Гендер / теория власти / феминизм
(продолжение) 25.07.2010
accion-positiva.livejournal.com/12119.html «Механизмы власти и освобождение (II)
Как и почему появляются в доминантной группе отщепенцы? - Самой интересной моделью производства отщепенцев из барских рядов мне кажется модель на основе кулинарного треугольника Леви Стросса:
Гнилое ← природа трансформирует ← Вареное
↖ ↗
природа трансформирует культура трансформирует
↖Свежее↗
Эта классификационная модель получается путем перекрещивания двух дихотомических различий.
Первое различие - это отсутствие/присутствие какой-либо трансформации, противопоставляя уже трансформированное ("вареное") и еще не трансформированное ("свежее").
Второе различие - биполярное, противопоставляя трансформированное культурой ("вареное", поляризуемое как положительное) и трансформированное природой ("гнилое", поляризуемое как отрицательное).
Эта классификационная схема может применяться (и на деле применяется постоянно, как ментальный процесс она автоматизирована) к любому процессу трансформации.
Применительно к вопросу о производстве отщепенцев из доминантной группы, можно схематично изобразить этот процесс как:
Монстр ← Патриарх
↖Герой↗
Героем будет человек в начале процесса воспитания. Предполагается, что после его завершения, человек завоюет себе право перейти в класс патриархов, держателей и гарантов порядка. Воспитание - это трансформация человека культурой и серия испытаний на адекватность (отсюда "геройские" декорации). Какова же культура доминантной группы? - Две её основные характеристики - этожесткая иерархизация и интропунитивность. Внутри доминантной группы существуют бесчисленные уровни доступа к власти, принадлежность к тому или другому уровню определяется соответствием кандидата реквизитам уровня. Сама принадлежность человека к доминантной группе - это нечто, требующее постоянного доказательства: происхождение, образование, состояние, влияние, репутация, круг знакомств... С вас в любой момент потребуют рекомендательные письма и осязаемые доказательства успеха. Это может сделать каждый, любой может поставить Вас под вопрос. Сама потребительская культура - это постоянный вызов способности человека поддерживать определенный статус внутри доминантной группы (например, в рекламе сейчас настойчиво - и немного насмешливо- от имени компании SONY спрашивают, а когда ты соберешься перейти на изображение 3D). Человеку вменяется в вину то, что он не на вершине. Ты стóишь столько, сколько ты сделал/приобрел. Сравни себя с теми, кто стоит выше, и устыдись. Членство в клубе избранных можно только купить, но цена меняется ежеминутно: кто не успел, тот опоздал.
Таким образом, в рамках доминантной группы процесс воспитания и социализации есть, по сути, аннигиляция субъектности и замена ее на атрибуты (не произвольные, а строго нормированные). Когда человек перестает быть субъектом, он, возможно, достигает статуса патриарха и начинает распоряжаться жизнью и смертью ему подчиненных, а возможно, и не достигает его, но в любом случае, он заболевает болезнью господ - неврозом/"недовольством культурой".
Потеря субъектности может озадачить человека на ранних стадиях воспитания: может случиться, что инстинкты ("природа") оказывают слишком сильное сопротивление, и человек сразу намечает свой путь как путь из героя в монстры, в отщепенцы, - но это еще не значит, что он превратится в Лидера угнетенных масс. Должна произойти положительная идентификация отщепенца с desperados, и происходит она (если происходит) на почве не-субъектности. Отщепенец "узнает" самого себя в лишенной идентичности подчинённой (группе), он видит чужие страдания как свои собственные и решает противопоставить свою волю несправедливости (так понимаемой им самим). Так личные интересы переплетаются с не-личными, но эти интересы не материальны (пока еще нет, материальная заинтересованность не свойственна идейным Лидерам, они, несмотря ни на что, сохраняют некоторый статус в доминантной группе). Интерес и, соответственно, деятельность идейного лидера революции с точки зрения доминантной группы, к которой он принадлежит, основан на "моральной анестезии", когда человек "прекрасно осведомлен о законах морали, но остается нечувствительным к ним, а следовательно, не следует им в своем поведении", - то есть представляет собой фронтальное обесценивание легитимности действующей власти. Лидер понимает самого себя в терминах контр-идентификации, когда инвертируются любые ожидаемые обществом способы поведения. Идеология освобождения и идеология мести, несомненно, переплетены, но эта связь объективна, задана, если на то пошло.
