Ны рынке атомной промышленности в 21 веке наступает настоящий бум - разработка и строительство новейших АЭС, новые виды топлива, перспективные реакторы, первая в мире плавучая АЭС. Ведущие мировые компании, такие как Росатом, Areva, Westinghouse, ведут ожесточенную борьбу за рынки сбыта и победу в тендерах на строительство новых АЭС прежде всего в развивающихся странах. Мировыми лидерами в производстве ядерной электроэнергии являются: США (836,63 млрд кВт·ч/год), Франция (439,73 млрд), Япония (263,83), Россия (160,04 млрд кВт·ч/год), Корея (142,94 млрд кВт·ч/год) и Германия (140,53 млрд). В мире действует 441 энергетический ядерный реактор общей мощностью 374,692 ГВт, российская компания «ТВЭЛ» поставляет топливо для 76 из них (17 % мирового рынка). Перспективы развития и главные надежды 21 го века в атомной отрасли:
Как в США разучились строить АЭС
Удивительно, но США, ставшие пионером в сфере мирного (и не только) атома, испытывают большие трудности со строительством новых АЭС. Дело в том, что за последние 20 лет в США не было построено ни одного ядерного реактора в силу действовавшего с 1979 года моратория на строительство новых АЭС. После отмены моратория американцы медленно и неуверенно оживляют свои ядерные долгострои, сталкиваясь с большими трудностями. Ярчайшим примером таких трудностей служит американская корпорация «Westinghouse Electric Company». У Westinghouse большие проблемы с возведением всех своих ядерных реакторов, как в США, так и в Китае. В США «Westinghouse» не может достроить энергоблок №2 АЭС «Уоттс-Бар», строительство которой было прервано еще в восьмидесятых годах. Пару лет назад на стройплощадке снова закипела жизнь, а в апреле 2012 г. цена достройки в очередной раз выросла на $1.5-2 млрд., а сроки сдачи объекта сместились к концу 2015 г. Итоговая стоимость проекта, вероятно, составит $4-4.5 млрд., если цена вновь не возрастет.
Проблемы у компании Westinghouse и с вводом в эксплуатацию энергоблока проекта АР-1000 на АЭС "Вогл", штат Джорджия. Сроки ввода откладываются более чем на год, что сулит заказчику убытки в сотни миллионов долларов в год. Кроме того, в этом году разгорелся скандал, когда стало известно, что американские атомщики чуть не уронили при транспортировке из порта новый 300-тонный ядерный реактор для АЭС «Вогл». Инцидент случился около года назад, а общественности о нем стало известно только сейчас.
Аналогичная картина наблюдается на АЭС «Беллефонте». Сооружение двухблочной АЭС «Беллефонте» началось в 1974 г. и полностью прекратилось в 1988 г. Степень готовности энергоблока в момент прекращения строительства оценивалась почти в 90%, а на сегодня - в 55%. В августе 2012 г. совет директоров эксплуатирующей компании принял решение о достройке энергоблока №1 в срок до 2020 года.
Россия: проект "Прорыв"
В конце июня на четвертом блоке Белоярской АЭС был произведен физический пуск реактора БН-800, - реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем, - строительство которого началось аж в 1983 году. В реакторе будет использовано МОКС-топливо - смесь оксидов плутония и урана. Единственный в России реактор такого типа, БН-600, действует там же с 1980 года, однако на нем МОКС-топливо не используется.В пресс-релизе Росэнергоатома также говорится об «особой значимости» пуска БН-800 «не только для России, но и в мировом масштабе, поскольку реакторы на быстрых нейтронах являются перспективным направлением развития атомной энергетики в целом ряде стран». Директор Белоярской АЭС Михаил Баканов, сообщается в пресс-релизе, назвал физический пуск реактора «долгожданным праздником для всех нас» и выразил уверенность в том, что «БН-800 будет работать надёжно, как и его предшественник БН-600», на третьем энергоблоке Белоярской АЭС.
В то же время, строительство цеха по производству смешанного оксидного уран-плутониевого МОКС-топлива для ядерного реактора на быстрых нейтронах БН-800 четвертого энергоблока Белоярской АЭС завершено на предприятии госкорпорации "Росатом" ГХК, официальное открытие производства запланировано на начало 2015 года.
"За время реализации проекта решены десятки научно-технических и организационных проблем и задач, создана технология нового поколения и при этом обеспечена экономическая эффективность. Для сравнения: американцы уже больше восьми лет силятся наладить по французской технологии подобное производство для тепловых реакторов. А затраты на строительство завода в Железногорске оказались в разы меньше по сравнению с проектом США", - отмечает корпоративное издание "Страна Росатом".
Работа на Сибирском химическом комбинате (СХК) Росатома в рамках российского атомного проекта "Прорыв", цель которого - отработка новых технологий атомной энергетики, идет с опережающими темпами, считает научный руководитель ОАО "НИКИЭТ" и проектного направления "Прорыв" Евгений Адамов.
