Какова роль России в мире? (окончание)

Nov 13, 2017 22:46



Когда различные блогеры и деятели говорят о «обустройстве России», они мыслят это как приведение в порядок территории приусадебного участка, для которого достаточно «горючки» средне европейской напряженности и главное, чтобы, упаси бог, без революций! Это по меньшей мере наивно… Всякие придурки ездят на велосипедах по центру Москвы и инспектируют плитку, положенную Собяниным. «Ой! Вот тут шовчик не аккуратный!», - вопят они…. «Понятно! Гастарбайтеры делали…» - продолжают они возмущаться. «Все у нас всегда так по-российски… по совковому!» А вместо этих восклицаний и идиотских инспекций им следовало бы понять, что можно обложить всю Россию идеальной плиткой, но только это будет делать кто-то даже покруче Петра, а вот Петра то они как раз и не хотят… Как говориться в таких случаях: «и рыбку съесть и сделать все остальное»…

Хочешь обустроить Россию? Пожалуйста! Только учти какие реальные инструменты, идеология и все остальное, потребуется, - и пожалуйста! Иди на выборы, продвигай программу. Только с осознанием дела, а не как идиот.

Но идиотов увы много… И, как не странно, идиоты либеральные смыкаются с идиотами националистическими и даже фашистскими. А смыкаются они на некоей, нет не страсти (страсть была у Петра!), а страстишке по рациональности. Мол, все должно быть рационально. Да рационально… Страна с такой конфигурацией, которую я описал, фундаментально (нет не иррациональна) она фундаментально не только рациональна. Без рациональности нельзя создать ничего путного, но если рациональность становится определяющей, то с помощью «оскорбленного чувства рационального» можно только передвинуть чашку с одного края стола на другой, ну или, в самом накаленном виде, обустроить Европу, но не как не Россию.

А коли так, то даже такой рационалистический проект «обустройства России» немедленно превращается на российской почве в миссию… Даешь миссию превратить мир в швейцарский механизм! Ну так русские начнут копать «от сюда и до обеда», и ни как, не иначе…
Если не будет проекта обустройства Росси как миссии, то русские никогда не произведут просто хороший автомобиль «мерседес», они произведут либо лучший в мире автомобиль, либо запорожец, либо и то и другое вместе. Лучший автомобиль для демонстрации державной мощи, а запорожец для перемещения в пространстве. И ни как иначе. Дворцы будут соседствовать с хибарами при чем и во дворцах и в хибарах, будут часто жить одни и те же люди, дворец - для торжественных приемов, а хибара - для жизни. И так далее… Так собственно всегда мы и жили…

У всего этого есть и обратные стороны. Воруем? Державность побоку? Ну так давайте разворуем все дотла! А не как эти Европейцы… Но все это может работать и на позитив, на наш специфический, если угодно, позитив… Не воруем? Державу строим? Тогда за воровство расстрел!
Могут сказать, что это все не рационально… А я вот не соглашусь, по мне так - очень даже. А как прикажете удерживать заявленную конфигурацию? А если это не отменяемая задача, то только так она и удерживается, при чем вполне, если хотите прагматически. Правда эта прагматика требует накаленной живой страсти… Нут так Россия всегда в себе и сочетала рациональность, прагматизм, и мессианскую страсть. Никогда русские не отказывались от рационального вообще, в отличие от хваленых европейцев, принявших камлающего Гитлера. Но никогда русские не отказывались от мессианства и страсти. Если их нет, то они начинают умирать, сходить с ума, превращать воровство и утилизацию самих себя, в миссию, то есть в страсть наоборот, но страсть будет всегда…

Петр был не рациональным? Окно в Европу нужно было? «Нужно» - это прагматично? Прагматично! Для этого нужна была страсть? Несомненно. Ну вот «град Петра» и стоит «неколебимо как Россия». Нужно ли нам сегодня или нужно ли было тогда, именно европеизироваться и строить Петербург именно с прямыми улицами? Не знаю… Я тут, как я уже сказал, некие параметры и свойства обсуждаю… Можно было и не с прямыми улицами (с Петербургской-то розой ветров!) и не обязательно столицу там вбивать на болоте. Но что то строить, при чем весьма весомое, нужно было, а еще оно могло быть построено только велико страстью, пускай не по западным стандартам, но по каким то другим. Но обязательно со страстью.

