Продолжение. Все, закончил Mass Effect. 56 часов игры (ну, потратилось чуть больше, т.к. возврат к сейвам не учитываются).
Ну, что сказать: отлично. Конечно, это не Fallout 2 по антуражу, но в кои-то веки было приятно поиграться в этом плане. S.T.A.L.K.E.R. (я его не прошел, кстати; тоже надо будет пострелять) в плане монстров и проч. хорош, но вот сюжет -- так себе (впрочем, продолжения пока не видел и даже первый лишь на четверть прошел). Тут же как кино смотришь.
Замечания по игре (к тем, которые уже были):
1. Что за фигня творится на планете
Чохе (система Какус в Гамме Аида)? Появляется система вместе с системой Плутос, когда Шепарда отправляют на дипломатические переговоры с преступным боссом Дариусом, зная его дипломатические умения (условия получения квеста: Шепард "зол" на 80% (246 очков)).
Приземляюсь, езжу -- и вдруг обнаруживаю, что нет кнопки "вернуться домой" (как на сюжетных планетах). Сначала есть, а потом пропадает. Все объехал -- вдруг что найти надо или убить кого -- ни фига. Это баг или фича?
2. Некоторые квесты -- гм, странные. Скажем, беременная пара совета на тему "надо ли лечиться" требует совета аж СПЕКТРа. Хорошо хоть, что памперсы сменить никто не просит.
3. С амуницией и пр. полная фигня. Я жаловался в начале, что денег нет -- так это в начале. После 20 LVL становится резко легче, а после 30 LVL становится проблемой обратно: "что купить-то?". К концу игры у меня элитными наборами СПЕКТРа X была снабжена не только главная трейка, но частично и остальные. Обеспечил бы всех, просто не успел купить, т.к. не всегда в продаже, а когда есть -- лишь по одному экз.
К тому же -- полная кривизна логики: с ростом левела в магазинах начинает продаваться аппаратура дороже, у противником в ящиках начинает появляться техника все серьезнее и серьезнее... Логика где?!
Магазины -- они что, только Шепарду продают, и поэтому в ассортименте исчезают дешевые вещи? А противники как это определяют -- типа Шепард становится все известнее, и для борьбы с ним приходится использовать пушки побольше? Ну так пользоваться-то они ими не пользуются!
В большинстве игр этот вопрос решается логично: проходим карту отсюда туда, чем дальше в лес -- тем толще партизаны. Противники сильнее и пушки мощнее. В принципе, можно быстренько пробраться, если повезет, маленьким левелом подальше и прикупить пушку "не по рангу" (если денег хватит), что геймплейно и кузяво. А тут ---.
4. При этом -- по тому же принципу -- получается полная шняга с квестами. Первая планета -- еще ладно, а вот дальше получается смешно, когда подходят и говорят: "Уважаемый правительственный агент 000СПЕКТР, вы тут не подшпионите мне, первой встречной, аж за 500 кредитов?". При этом на кармане с поллимона точно есть.
Надо делать все наоборот: пушки и проч. продаются ранжированно по магазинам, а вот квесты учитывают левел Шепарда, чтобы взятки были логичного масштаба.
5. Игра легко проходится снайпером. Даже слишком легко -- был бы Шепард один, то ладно, а так он с карамультуком, и еще двое с автоматами и дробовиками прикрывают на короткой дистанции.
При этом я проходил разведчиком, из оружия у него пистолет и снайперка. Зачем тоже неписям -- остается загадкой. Снайперкой они кое-как пользоваться умеют, если раскачать по полной -- но я Шепардом и с одним слотом навыка врагов валил. Пистолет стреляет очень даже неплохо, а на автомат и дробовик у Шепардда слотов нет в принципе. Получается маразм: с одной стороны -- можно таскать самые простые стволы; с другой -- не солидно же! Вот и приходится покупать по поллимона, не считая обвеса и спецпатронов. У неписей -- то же самое, соотв.