Лидер провозглашает собственное правосудие, собственное право и собственные права, и делает это от имени desperados.
Идеология освобождения
- в первую очередь производит "контр-маркировку", раскрывая механизмы господства/подчинения и их ПРОИЗВОЛЬНЫЙ, а не данный свыше, характер
- задает фундаментальный вопрос QUI PRODEST?, переводя, таким образом, проблему в надлежащую ей историческую плоскость
- переставляет моральные акценты: подчиненная (группа) провозглашается носителем положительных ценностей
- провозглашает самостоятельность и субъектность подчиненной (группы)
- маркирует доминантную группу как комплиментарную, узурпаторскую, недееспособную и неправомочную
- раскрывает процесс построения групповой идентичности в доминантной группе как полностью зависимый от противопоставления подчиненной (группе), а следовательно, РЕАКТИВНЫЙ по сути и неспособный к развитию/прогрессу
Идеология освобождения, в первую очередь и всегда распространяется среди доминантной группы. Подчиненная (группа) мало интересуется вообще какой бы то ни было идеологией, - она занята вопросами выживания. Само состояние "недовольства", строго говоря, психологически ей недоступно или выражается в аутоагрессии (трансформацией гипотетического недовольства в аутоагрессию от века занимается картель "Опиум для народа").
Недовольство процветает всегда среди доминантной группы.
Начинается процесс:
1) построения новой, пока только теоретической, групповой идентичности, основанной на идеализации "ценностей" подчиненной (группы)
2) экстрапунитивности и экстернализации агрессии, обвинения
3) легитимизации протеста.
Наверное, это единственный момент, когда представители доминантной группы, осуществляющие власть, по-настоящему находятся в растерянности и опасаются за своё будущее, т.к. контр-идентификация не прогнозируема и неуправляема по определению. Интересно наблюдать, как до тех пор снисходительное и презрительное отношение власти к идеологии освобождения и ее лидерам сменяется террором, публичными расправами и показательными порками. Очень скоро становится понятно, что реактивными действиями "вдогонку" можно только ухудшить ситуацию. Доминантная группа пускает тогда в ход самый эффективный из возможных механизмов социальной адаптации - "измениться, чтобы всё оставалось на своих местах".
Процесс "изменения" начинается с формирования "пятой колонны"..."
06.10.2010
accion-positiva.livejournal.com/23466.html «Патологическая гендерная социализация женщин. S.B.: "Знаете, у меня есть ощущение, что моя любовь и желание быть хорошей (женой, матерью и прочими женскими ипостасями) износилось, как носки, и остались только дырки"
Шарль Луи де Монтескье: "Добродетель должна иметь предел"
Я осознаю, что говорю прописные истины и привожу давно известные всем факты. Одновременно, я понимаю, что именно от того, что истины прописные, а факты - общеизвестные, они становятся невидимыми для значительного числа людей. Механизмы их действия и их структурная взаимосвязь ускользают из сознания в сферу автоматизированных и "натурализованных" навыков поведения, языковых клише, коллективно санкционированных способов действия. Многое становится негласным, и соответственно, непонятным. Конкретный смысл размывается, исчезает, фальсифицируется "заинтересованными лицами". А изначально бессмысленному и не имеющему место быть придается статус не только предсуществования, но и сакральности, о котором нельзя и спрашивать: это я о "женственности", "феминности". Этим синдромом безграничной добродетели (с осложнениями в сторону divine и wonderful) страдает целый коллектив - значит, речь идет о психо-социальной проблеме.
1. Только давайте, как есть (без романтизма).
Мы живем в обществе, основанном на отношениях господства/подчинения, реализуемых с помощью механизмов власти. Подробно о том, как действуют эти механизмы, я переводила вот тут: вот тут К этому мало что можно добавить, только уточнить некоторые конкретные моменты применительно к гендерной организации общественных отношений:
• Гендер - это социальный конструкт, приписывающий людям определенный стиль поведения, сферы деятельности и ролевой статус, в соответствии с их принадлежностью мужскому или женскому полу.