Проект "Прорыв" выполняется на площадке СХК в ЗАТО Северск Томской области. Реализация "Прорыва" включает создание опытно-демонстрационного энергокомплекса в составе реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300 с пристанционным ядерным топливным циклом и модуля по производству новейшего нитридного топлива для этого реактора. Реактор БРЕСТ-ОД-300 планируется запустить в 2020 году.
"Мне очень нравится тот темп, с которым работают здесь, на СХК", - сказал Адамов журналистам в рамках конференции молодых атомщиков Сибири в Томском политехническом университете.
По его словам, когда в рамках "Прорыва" начинались работы по нитридному ядерному топливу, некоторые специалисты говорили, что испытания топлива в промышленном реакторе можно будет увидеть лет через 20. "А мы уже из (реактора на Белоярской АЭС) БН-600, приостановленного 16 октября (для перегрузки), извлекаем первую сборку, топливо для которой было изготовлено на СХК. Темпы пока опережают те, что предсказывали пессимисты", - сказал Адамов.
Он добавил, что итоги испытания топлива в БН-600 "очень простые: если бы она (сборка) не работала, реактор пришлось бы остановить раньше, она бы свои (проектные) 5,5% выгорания не выдержала".
Нитридное топливо для реакторов на быстрых нейтронах обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным ядерным топливом для АЭС, среди них - высокая степень выгорания в реакторах, большая теплопроводность и совместимость с теплоносителем.
Энергоблоки АЭС с реакторами на быстрых нейтронах позволят существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерно-топливного цикла. Технологиями таких реакторов обладают очень немногие страны, и Россия является мировым лидером в этом направлении.
Европа:
Французский атомный гигант Areva не справляется со своими обязательствами по строительству атомных энергоблоков за рубежом, и это стало одним из факторов, способствовавших ухудшению финансовых прогнозов компании на ближайшие годы. Позиции Areva, некогда бывшей одним из лидеров мирового атомного рынка, серьезно ослабли. Компания стала заложником своей недальновидной политики и низкой эффективности работы.
Французско-германский строительный конгломерат Areva-Siemens в 2005 году начал строительство энергоблока "Олкилуото-3" с европейским реактором EPR с водой под давлением мощностью 1600 мегаватт. Этот реактор был разработан французской компанией Areva на основании французско-германских технических проектов. По сравнению с реакторами предыдущих поколений, у EPR уменьшена вероятность возникновения аварий, увеличена рентабельность реактора за счет повышения мощности до 1600 мегаватт и более экономичного использования топлива. Реактор в Олкилуото должен стать первым реактором третьего поколения.
Предполагалось, что строительство завершится к 2009 году, но из-за нехватки материалов и проблем при планировании завершение проекта все время откладывалось. Новый срок ввода в эксплуатацию 3го энергоблока - 2018 год. Отсрочка, о которой было объявлено 1 сентября, стала восьмой за всю историю проекта.
Плавучая АЭС "Академик Ломоносов"
Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) оснащена судовыми реакторами типа КЛТ-40С. Аналогичные реакторные установки имеют большой опыт успешной эксплуатации на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» и лихтеровозе «Севморпуть». Электрическая мощность станции составит 70 МВт. Основной элемент станции - плавучий энергоблок сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения ПАТЭС морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока. В 2015 году планируется завершение строительства. Эта станция - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей, создается на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.
Позднее, генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко заявил: "В середине 2016 года Балтийский завод должен нам по графику станцию сдать. Далее - полгода испытаний станции в составе плавучего энергоблока. Плюс транспортировка. В принципе, станция в конце 2016 - начале 2017 года уже могла бы начать работу на Чукотке".
Китай намерен сотрудничать с "Росатомом" по проекту строительства плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), заявил в среду президент экспертного совета Китайской государственной корпорации ядерных технологий Чэнь Джаобо (Chen Zhaobo).
"Плавучая АЭС нужна Китаю, потому что у нас много островов, которые находятся далеко от берега, и там трудно вырабатывать электричество. А у "Росатома" есть высокие технологии и опыт такого строительства. Поэтому мы рады такому сотрудничеству. Мы хотим, чтобы "Росатом" построил у нас плавучую АЭС", - сказал Чэнь журналистам в ходе научно-технической конференции "Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики".
Как добавил первый заместитель главы концерна "Росэнергоатом" Владимир Асмолов, существуют разные способы и возможности будущей эксплуатации плавучей АЭС.
"Это может быть лизинг, когда Россия остается собственником и обеспечивает эксплуатацию собственного энергоблока. Китай давно интересовался подобными установками. Этот энергоблок имеет возможность приходить куда-нибудь, где есть береговые сооружения, которые готовы принимать энергию и снабжать этот локальный район. ПАТЭС приходит и может работать без перегрузки 4-5 лет, в принципе можно довести этот срок до 12 лет. Потом она уходит на завод, где происходит перегрузка активной зоны", - пояснил Асмолов.
✫********************************************************************************✫
✫
Набиуллина - спаситель рубля
✫
Новая украинская сказка✫
Что производит Роснано?✫
Путин, Обама и Украина✫
Немцы ждут новые лады