Ну что, отряхнем пыль с одного из долгов)))
Пришло время рассказать о самом Смольном Институте для пояснения кто же такие смолянки...
В первой части я затронула тему художника-портретиста
Смолянки. Часть первая: вводная, но остался вопрос о Смольном... Не, оно легко гуглится, но пусть история будет полной)))
Сам Смольный как Институт начал свое существование мае 1764 года. 5 мая по старому стилю, 16 мая - по новому. Императрица Екатерина II издала указ, по которому в России было учреждено первое привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян - «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт благородных девиц).
Инициатором создания общества и автором его устава был Иван Иванович Бецкой.
Бецкой, к слову, и сам достаточно интересная личность, как оказалось. Весьма нетривиальный сударь, с интересной биографией и происхождением)) Возможно, чуть позже сделаю о нем отдельный пост.
Портрет И.И. Бецкого. Личный секретарь Екатерины II, президент Императорской Академии художеств.
Конец 1770-х, художник неизвестен, но считается, что это копия работы А. Рослина, которую тот написал в 1777 году. Холст, масло.
Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вёл речь о воспитании «новой породы» людей. Целью этого учебного заведения, как говорилось в указе, было «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Цитата взята отсюда
История Смольного Института Начальницей института была назначена княгиня Анна Сергеевна Долгорукова, а правительницей - француженка Софья де Лафон. Вскоре Долгорукая ушла от руководства, и Софья Ивановна возглавила институт, которому она отдала более тридцати лет. Именно при ней были заложены традиции Смольного, составлены учебные планы, правила, распорядок, выстроена экономика института, принята форма воспитанниц и сделано многое, многое другое. Да и сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.
Портрет Императрицы Екатерины Великой кисти Левицкого. 1782 год, холст, масло.
Фото с выставки, сделано на мой китайский тапок.
Сначала Институт располагался при Воскресенском Смольном женском монастыре, а в 1809 году переехал в новое здание.
Институт был рассчитан на содержание 200 девиц «благородного звания», и принимал девушек из родовитых, но небогатых семей, родом как из России, так и из других стран - дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. И само название "смолянки" ("Смольнянки") очень быстро прилипло к девушкам))
Фото взято с
сайта Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 класса или «возраста» по 3 года каждый. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. Первый приём девочек в возрасте от 4 до 6 лет состоялся в августе того же 1764 года.
Девочки каждой возрастной группы носили платья определённого цвета: первый возраст имел платья кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», второй - голубого или синего, третий - серого, старшие девочки ходили в белых платьях. Впоследствии, как непрактичные, маркие, их заменили на зелёные, но традиция называть класс «белым» осталась.
День воспитанниц начинался в 6 часов утра, после утренней молитвы и завтрака они шли на уроки, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Девочек учили чтению, правописанию, истории, географии, иностранным языкам, основам математики, физики, химии; а также рукоделию, танцам, музыке, светскому обхождению.
И в качестве отдельного факта можно сказать, что методика преподавания иностранных была интересной: каждый день с подъема до отхода ко сну воспитанницы должны были общаться на определенном иностранном языке, уроки (по возможности) тоже шли на этом языке. Если классная дама слышала в коридорах или на прогулке в саду русскую речь, следовало наказание. Когда ученица не могла объяснить подруге свою мысль, они могли подойти к классной даме и узнать нужные слова. В екатерининское время упор делался на французский и немецкий, позже к ним добавился английский.
Фото стырено отсюда
История Смольного Института Правда, и минусов хватало. Например, поддерживал стройную фигуру рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний. По найденным сведениям завтракали девицы небольшой порцией каши с молоком, куском хлеба с ломтиком сыра и сливочного масла, а также чаем со сдобой. На обед подавали овощной суп, мясо и маленький пирожок. Вечером воспитанницы пили чай с булкой.
Во время постов питание становилось хуже. А мы помним, что пост был обязателен, так что девчонкам можно только посочувствовать: утром полагались картошка с постным маслом и вязкая каша, днем суп с крупой, небольшой кусок рыбы и постный пирожок. Вопрос: а где ужин - опустим за отсутствием такового.
Можно еще отметить температурный режим в спальнях учениц - она не поднималась выше 16 градусов. Девушки рано ложились, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Считалось, что все это закаливает девочек. И вот этот кошмар длился 12 лет.
Фото стырено отсюда
История Смольного Института Знания оценивались по 12-ти балльной системе: 1-2 - «худо», 3-4 - «слабо», 5-6 - «посредственно», 7-8 - «хорошо», 9-10 - «очень хорошо», 11-12 - «отлично».
И хоть телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но классные дамы (преподавательницы) порой прикрикивали на провинившихся, хотя это не одобрялось. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» (от французского «mauvaise» - дурная). Тех же, кто никогда не нарушал правил и вел себя идеально, дразнили «парфетками» (искаженное французское «parfaite» - совершенная). Отличниц и тогда не очень-то и любили)))
Ко всему прочему девушки обязательно посещали представления в императорских театрах и сами участвовали в самодеятельных постановках, на которые часто заходили «высокие гости». Екатерина имела обыкновение приводить на институтские спектакли своих приближенных и иностранных визитеров. И вот в 1773 году и были заказаны портреты девушек в театральных костюмах, тем более, что в 1773 году состоялась публичная церемония перевода девушек «среднего возраста» в «старший», и первый большой выезд воспитанниц в свет. И все эти события были обставлены пышно и торжественно))
Главным же событием в жизни воспитанниц оставался публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. Помимо аттестатов лучшим ученицам выдавали шифр Императрицы - золотой вензель в виде инициала императрицы. При Екатерине II его получали шесть лучших учениц, и лучшие воспитанницы определялись в придворную службу и становились фрейлинами. Шифр был золотым и с красивым золотым бантом. Впоследствии фрейлина носила более драгоценный шифр Императрицы.
Фото сделано на выставке
Когда умерла Екатерина II, Смольным начала управлять жена Павла I Мария Федоровна. Она внесла существенные изменения в жизнь института. Воспитанниц стали принимать с восьмилетнего возраста, а сроки обучения сократились с 12 до 9 лет. Появились почасовые уроки, а также экзамены два раза в году. Да и шифр стали выдавать уже не шести, а десяти лучшим ученицам.
Но есть еще главный нюанс - изменилась цель обучения девушек. Если при Екатерине стремились воспитать личность, то при Марии Федоровне - хорошую покладистую жену, но это уже совсем другая история.
Фото сделано на выставке
И на этом, пожалуй, закончим про Смольный. Рассказывать про него можно очень долго и обстоятельно, но в тему Смолянок рассказ уже не вписывается.
Forever yours,
Рыж
И вот в следующей части уже будет непосредственно про портреты.