• Гендерное разделение индивидов одного биологического вида основано на СМЫСЛОВОЙ ПОДМЕНЕ корреллирующих элементов (мужской и женский пол) антагонистическими (активное-пассивное, ян-инь, добро-зло, свет-тьма и т.п.). Потом еще небольшaя подменa, и антагонистическое становится комплeментарным (сила-слабость, субъект-объект, господство-подчинение), когда один из элементов понимается как норма, а другой - как девиация, вне-нормативный феномен.
• Культуру пытаются объяснить из природы, т.е. систему групповых интересов пытаются "вывести" из биологической эволюции. А так как ни о "природе", ни об "эволюции" по большому счету никому ничего неизвестно, то "мели, Емеля, - твоя неделя".
Рождаясь, человек попадает - с самых первых моментов жизни - в УЖЕ установленную систему гендерных ролей. Его воспитание будет осуществляться в соответствии с ассигнованным при рождении полом и в соответствии с предусмотренными для данного пола гендерными нормами. Гендерная роль, ассигнованная в соответствии с биологическим полом, - это социально утилитарная функция, а НЕ судьба и НЕ имманентная характеристика индивида (или группы индивидов), хотя людям внушается как раз идея имманентности ( а как же? как еще сделать так, чтобы не задавали лишних вопросов?)
В гендерной системе отношений женщины являются подчиненной группой. Как члены подчиненной группы они и социализируются (воспитываются). Их психика конфигурируется определенным образом с той целью, чтобы максимально затруднить, а в идеале - не допустить, индивидуацию и, следовательно, возможность участия в социальном пакте. Это особенно заметно в серии характеристик, которые разделяютвсе женщины именно как члены подчиненной группы:
- бóльшая часть их усилий направлена на выживание
- они гораздо больше знают о доминантной группе (мужчинах), чем доминантная группа о них
- они гораздо больше знают о доминантной группе, чем о самих себе
- они ассимилируют фальшивые интеллектуальные и моральные установки доминантной группы
- они имеют тенденцию воспроизводить стиль поведения доминантной группы.
2. Все дороги ведут в Рим психологической зависимости.
Воспитание девочек представляет собой серию приемов, способствующих развитию в дальнейшем устойчивого паттерна эмоциональной и психологической зависимости и поддержанию этого паттерна в течение всей жизни.
Такое воспитание продиктовано необходимостью адаптировать женщину к ее гендерной роли - амбивалентного конструкта "сексуальный объект/мать", который называют "феминностью" и закатывают мечтательно глаза, ибо "феминность" никаким значением не наполнено, а вот "сексуальный объект" и "мать" - это уже конкретно, уже имеет характеристики и категорические императивы, которые женщина должна усвоить и которым должна соответствовать:
- быть в распоряжении у других и заботиться о них в первую очередь
- любой ценой избегать конфликты
- удовлетворять потребности других
- заботиться об установлении и поддержании отношений с другими
Такое "бытие" называется "быть-в-отношениях". С самого раннего возраста девочкам внушается, что никакая иная форма бытия для них недоступна и не имеет смысла. Здесь присутствуют два момента: сексуализация психики и матернализация отношений. Женщина мыслится как сексуальный объект (а ее тело, включая ногти, зубы и мозоли, - как сексуальный орган), который может приобрести определенный социальный статус через материнство.
Приведение человека в соответствие подобной роли осуществляется с помощью следующих приемов:
1) запугать, одновременно давая недвусмысленно понять, что ты сама провоцируешь внешнюю угрозу, - так страх подкрепится чувством вины, заблокирует ответную агрессивную реакцию и выльется в чувство бессилия. Речь идет о сексуализации психики ребенка: девочкам очень рано дают понять, что есть в них что-то, что может спровоцировать взрослых на насильственные действия. Способность провоцировать - это не то, что ребенок делает, а то, что она есть: так вина и ответственность интериоризируются, появляется устойчивая тенденция к диссоциации (я - хорошая, это мое тело - плохое) и паранойяльные идеации относительно того, что внешний мир представляет из себя угрозу, которую необходимо избегать, оставаясь в домашнем кругу, в отношениях с близкими, способными гарантировать защиту, на которую сама не способна. Таким образом, предпочтительным вариантом ответа на угрозу (дилемма "сражаться/бежать") для девочек становится бегство.