Хотя идею, что солдат должен иметь с собой пистолет, автомат, дробовик и снайперку -- одобряю. Но это если унигель есть и все компактное и легкое получается :-)
6. Жить становится резко легче, как только появится 1000000 денег. Тогда интендант в Академии начинает продавать "набор СПЕКТРа" сначала VII левела, а затем -- X. Вообще-то, доступ к таким вещам логично давать за подвиги и способности, а не за деньги.
При этом нигде в игре на это намеков нет -- а ведь с определенного момента логично чуть погодить новое закупать, подкопить, и купить сразу крутое.
7. Самые хорошие пушки, кроме спецнабора -- русские. Интересно, это при локализации или в оригинальной игре тоже так?
8. А вот с броней -- полный швах. Я нормальную для Шепарда ("Колосс IX") раздобыл только в самом конце -- и то случайно нашел в каком-то сундуящике, ровнехонько перед встречей с Сареном, а до этого вобще в обносках ходил. Где "Колосс X", почему мне его не продают? От Совета ничего не дождешься; Альянсу пофиг; даже спекулянт, что пригрел на борту, не хочет уважить командира.
И с остальными не лучше: у Эшли "Титан IX", а у Рекса вообще "Титан VII" только, и фиг что лучше найдешь, хотя каждый раз при посещении Цитадели всех торговцев обхожу.
9. Что за идиотская идея ограничить левел? Это, конечно, не изобретение, и в других играх было, но в том же Fallout -- заканчиваешь сюжет с запасом по левелам даже при размеренной игре, а тут 50 LVL был уже к Вирмайру.
10. Самый зверский босс -- наемник-кроган в Тау Аретмиды. По логике, надо проходить сюжетные планеты, начиная именно с этой, т.к. там будет еще один член команды (спойлер, конечно, но тем не менее -- и по сюжету логично просто поехать поискать раскопки, чем сразу выезжать на "там большие проблемы с гетами", левелом не вышел). Я сумел его прикончить уже на >30 LVL, когда его сопровождающих убивал с одного выстрела. И то он меня раз пять рвал на части, а потом просто повезло: сглючил AI. Удалось нечаянно стать так, что он то ли меня не видел, то ли не знал, как обежать препятствие -- справа или слева; но факт, что оставался на месте несколько секунд, просто подергиваясь, чего и хватило.
Сарен-зомби-мутант -- финальный босс -- убивался куда легче.
11. Бионавыками не пользовался практически -- так, было что-то в начале дано. Качать их -- значит, забить на развитие стрелкового оружия и линий спецназовца и СПЕКТРа. Работают они неплохо, кстати -- синяя няшка очень помогала мочить насекомых (так-то я ходил везде с Эшли и Рексом, но не мог же я не взять такую милую девушку на операцию "убей мамочку"?), и Рекс в конце, имея далеко не всю биотику, вполне себе сам распинывал гетов на расстоянии в самом конце.
12. Управление неписями кривое. По-нормальному, надо было делать паузу, во время которой можно подвигать бойцов конкретно, а не "боевой дисплей". Скажем, нельзя тупо сказать "ты стой здесь и смотри туда, а ты -- здесь и туда". Конечно, AI неписей -- это приятно, не в шахматы играешь, но в результате их ресурс используется далеко не полностью. Скажем, с той же биотикой вообще маразм: целишься, получается, "от себя", а бионить будет Рекс, который может вообще сбоку стоять.
Особенно понятно это на снайперках -- они нормально работали лишь когда в самом конце геты десантировались с корабля, и их надо было отстреливать издали. Они тогда в принципе не попадали, и можно было просто стоять и не спеша их отстреливать. Эшли тогда из снайперки тоже несколько гетов сняла. Обычно же снайперкой надо работать методом "осторожно высунулся -- стрельнул -- спрятался -- повторить", а так непись не сделает и словит какую-нибудь ракету. Когда издали на планетах пушки таки образом расстреливал и танки шагающие, пытался неписям тоже снайперки дать -- ща, они стоят как дебилы герои в полный рост и реагируют на ракеты, только когда они по ним попадают -- помирают тут же.