Таким образом я надеюсь мне удалось показать, что «конфигурация России» превращает у нас даже самые рациональные благоустроительные проекты в мессианские. Про всякие другие проекты (православный, коммунистический, другие проекты не важно) я вообще молчу. Что не идея, то сразу миссия, или ненужный мусор. Есть потенции у такой-то идеи стать миссией русского народа? Он ее рассмотрит. Нет? Ну так какая же это тогда нафиг идея…

У всего этого есть, не побоюсь этого слова, метафизический аспект. Дугин кричит, что Россия «душа мира». Многие этому аплодируют. Однако не знают того, что душа на то и душа, что должна быть подчинена духу, который естественно может в этом случае быть только не русским… Но «геополитики», с которых мы начали разговор, действительно считали Россию особой точкой и в этом были правы.

Если Россия обречена на мессианство, то это уже многое, но есть и еще кое-что.
Политолог Олег Матвейчев «не герой моего романа», но как-то на страницах своей книги «Повелительное наклонение истории» он, рассуждая в частности о философии Хайдеггера и «ничто», справедливо обратил внимание на то, что возможно одним из истоков философии как таковой (тут Матвейчев интерпретирует Хайдеггера) является удивление перед тем, что сущее вообще есть. Матвейчев для иллюстрации дает метафору дырки от бублика. Ведь, как говорит он, дырка от бублика это гораздо проще чем весь этот сложный мир. Так почему это сложное появилось? Я, продолжая эту мысль применительно к нашей теме, добавлю: ведь дырка от бублика - это еще и квинтэссенция рациональности! Есть дырка от бублика, то бишь великое «ничто», ну и все. Все очень рационально и продуманно… А зачем сложнейший мир форм? От куда он?

В мире есть множество различных метафизических концепций, рассматривающих этот вопрос. Но, грубо говоря, как только они начинают включать в себя рациональную-рациональность, то, как ни крути, а впереди будет только конец света. Рациональная-рациональность может произвести только законченные замкнутые метафизические системы. И тут, что тебе Гегель, что Индуизм ( что между прочим в общем то одно и тоже…). А вот Христианство с его воскрешением в теле, Маркс, или какой ни будь Зороастризм и даже ветхозаветные евреи, еще не успевшие отказаться от мессианства после восстания маккавеев во II веке до н.э, строят открытые метафизические системы. Открытые чему? Новизне. А если в системе есть место для форточки, из которой может влететь новизна, то она принципиально не может быть завершенной и поэтому, до конца стройной. У этого есть огромные преимущества и недостатки. Но это так. Гегель вам все опишет, включая конец света и каким именно образом он произойдет и что будет после. А Маркс этого не сделает никогда. Но кто осмелиться сказать, что Маркс не рационален или даже мене рационален чем Гегель? Что Христианство менее рационально чем другие религии?
Но все метафизики отвечают на предельный вопрос: почему есть сущее и каким имеенно образом оно собственно есть. Если оно есть только лишь рациональным образом и находится в фундаментально закрытой системе, то ясно, что рано или поздно, наступит конец. А иррациональный момент (без которого любая метафизика не мыслима) нужен лишь для обоснования первичного, так сказать, иррационального греха. Если же мы берем традицию, которую условно можно протянуть от Зороастризма через евреев к Христианству и далее к коммунизму, то грех творения вовсе не грех и не грех против рационального - это и есть благо, которое включает в себя рациональный момент, как обязательный аспект. Если для многих, если не большинства систем, создание творения, замена дырки от бублика на собственно бублик, не является безусловным благом, то для коммунистов и Христиан - это именно безусловное благо. Но тут главное для нас, что это благо связанно с новизной и иррациональным моментом. Проще и рациональней - когда ничего нет, и гораздо сложнее и мене рациональней - когда есть вся мировая сложность форм.