2) пообещать протекцию при условии выполнения определенных требований. Безусловности в отношении девочки не существует. Нормальный стиль отношений "мама-дочка" формулируется как "выполнение требования/соблюдение запрета - вознаграждение любовью":
- "девочки не дерутся" = не выражают открыто недовольство или фрустрацию, агрессия считается табу
- "если ты не будешь хорошей (не будешь оправдывать наши ожидания), никто не будет тебя любить" = эмоциональный шантаж, отсутствие принятия и любви со стороны окружающих, как самое страшное наказание
- "быть хорошей значит быть послушной" =быть в распоряжении других
- "быть хорошей значит уметь заботиться и беречь" = предметы, людей, отношения
- "заботиться прежде всего о себе - это эгоизм" = приоризировать собственные интересы - это эгоизм
- "быть женщиной - это уметь прощать"
Мама воспитывает дочку "по своему образу и подобию", так, как требуют от нее гендерные нормы и так, как она сама считает наиболее адекватным для девочки. Я думаю, мало кто понимает, что ребенка учат покупать любовь и защиту послушанием и сверх-адаптацией, равно как и то, что у ребенка вырабатывается гипертолерантность к фрустрации и механизм превращения негативной информации о внешних событиях в чувство собственной вины. Тогда ослабление этого чувства вины переживается как гратификация, как максимальное достижение, на которое направляются все усилия - быть хорошей/соответствовать ожиданиям. При этом становится неважным, каковы конкретные потребности ребенка и как они удовлетворяются (если удовлетворяются вообще), у ребенка настолько сильно развивается эмпатия, что чужие чувства, ощущения, желания воспринимаются как свои собственные - даже та самая знаменитая внешняя угроза уже не воспринимается как таковая, развивается крайняя некритичность в восприятии внешних событий.
Впоследствии эта модель поведения будет воспроизводиться во всех отношениях: с друзьями, с родственниками, в эмоциональных связях. Любой значимый человек будет восприниматься как приоризированный по сравнению с самой женщиной (материнская схема: обеспечить другого. Наблюдаю особенно в самолетах: "обеспечьте кислородной маской сперва себя, а затем - ребенка" - круглые глаза с трудом соображающих мам)
3) потеря любви как самое страшное наказание. Прием эмоционального шантажа - типичный в воспитании девочек. Так как для них жизнь вне отношений не подразумевается (кто защитит? кто спасет? кто обеспечит?), отношения становятся смыслом жизни. Уже во взрослой жизни практически 100% обращения к терапевту мотивированы у женщин ситуацией потери или угрозой потери отношений. Если девочка видит, как мама мечется, плачет и умоляет, ситуация вызывает у нее острое чувство страха, происходящим от чувства потери всякого контроля над ситуацией. Сохранение отношений становится приоритетной задачей, мыслится как собственноевыживание. Потом будь женщина хоть 100 раз успешной, обеспеченной, социально активной, она обычно занимается самокопанием насчет того, что в ней не так, и как ей устроить отношения (причем не с конкретным человеком, а отношения вообще, какие-то абстрактные отношения, характер которых она сама себе довольно смутно представляет). Также развивается устойчивая реакция страха перед конфликтом, так как конфликт мыслится как эквивалент прекращения отношений (схема "провинилась - не будем тебя любить").
4) гипертолерантность к фрустрации как источник положительной самооценки. Не получать желаемого, откладывание гратификации - то, что в народе известно под названием "терпения" - в воспитании девочек имеет такое же фундаментальное значение, как и ложный постулат о том, что для нее нет жизни вне отношений. Терпение понимается как положительное качество, соответствующее материнскому идеалу. Терпишь - значит, хорошая, настоящая, положительная. К этому прибавляется неумение формулировать собственные желания и выражать недовольство, так как эти качества не являются "материнскими", а значит, подлежат подавлению. Поэтому в отношениях женщины обычно действуют по схеме "авансирование/банкротство": бесконечная адаптация к партнеру, авансирование самой себя как некоего альтер-эго, в конце концов приводит к банкротству отношений - женщина ожидает ответной адаптации и заботы в качестве законного вознаграждения за само-отвержение, но ничего такого в реальности не наблюдается, ибо мужчин, радостно согласившихся бы на отказ от собственной личности (что бы эта личность из себя не представляла) и вообще на совершение каких-либо действий ради "отношений", не так-то много. Ибо не их приоритеты.