13. Так и не въехал в систему воскрешения неписей. Ладно, если бы на корабле -- пусть это чудеса техники, типа клонировали и переписали мозги с последнего сейва. Пусть это была бы сперхсекретная биотехнология только для СПЕКТРов -- типа бегает зомби с рефлекторными навыками "мозги!!!! убить их всех!", а потом типа клонировали и переписали мозги с последнего сейва.
Но они же воскресают и сами, стоит врагов на локации перестрелять! Это как?! Не, пусть биотехнология на автомате, но чего тогда один непись помирает в самом начале, когда еще обучалка идет, и много-много народу типа померло, так померло?
Прим.: сейчас вот чит придумал. Ищем молотильщика на какой-нибудь планете, садимся в засаду со снайперкой и посылаем напарников на верную смерть. Делаем несколько выстрелов, воскрешаем, делаем несколько выстрелов -- и пока червяк не помре. Экспы будет -- ого-го!
14. Насчет убивания -- интересно, а почему у гетов такое слабое оружие? Казалось бы -- боевые человекообразные роботы, там такого наворотить можно... Слабаки с обычным стрелковым, ракетное летит медленно так, величаво -- всегда можно уклониться. Снайперы -- казалось бы, должны быть смертельно опасны -- так у них оружие сначала тыкает в тебя лучом, который виден, и опять же можно отойти.
15. Счетчики "бобра/козла" весьма странны. Ну ладно, иногда это понятно: "соплеподтиратель vs бесчувственное хамло", но местами меня шибко удивляло, когда за правильные действия, просто без соплежуйства, получал "отступника" (от чего отступал-то, кстати?). При этом, не занимаясь холокостированием без причины, не посылая никого матом просто так и т.п., заработал полную шкалу "отступника" (пытались еще добавить очков, хотя шкала уже закончилась). И где-то треть "героя".
Отвечал на все честно, "от себя", не подгоняя под "хочу баллы в эту шкалу".
Впрочем, с этим вообще проблемы во многих играх -- скажем, в Fallout 2 у меня всегда были довески к титулу "спаситель нации" (или как там его, точно не помню) -- "гробокопатель" и "убийца детей" (а что с ними делать, если они камнями кидаются и даже разговаривать не хотят?). А в Arcanum'е у меня как-то соотв. параметр был типа "100% зло", причем -- "ничего такого". Под конец игры уже сообразил, в чем, вероятно, дело: я в самом начале нашел некий хороший по ТТХ щит, который и протаскал полигры минимум. А он был проклятый или типа того -- еше при использовании такую красивую пентаграммку рисовал вокруг. Но ничего плохого он не делал, одна польза, так что ничего не понимаю.
Ну и предсказуемость доставляет. Из прохождения: "Предугадать ответ Шепарда непросто, и чтобы игроки не путались в «хороших» и «плохих» вариантах, разработчики разложили ответы по местам: ключевые фразы диалога разместились на колечке выбора вариантов справа, уточняющие - слева. «Джедайские» ответы всегда наверху, нейтральные в середке, «злые» - внизу. Тем, кто играет на стороне добра, даже задумываться не надо над выбором. Злодеям приходится труднее - шлепая всегда по нижним вариантам ответа, можно прошляпить побочный квест."
16. Любовная линия. Не, а чего бы не совместить личико Лиары и все остальное Эшли? Разработчикам пофиг, какую модель куда приделывать, а жилось бы куда проще. А то выбор между отчетливой семиткой и кальмароголовой гермафродиткой, которой более 100 лет, из расы космических толерастов, в чьей среде чистокровные браки считаются неприличными -- это уже слишком. Радует, что хотя бы геев в игре нет.