Так, вот, Россия всегда будет выдвигать не только именно мессианские проекты, а значит проекты не только для самой себя, как например Китай, но и эти мессианские идеи обязательно будут востребовать новизну и иррациональный момент. «Хочу и буду!» «Я посажу цветочки и будет пахнуть!» «Здесь будет город заложен!» И так далее. Если хотите, это волюнтаризм особого рода, субъектом которого всегда будет выступать Россия как метафизический субъект. Она сама и есть этот субъект. И в качестве таковой будет всегда горячо как любима, так и ненавидима. Для кого-то, Россия есть воплощение первородного греха творения и его усугубление, так как она всей своей историей говорит: «Будет бублик, то бишь бытие, а не «ничто»!». А для кого-то, хотя роб этом редко говорят, но это есть, она является воплощением надежды на лучшее будущее, при чем таковым маяком она выступает даже для представителей культур отнюдь не западного круга.

Россия субъект чего? Бытия разумеется! Что значит то что веками русские не только удерживали эту странную не вполне рациональную конфигурацию даже удерживать то которую можно только страстью? Но, мало того, русская общность еще и создавала столетиями такую конфигурацию! Не стоит тут говорить о том, что мы можем преодолеть эту конфигурацию, например, стремительной рождаемостью… Китай страна не маленькая, но все равно меньше нашей, а китайцев еще и миллиард. Даже если мы завтра не только удвоим, но и утроим сове население - это ничего не поменяет. А если мы пойдем по этому пути дальше, то это будет между прочим опять же миссия… а не простое «нормальное» воспроизводство…

Так вот, Россия всю свою историю создавалась по законам, творящим бытие как таковое. В Зороастризме в частности есть схема, согласно которой светлый мир творения, противостоящий мировой тьме расширяется и смысл истории в том, чтобы свет, расширяясь, поглотил тьму, а дальше речь идет не о конце истории и мира, а о трансфигурации мира, преобразовании его в новое качество. Если внимательно прочесть Маркса, то он говорит примерно об этом же. Человечество для него является строящимся расширяющимся мозгом… Короче, говоря Россия зачем-то расширилась аж до Тихого океана и это расширение нельзя обосновать только рационально и только прагматикой, хотя такое расширение и не отрицает ни прагматику, ни рациональность. Так расширившись, Россия построила ту конфигурацию, о которой мы говорили, благодаря которой, в частности, перелеты из Москвы во Владивосток всегда должны быть дешевле и датироваться, чем перелет в куда более близкую от Москвы Европу. Это не рационально, не рыночно… Но, честно говоря, до конца рационально можно только умереть…

Об этом то и мечтает большинство наших либералов, националистов и разумеется фашистов. «Отделить Кавказ!», - кричат и те, и другие. «Чечня с Кадыровым в составе России - это не рационально!» «Мы должны быть размером с Европу дабы мы могли обустроить газоны и наконец ровно положить плитку!» Естественно, что националисты-уменьшители (бывают и другие националисты), либералы (иногда бывают и другие либералы) и фашисты, желающие повышать рождаемость и бесконечно тренирующие тело, и пестующие чистоту крови, все они вместе работают на схлопывание, сужение России. Это видно вполне буквально, если посмотреть на карту, сообразуясь с тем, что они предлагают. И тут, в этом контексте, в который я это все ввел, речь идет не только о России, которая будет либо сужаться (умирать), либо расширяться (жить), а о жизни и смерти как таковых. Россия, в отличие от Китая, Европы и других стран, обречена, простите за каламбур, жить по законам жизни. Другие социо-культурные образования, могут не умирая в реальности позволить себе иные способы бытия, в частности, замешанные на повышенной рациональности и рыночной экономике (кстати тотального «рацио» нет нигде в мире…), но Россия так никогда не жила и жить не будет, если она буде жить. И как таковая, она на вечно стала моделью, маяком, предложением жизни для всего мира. И именно в качестве таковой, она многими и «геополитиками» в особенности, ненавидима…