После тренировки "воспитанием" женщины характеризуются в первую очередь высокой эмоциональной лабильностью:
- чувство слабости и/или бессилия
- ранимость
- трудности/невозможность индивидуации
- пассивность
- зависимость (в первую очередь от чужой оценки)
- низкая толерантность конфликтов
- трудности в принятии решений
- низкая самооценка
- некритическое восприятие мнений окружающих
- неразличение собственных и чужих желаний
Качества отнюдь не самые адаптативные и имеющие все возможности быть провозглашенными патологией - когда говорят о мазохизме (причем с профессиональной позиции), перечисляют именно коллективные установки, нормализованные гендерной социализацией в отношении женщин. Самое неутешительное - это то, что никакой другой модели социализации для женщин нет, просто не существует. Женщина социализируется как сексуальное существо, ее способность легитимировать себя ставится в зависимость от ее способности быть в распоряжении у других и выполнять репродуктивную функцию. Чтобы быть принятой в обществе, женщина должна быть эмоционально зависимой. Или это, или угроза "остаться одной", то есть не иметь доступа к социально приемлимому статусу "женщине-при-муже".
3. Продолжаем, как есть (без иллюзий).
....А то может показаться, что вот-де прямо стонут под мачистским гнетом психологически зависимые наши сестры. Гы-гы, да ни разу. Общественные отношения может и основаны на смысловых подменах и фальшивых пропозициях, но система комплeментарности функционирует: да, дезадаптативный и дисфункциональный, но механизм отлажен. Привилегии подчинения привлекают многих. Вот как это примерно выглядит. Существует симбиотическая система "мачистских прав и обязанностей", в которой мужчинам принадлежат права:
- контролировать сексуальность женщин
- этикетировать женщин ("честная"/"проститутка")
- навязывать свои сексуальные и репродуктивные потребности
- осуществлять контроль за доступом женщин к материальным ресурсам
- эксплуатировать женщин и применять физическую силу в целях принуждения
Эти права "как бы" накладывают следующие обязанности: обеспечивать физическую безопасность и соответствующий поведению социальный статус женщин, обеспечивать материальное содержание
Женщины в этой системе имеют право на материальное содержание, физическую и социальную протекцию мужчин и возможность опосредованно участвовать в общественной жизни (в строго отведенных им рамках).
Обязанностями женщин в мачистском обществе являются:
- сексуальное подчинение и эксклюзивность в отношении своего официального покровителя
- верность, бытовое обслуживание (особенно обеспечение питания)
- поведение, соответствующее социальному этикетированию (жена/мать/порядочная женщина/настоящая женщина)
- забота о детях и их воспитание
- удовлетворение физических и эмоциональных потребностей покровителя
- не провоцировать своим поведением покровителя на применение физической силы, "правильно" себя вести
- уметь прощать и понимать, что насилие в отношении женщин вызывается их неправильным поведением
Большинству женщин, уже воспитанных в терминах императива быть в распоряжении у других, кажется совершенно справедливым и нормальным, что в обмен на протекцию и материальное обеспечение они должны будут придерживаться этих норм. Но они упускают один момент - речь не идет об обмене quid pro quo, потому что"доминантная группа считает себя имеющей право говорить: "НЕТ!", какими бы - гипотетически - не были обращаемые к ней запросы. Подчиненная группа право говорить "НЕТ!" не имеет. На ЛЮБОЕ требование возможна/разрешена лишь реакция: "Yes wanna". Отказ считается прямой агрессией, а соответственно, ведет к репрессиям, вплоть до физического уничтожения." Поэтому на практике оказывается, что ни вожделенной протекции, ни вожделенного материального содержания, ни еще более вожделенной любви женщины не получают. Сплошь и рядом они обеспечивают - материально и эмоционально - себя и своих детей сами, - что, однако, отрицательно сказывается на их самооценке: ведь они не смогли вписаться в мачистскую систему, они не достаточно феминны, поэтому никто не горит желанием их ни защищать, ни содержать, ни любить, - именно этот message они получают со стороны общества.