При этом бабы сговорились -- я как-то не хотел выбирать так сразу: думал, в конце согласиться, ролики посмотреть соотв. по приколу -- вот и сказал Лиаре, что с Эшли мы просто друзья, но и инопланетянок я уважаю исключительно издали. Все -- она разболтала Эшли, та обиделась и больше на попытки лично поговорить лично отвечала "занята!" (как и Лиара давала от ворот поворот).
17. В любой игре от конечности выбора ответов/вопросов никуда не деться, но одно дело -- когда бегаешь по большому миру, и другое -- когда все те же на корабле. Доктор, шкипер, главмех... Можно было хотя бы полста анекдотов забить, пусть рассказывают.
18. Ролики! Как задолбали ролики! Они красивые -- но почему их нельзя скипать? Причем иногда они попадаются там, где сейва не сделать -- особенно добило спасение Лиары. Ролик с благодарной няшкой, ролик "ща все развалится", ролик "а вот и мы, ваши неприятности" -- подряд. Поскольку неприятности большие, то умираешь на раз и не раз, и приходится каждый раз смотреть весь пак роликов. А чтобы нельзя было за это время пойти на кухню сделать чаю и т.п. -- в середине сделана пара диалогов, которые все равно приводят к одному и тому же, но приходится нажимать ручками каждый раз заново.
19. Часто выбор предоставляется какой-то странный.
Ну, я понимаю "оставить помирать Кайдана или Эшли" (я оставил Кайдана, т.к. во-первых, он честно первый вызвался, а во-вторых, у него было чуть хуже оружие, а поменять его я не мог).
Ладно, еще кое-как можно понять "оставить в живых доктора, который ставил опыты на сержанте, который его готов пристрелить" (я было хотел -- вдруг он что полезное умеет, но доктор начал такое нести, что я его сам пристрелил за наглость).
Если бы матка ракни требовала бы не отпустить ее, а просто оставить в живых для опытов, еще бы можно было подумать; но выпустить куда-то размножаться такую расу? Ну и чисто из тщеславия: мало кто сможет сказать "я устроил геноцид, уничтожив полностью целую разумную расу" :-)
Но вот, скажем, ни на что не влияющий выбор с партией "за землян". Ее глава все нормально объяснил -- да, есть экстремисты, но партия -- именно за равноправие землян, которых сейчас инопланетяне за людей не считают. Чтобы тут быть против -- надо быть полным толерастом. Полная аналогия с русским национализмом в РФ.
Еще феноменальнее последние два выбора: "уничтожить то, что грозит уничтожением всей Вселенной vs спасти троих полных мудаков, которые презрительно топорщат губы на людей" (да и потом -- "делать ли землянина главным в Совете или опять делать политкорректный вариант") и "вы за кого как главу Совета -- за вашего отца-командира, который готов умереть за Землю и лично вас очень уважает, или за мудака-политикана"? Что, по замыслу разработчиков, кто-то может ответить "конечно, спасем Совет, землянам там не место, а начальником хочу политикана, который меня отстранит от работы, как только это захочется одной из инопланетных задниц, которые он лижет"?
20. Да, починка компа, где требуют 100 ед. унигеля (что, впрочем, к тому времени не проблема). То, что это "
Ханойская башня", я понял, почитав прохождение игры. Что и как делать в игре -- абсолютно не понятно. При этом понять логику "переставить блоки из стойки 1 в стойку 3 можно только таким способом" невозможно.
21. По мере прохождения дают какие-то странные медали.
Есть полный маразм -- "медаль «За долгую службу» дается после двух прохождений". На фига два раза проходить?!
Или, скажем, "«Милитарист» - дается за 150 убийств и прибавляет 10% здоровья. Мимо этой награды пройти будет, прямо скажем, непросто даже самому доброму герою" -- ага. Еще бы за каждый левел давали бы.