Если хотите, Россия так устроена, это ее родовая сущность - первой реагировать на кризисы и угрозы конца света и предлагать выход. Втиснуть ее в рамки «обыкновенного» пытаются враги и идиоты, как снаружи, так и изнутри, сетуя на ее чрезмерную ширь, иррациональность, на то что «мы портим все идеи на свете» и так далее. Машинка, коттедж, любимая собака… - это не для России, это для Швейцарии или даже Китая. На Российской почве эти образы-идеи (повсеместно глядящие на нас с рекламных плакатов) просто неминуемо превращаются в рекламу смерть. Если угодно, это Россия так извращает этот потребительский мещанский идеал. А если говорить на чистоту, то Россия ничего не извращает, а приводит в соответствие с реальностью и с жизнью как таковой и именно в таком приведении в соответствие обвиняют Россию, говоря, что она все извращает. Она все высвечивает как лакмусовая бумажка. На нашей территории понты бесполезны… В тайге все могут быть либо настоящими, либо мертвыми.

И последнее, что хочется тут сказать. Россия обречена производить мессианские идеи, если говорить до конца и прямо, именно хилиастического характера. Мечта о «граде божьем на земле» - это не заморочка русских - это условие их существования… А для того, чтобы подобные идеи рождались и осуществлялись, а это и есть «альфа и омега» русской жизни, нужен новый человек. То есть человек постоянно выходящий, если хотите, опять же не вполне рациональным способом, за рамки собственной обусловленности, преодолевать закрытость собственной системы. Что такое рациональное функционирование, если его изображать на графике? Это будет круг. Круг хорош для Китая или Индии… Для России - это смерть. А что такое жизнь? Это прямая, пуская даже ломанная и с родовыми корчами, но в любом случае это бесконечный вектор. Либо вектор, либо круг. Для этого необходима соответствующая модель человека, сам человек и особый подход к нему. Так что, наряду со всем выше сказанным, Россия еще и всегда будет смотреть на человека с надеждой, а не с унынием. И в качестве таковой, даже в сегодняшнем не совершенном виде она уже выполняет роль стража всего человеческого во всем мире. Она это делает в ООН, в Сирии, на Украине - везде. Путин и Лавров не знают, что они делают. Они просто подчиняются российским реалиям, то бишь этой самой конфигурации, смотрят на обезумившей Запад, говорят: «ну вы ваасщее…» недоумевают, хотят с ним обняться… Надеются, что это безумие, когда ни будь кончиться… Но вынуждены действовать и говорить так, как действуют. Вот так... с Венедиктовым, с Чубайсом, с коррупцией, маразмом… со всеми прочими явлениями… Ибо такова логика истории. Нужно только, чтобы наконец Россия привела себя в соответствие с этой исторической логикой и очередной раз спасла себя и мир…

Посмотрите на мировое меню идей, из которого вынут антропологический оптимизм. Что не идея - то абзац. Трансгуманизм, фашизм, постмодернизм… Наши «патриоты» с ума великого (Хазин, Девятов и ко) обсуждают объединение с Китаем на почве «Евразийства»… Как говориться, угадайте с двух раз к чему это приведет… Если снять некий негласный запрет на антропологический оптимизм, он же гуманизм, который действует у нас с 1991 года, то все начнет как-то собираться и просветляться, а пока что все обречены соревноваться в степени мрачности своих прогнозов и построений… Нужно убрать этот, чуть ли не попавший внутрь интеллектуальной среды, запрет, а это и будет первым шагом к приведению России в соответствие с логикой истории и ее собственной судьбой, а с Чубайсом и прочими, мы как ни будь разберемся, главное обрести вновь свою историческую судьбу…

Previous post Next post
Up