Но не всё пропало, шеф, не всё пропало... Думаю, что если очень-очень стараться, то всё-таки любая женщина может стать "настоящей". Нужно только помнить, что
если мы не можем избавиться от чего-то ненавистного нам, мы начинаем этим гордиться. Гордость и зависть являются основой характера традиционной настоящей женщины (НЖ). НЖ интропунитивна, пассивна и саморазрушительна, терпелива и переносит "страдания" молча. Она не признает себе, что ее ни во что не ставят, ей нравится порассуждать о том, что она предпочитает общаться с мужчинами, чем с женщинами. НЖ нерешительна, но при этом агрессивна в отношении других женщин, любит покритиковать и посплетничать. Обычно несдержана и без проблем выражает неудовольствие и гнев по отношению к тем, кого считает менее сильными (женщины и дети). По отношению к мужчинам любезна и предупредительна. Избегает открытых конфликтов. Частенько "подшучивает над собой" и над собственной "женской дурью". Рассказывает сексистские анекдоты. НЖ с большим рвением культивирует мужское эго за счет принижения самой себя , всячески подчеркивает собственное положение половичка в отношении "своего мужчины". Отношение ко ВСЕМ другим женщинам: "самадуравиновата". Любит притяжательные местоимения. НЖ ненавидит себя и чувствует себя очень неудобно в собственном теле. Предпочитает сыновей. Депрессивна. Очень старается достигнуть и поддержать высокий социальный статус: позиция обеспеченной домохозяйки-квартира-машина-фирменная одежда-карьера мужа-академические успехи и хорошее поведение детей.
Femme fatale - обратная сторона НЖ. Роковая женщина экстрапунитивна. Заявляет себя как независимая, emancipée. Манипулирует, использует "отношения" для собственной выгоды (обычно материальной). Часто использует перверзные методы, пытается установить психический контроль над окружающими. Нарциссична. Критикует мужчин, старается принизить их. Роковая женщина успешнее, чем настоящая женщина, маскирует свою зависимость, прежде всего перед самой собой. Вполне может стать НЖ при благоприятном стечении обстоятельств.
Лично мне настоящих женщин не понять. Воспитывали не так, наверное. Мне всегда было ясно, что
Как человек среди людей,
Я могу сказать "нет",
И мне могут не сказать "да".
Пространство не принадлежит никому:
Если хочешь сопроводить меня в пути,
Остерегайся наступать на мою тень.»
12.10.2010
accion-positiva.livejournal.com/23821.html «Патологическая гендерная социализация мужчин. Нотатол (Not at all). D.E.: "...женщина, не желающая, чтобы у нее брали, никак и ничем не полезна доминирующей группе, она - конкурент."
Предыдущий пост заканчивался на перечислении личностных характеристик тех женщин, которые понимаются как соответствующие общественным требованиям.
Личностные характеристики поддерживают идентичность человека - его способность соответствовать социальным ожиданиям и полученному воспитанию. Идентичность строится в период перехода из подросткового возраста в юношеский и является ответом на вопрос "Кто я?" - "Я - это моя идентичность".
В обществе, которое делит людей на женщин и мужчин, идентичность для каждой из этих групп будет различной: без этого различия групповых идентичностей не может поддерживаться различие между группами. "Женская идентичность" и "мужская идентичность" являются ответными реакциями женщин и мужчин соответственно на гендерные ожидания общества. Это результат адаптации человека к внешним условиям.
Ни одно социально проводимое различие не бывает "просто так". Различие - не просто констатация факта наличия у той или иной группы людей определенного отличительного признака (строение внешних половых органов, цвет кожи и пр.), в социальном контексте различие легко становится групповым маркером - основой для групповой сегрегации и дискриминации.
Идентичность члена подчиненной группы в определенной степени является факультативной: если я не являюсь Настоящей Женщиной (или Настоящим Негром в обществе апартеида), для меня мало что изменится в том смысле, что я буду точно так же принадлежать к сегрегированной и дискриминируемой группе (изменится моя точка зрения на вещи и людей, но останется прежним мой социальный статус). Так как подчиненная группа не обладает социальной ценностью, соответствие групповой идентичности так же не ценно, а скорее нежелательно в глазах членов подчиненной группы.
