эклогой и идиллией.
Поэтому считаю необходимым пояснить.
Сперва тезисно. Дурака дураком делает не глупость. Дурака дураком делает апломб.
Теперь подробно. Среднего человека отличает от человека более-менее развитого один-единственный базовый параметр - средний человек полностью удовлетворен имеющимся у него набором знаний. Он полагает, что с его помощью способен понять и изменить весь окружающий мир. Именно эта удовлетворенность, а не что другое, рождает на свет всех этих инженеров, которые опровергают теорию относительности, физиков, переписывающих историю, ученых слесарей, которые точно знают, как нам обустроить страну, и так далее. Это именно из этой среды у нас вербовался тот класс людей, что в бессчетных количествах (вспоминаю это с содроганием) ходили в редакции газет с планами по переустройству страны и утверждали, что Горбачев у них украл идею перестройки. По последнему признаку можно уже заключить, что такого рода уверенность в своих знаниях сродни психическому расстройству, и так оно и есть.
Смысл в том, что человек - животное любознательное. Чтобы у него отключить тягу к постоянному накоплению и обновлению знаний, нужно не только забить его тяжелым трудом - но еще и повредить его рассудок страхом, превратить его разум из познающего в приспосабливающийся, запугать его настолько, что человек будет пытаться даже солнцу приказывать вести себя прилично. Просто от ужаса перед миром. Ужаса, который он даже не в состоянии расслышать в себе.
Так вот, именно эти, поврежденные умом люди, уверенные, что любую задачу можно решить с помощью циркуля, линейки и здравого смысла, попадают во власть при отсутствии цивилизационных фильтров. Просто потому, что их апломбу нечего противопоставить. У дураков вообще очень много энергии и свободного времени, и именно потому, что им не нужно тратить время на приобретение знаний - они уже все и так знают.
И таки-да, народ их любит. Потому что они не эти вот все, не интеллектуалы, пидарасы, философы и современные художники. Они такие же, как мы. Нормальные люди. Они не говорят слова «ипостась». Они не зануды, они не требуют соблюдать смехотворные правила русского языка. Какие, в жопу, правила? Главное - чтобы понятно было, что человек говорит. Если написать «я ничево нипонял» - то ведь понятно же, что человек хотел скакать, так? Ну и на хуя нам правила русского языка? (Если вы думаете, что последнее - это какой-то особенный гротеск - то прошвырнитесь по сетевым дискуссиям на предмет того, как нам реформировать русский язык и отменить ненужное правило писания «не» и «ни». Их особенно любят вести отчего-то женщины, преимущественно молодые мамаши - я полагаю, причина этому та, что язык, законы которого они пытаются отменить, гарантированно не даст им за это в лоб сразу. Вот если бы они попытались таким макаром поменять физику - то их бы током немедленно убило, и они это понимают. А язык - что? Он стерпит. И на язык, натурально, накидываются все, даже физически слабые, это дворовое правило).
То есть, возвращаясь после этого небольшого потока ядовитых слюней. Вот чем занимаются цивилизационные фильтры. Они выбраковывают из гонки людей, которые готовы с помощью циркуля и линейки строить атомную подводную лодку и поворачивать реки. Они выбраковывают всех этих профессоров всех академий на свете, весь этот РАЕН, весь этот обывательский здравый смысл. То есть, единственное, что они делают, по большому счету - это проверяют каждого кандидата на то, готов ли он учиться дальше или он уже точно знает, что выучил все, что нужно. В последнем случае они мягко предлагают ему переключиться на футбол и семейные отношения.
Так вот, у нас именно эти фильтры рухнули. И теперь у нас во власти люди, которые берутся за любой вопрос, любого уровня сложности, сообразуясь с теми представлениями о мире, которые им заложила в голову любимая учительница арифметики Марья Ивановна. В сущности, нами правят те самые ученые слесаря, которые, придя к тебе домой чинить кран, проводят на кухне три-четыре часа, со вкусом рассуждая о природе власти, достижениях сталинской экономики, дарвиновской теории и голосе разума инопланетян. Они даже иногда попутно починяют кран. Но когда они убираются из твоего дома, то ты пьешь валерьянку, надеваешь на голову холодную крышку от кастрюли и думаешь «Боже, за что?»
И, судя по тому, что эти люди делают с нашей системой образования - мы с этой крышкой на голове проходим еще долго.