"«Богач» - дается за миллион кредитов на счете" -- за это еще и медаль дают! Ваще.
Или там медали "за то, что много воевал вместе с таким-то союзником". За Эшли я медаль получил, а за Рекса -- нет. Удивился, потом дошло: видимо, считается кол-во "выходов", при которых отбираешь команду. Так вот, воевал я всегда с Эшли и Рексом, кроме миссии на Новерии, когда взял Лиару к маме. Потом была мысль Гарруса взять на последнюю миссию, он лично хотел до Сарена добраться, но Рексу тоже хотелось -- и я ему обещал не просто по доброте душевной, а поскольку твердо обещал, когда он психовал, что Сарен может генофаг вылечить (можно, конечно, было взять Рекса и Гарруса, но для последней миссии было очевидно, что тяжелая броня рулит, а навыки инженера вообще не нужны, и у меня свои есть -- ограниченные, как и у Гарруса).
Так вот, на каждой планете оставалось по одному (в начале -- иногда по два) девайса, которые я не мог вскрыть сам из-за слабого знания электроники и дешифровки. Так что я зачищал планету, возвращался на корабль, брал с собой Гарруса и Тали -- и отправлялся вскрывать замок либо дешифровать данные. А вот по Цитадели, когда там уже просто по магазинам и поговорить, я Рекса не брал, а брал других, которые обычно на корабле -- послушать, что они говорят, хорошо сделано. Иногда и Эшли брал на пару с Лиарой -- когда они обе попытались заигрывать со мной -- хотелось проверить, что они в паре будут говорить (вот тогда-то они и сговорились, видимо).
Вот и получилось, что Рекс, если по кол-ву выходов, то меньше требуемых 75%. А что по времени будет и 90% -- это никого не волнует, по-видимому.
22. Карты, скажем так, не особо большие и немного так прямолинейные, ага. Дополнительно: я еще понимаю стандартные станции на планетах -- но вот стандартные пещеры?!
23. Крайне странно, что нельзя кого-то убить. На Феросе был один азиат-мудак, который все знал, я его хотел пристрелить -- но сначала расспросить. А он быстро закончил разговор, и все -- раз я не сказал сразу "ща пристрелю", то нельзя уже.
Люди, которым выжгли мозги -- сразу не понятно, насколько. Сказал "выпустить", открыл дверь -- посмотрел -- ОК, надо бы пристрелить, как соратники советовали. Все, уже нельзя, им пофиг, пули не берут.
Деревянные зомби -- я не понял, а чего это они неуязвимые, пока сидят? Как это логически объяснить?
Кстати, почему за ликвидацию колонистов-зомби дают "очки зла"? Ну, может, их потом как-то можно вылечить, раз МегаКорень был уничтожен (сам дурак -- типа разросся на всю планету, а все четыре мозга вывесил на виду и в одном месте). Но они сами начали по мне стрелять, как только приехал -- деревянные зомби нападают, а двое этих из-за укрытия лупят из автоматом. И потом они тоже были вместе с деревянными -- понятно, что будут в них превращаться.
24. Мако. Ладно, своеобразность езды. Можно не придираться "чего это такая мощная пушка", даже приятно.
Но как себя должны чувствовать сидящие внутри во время всех этих кульбитов?! Что, нельзя было сделать что-то типа небольшой антигравитационной подушки, чтобы летал БМП низенько, но при этом не переворачивался?
25. Перевод очень радует. Только иногда у Шепарда странные интонации не в тему -- видимо, актер озвучивал "по бумажке", не видя игровую ситуацию.
26. А что, сложно было сделать так, чтобы соратники не пытались бы пристрелить врагов сквозь стену, перемещались бы на линию огня?
27. Кстати, а что на какую-то структуру жалуются на чьей-то морде? Ничего такого не заметил.