Ho! Для членов доминантной группы соответствие групповой идентичности является строго обязательным: именно этим будет определяться принадлежность к группе или исключенность из нее. Внутренняя организация доминантной группы (в отличие от подчиненной) характеризуется жесткой иерархичностью, эксклюзивностью и пунитивностью - идентичность (а впоследствии и субъективность) принадлежащей к доминантной группе личности будет организована по той же схеме. Поэтому личная независимость человека от структурирующих норм групповой идентичности гораздо менее выражена среди мужчин, чем среди женщин. Большинство мужчиннивелированы в своей экзистенциальной позиции, поведении и мировоззрении в соответствии с мандатами их групповой идентичности - так называемой "гегемонной маскулинности". Соответствие нормам ГМ гарантирует мужчине принадлежность к доминантной группе и является основой для положительной самооценки. Нормы ГМ в свою очередь будут строго соответствовать системе гендерной дискриминации, существующей в обществе.
Современная гендерная организация общества имеет три основные характеристики:
- Сексизм. Допускает существование двух и только двух (!) социальных групп, выделенных на основе анатомического строения: мужчин и женщин. В нашем обществе нельзя быть какое-то время "женщиной", потом стать "мужчиной" и/или наоборот. Девизом сексистского общества является фрейдовское: "Анатомия - это судьба". Культурные конструкты "мужчина" и "женщина" понимаются как природные реалии, неизменные, неизбежные и абсолютные. Как только это происходит, становится невидимым социальный фундамент разделения, и нам не приходит в голову ставить его под сомнение.
- Патриархат. Как уже говорилось выше, никакое социально проведенное разделение между людьми не свободно от интенций. Интенцией сексизма является подчинение*женщин мужчинам. Женщины не являются социально ценными, они не представляют собой субъект общественных отношений - это главный постулат патриархата (именно поэтому, например, женщины не могли - а во многих странах не могут до сих пор - легитимировать детей без отца и/или рожденных вне традиционного гетеросексуального брака). Другой фундаментальной характеристикой патриархата является андроцентризм, когда мужчина ставится в "центр мироздания" и провозглашается "мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, несуществующих, поскольку они не существуют" - на практике это означает, чтотолько одна точка зрения на события является социально ценной, и всё общество - мужчины и женщины - принимают ее за объективную и соответствующую действительности.
*Подчинение - это навязывание одной группой (личностью) своих групповых (личных) интересов другой, осуществляемое насильственным путем. Неважно, будет ли это перестрелка мафиозных кланов на улице Неаполя или психологическая дестабилизация и истощение "любимого" человека.
- Гетеросексизм. Смысловая подмена, когда сексуальная ориентация начинает означать стиль жизни, а затем этом стиль жизни становится единственным социально приемлимым. Конструкт "идеальная семья" означает "гетеросексуальная пара с детьми", всe остальное: холостые (обоих полов), бездетные семьи, монопарентальные семьи, не говоря уже о гомосексуальных парах - с детьми или без - считается девиантным, ненормальным, ненормативным. Гетеросексизм - это отнюдь не "aтавистическая система предрассудков", а репрессивная система в отношении всего "миноритарного" или "дифференциального" в отношении гендерной системы. Это система социального контроля и принуждения в пользу нормативного и стандартного.
В соответствии с этими тремя характеристиками гендерно структурированного общества, мужская идентичность (и субъективность) будет строиться вокруг трёх идеологических "осей":
1) Мужчины в принципе отличаются от женщин (сексизм)
2) Мужчины - высшие существа по отношению к женщинам (патриархат)
3) Мужчины обязаны использовать насилие в случае необходимости (гетеросексизм и подавление всего ненормативного)
Соответственно, в нашем обществе мальчики будут социализироваться на основе тройного мандата отличия/превосходства/насилия. Они должны будут интериоризировать, что в качестве мужчин они отличаются от других, они превосходят других, и они обязаны применять насилие в отношении других (ибо, я думаю, понятно, что процесс контитуирования группы "других" начинается с женщин, а заканчивается "всеми остальными"). Неудивительно тогда, что обычное мировоззрение Настоящего Мужчины представляет собой почти винни-пуховое "Я versus все-все-все"."
*
содержание журнала
dar-aya.livejournal.com/43398.html