28. А вот этого не знал: "Не все знают, что найти полезные ископаемые можно и на астероидах. При заходе в звездную систему на карте не торопитесь обследовать небесные тела, а проверьте астероидные поля. Через несколько секунд поиска курсор обычно наталкивается на пункт «Нет данных» - как раз наш случай. На подобных находках попадаются полезные ископаемые, записи матриарха Дилинаги и турианские эмблемы. Высадиться на астероиды нельзя".
У меня один жетончик остался ненайденным...
Кстати, по поводу планет -- полный бардак. Миниатюрные газовые гиганты вблизи звезд, например.
29. Выяснил: "Уровень героя. Чем он выше, тем больше дают опыта. Так, например, за гета-ракетчика на 10-м уровне мы получаем 23 очка, а на 20-м - 48". Что за маразм?! Убивать легче, а опыта больше.
30. Глянул, что будет после окончания -- типа можно еще десяток левелов набрать. И тут полный маразм: ладно бы, если еще можно было побегать по планетам и т.п., экспу добрать, раз она как-то учитывается при переходе на вторую часть.
Но там все надо проходить с самого начала!!! Включая обучение!
Шепард уже в броне предпоследней навороченности, с самыми крутыми пушками (причем в рюкзаке их на всю команду еще есть), будет повторно загружать в мозг маяки, ага. Разработчики чего, грибочков обкушались? Нафиг-нафиг.
При этом сохранены набранные характеристики, но обнулена шкала "хороший/плохой" -- это как и зачем?
Единственное, что приходит в голову на "что за?!" -- это вариант, который сделали для сдвинутых именно на этой игре маньяков, которые сначала пройдут все за "разумного Шепарда", а потом "за слюнтяя Шепарда" по приколу -- тогда можно получить аж новый квест и пару новых медалек. А можно еще тупо прикалываться, выбирая идиотские ответы в диалогах. А еще можно пройти второй раз, а потом, собрав все лучшее орудие и бонусы, третий -- на "невозможном" уровне. Бр-р-р...
В принципе, у меня оставалась Pinnacle Station, но в этом иллюзионе экспу не давали, да и проходить начало второй раз, чтобы отпустили полетать -- нафиг-нафиг.
Итого.
Совсем теоретически было бы интересно пройти бы
биоником со снайперкой, но тогда будет два разных Шепарда, а он импортируется во вторую часть, так что нафиг -- не проходить же все три части по два раза.
Да и сюжет линеен все же, и если чистый шутер проходить второй раз по приколу еще можно, то RPG -- как-то не особо, это нужна навороченность мира Morrowind или Fallout 2, когда хотя бы не знаешь, кого рандомно встретишь, можно в несовместимые организации вступать и т.д.
Себе на потом, две лучшие ссылки по прохождению, там и по 2-му есть, пригодится:
http://www.lki.ru/text.php?id=4328http://masseffect-universe.com/publ/obshhie_svedenija/mass_effect_1_prokhozhdenie/34 Для тех, кто не играл -- вот хороший комикс, пересказывающий сюжет (тут Шепард -- женщина, и есть некоторые отличия в выборах во время игры; но суть передана очень верно):
http://a-comics.ru/comics/mess-perfect/1-1 Это вот предпоследний стрип, конец сюжета:
В общем, отвлекся, разгрузился, сейчас надо разгрести почту и все такое, затем -- файло, как и собирался, а потом посмотреть на Mass Effect 2.
Кстати, что у меня будет с любовной линией во второй части, раз в первой не сложилось?
И еще вопрос заранее --
к ME2 есть всякие допы, как мне сказали. Они, наверное, не все переведены -- ставятся ли они на русскую версию игры? Скажем, Pinnacle Station так прикручен -- все просто переходят на английский язык, типа к иностранцам прилетели :-) С субтитрами -- нормально.
P.S. Я не тормоз, просто не игроман, и предпочитаю играть, когда уже баги пофиксены, патчи написаны, прохождения опубликованы и т.д.
Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время: