Perestroyka

Oct 06, 2015 11:55

Из цикла "Откуда есть пошёл путенский режим"
начало

Было очевидно, что моментальный отказ от коммунистической идеологии и основанном на ней государственном устройстве чреват потерей управляемости и превращением 1/6 части суши в приполярные джунгли с соответствующими законами. Не говоря уже про проблему ядерного оружия. Поэтома была избрана тактика постепенного слома системы. Таким образом должна была быть создана иллюзия саморазрушения страны, развала СССР по "естественным" причинам.
Сценарии ликвидации СССР писались американскими советологами неоднократно. Начиная с 60-х годов эта тема постепенно уходит со страниц популярной литературы (примерно в то же время в СССР принмается концепция "мирного сосуществования двух систем"). Серьёзно, практически на академическом уровне, данная проблематика изучалась в недрах неоконовского гнезда - RAND Corporation. Капиталистические теоретики прекрасно понимали, что недостаточно уничтожить советский строй. Нужно ещё и переварить то, что останется - экономически, политически, социально. Необходимо органично встроить "продукты распада" СССР в мировую капиталистическую систему.
Классическая модель холодной войны (и победы в ней), продвигаемая такими видными антисоветчиками, как Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский, предполагала обязательное разделение СССР; причём не только по границам республик - но и территории РСФСР, с образованием различных национально-территориальных образований разной степени банановости. Подобное решение рассматривалось как гарантия от немедленного возрождения СССР, как быстрый и решительный coup de etat, после которого такое возрождение станет невозможным. Важно понимать, что этот рецепт носит именно антисоветский, а не антироссийский смысл - вопреки всевозможным сказкам о Большой Игре. Как только с коммунистической идеологией было покончено (что произошло неожиданно быстро) - идеи дробления российского государства потеряли свою актуальность.
Тем не менее, разделение Союза было предопределено. Республики имели основные атрибуты государственности. Политически единство страны обеспечивалось строгой иерархией КПСС. Эта иерархия имела значительно большее значение, чем идеология, выхолощенная к тому времени. Данная "проблема" была, в итоге, решена в процессе "деидеологизации", закончившейся отменой 6-й статьи Конституции СССР.
Разумеется, СССР держался не только за счёт "руководящей и направляющей роли" партии. Экономика СССР была построена на тесных экономических связях между регионами; эти связи игнорировали республиканские границы. Невозможно было представить себе автономное функционирование экономики любой из союзных республик. Разорвать эти связи было намного сложнее, чем политическую монополию КПСС. Значит, нужно было понизить значимость экономического фактора, как такового - то есть, подорвать экономику.
Всё должно было выглядеть, как череда ошибок - так и вышло. Руководство экономикой во времена Горбачёва можно назвать одним сплошным провалом. Начиная с основного экономического лозунга перестройки - ускорения, все проводимые и/или декларируемые мероприятия никак не учитывали специфику системы и никак не были увязаны между собой. С внешней стороны обвал был простимулирован рекордно низкими ценами на нефть - ведь именно экспорт углеводородов был основной статьёй доходной части бюджета в СССР. Что же касается внутренних доходов, значительную часть их обеспечивала продажа алкогольной продукции - этот сегмент экономики также был уничтожен Горбачёвым во время антиакогольной кампании. А переход предприятий на хозрасчёт - зачастую принудительный - окончательно решил задачу разрушения экономических связей.
Некоторую роль в "добивании" СССР сыграли две крупные катастрофы - чернобыльская авария и землетрясение в Армении. По поводу Чернобыля у меня нет сомнений в искусственном характере аварии - как и "заговоре молчания" вокруг неё. Некоторые исследователи утверждают, что и землетрясение в Спитаке было результатом применения некоего неизвестного тектонического оружия. Думаю, вся правду об этом мы узнаем не скоро. Но, в любом случае, при том состоянии советской экономики, эти события стали для неё тяжёлым ударом. А специфика СССР, как закрытой страны, не позволяла принимать в необходимом размере иностранную помощь ("у советских собственная гордость") - что ещё более усугубило ситуацию.
Конечно, было ещё и некое социокультурное единство страны. В конце концов, новая историческая общность - советский человек - всё же была создана. Однако эта общность исторически существовала слишком недолго. Серия направленных ударов, которые должны были разбудить "национальное самосознание", сделала своё дело. Нужно было всего лишь дать национальным "элитам" почувствовать вкус власти - что и было проделано Горбачёвым. Пятинистый президент с глубокой озабоченностью на лице ездил по всей стране, рассказывая, что "у нас не решён национальный вопрос". Как говорится, начали решать. Национальные окраины заполыхали гражданской войной: Ош и Фергана, Карабах, Приднестровье и Гагаузия, Абхазия и Северная Осетия. Большинство этих конфликтов не разрешены до сих пор - и представить себе мирное их разрешение весьма сложно.
Таким образом, все необходимые подготовительные мероприятия были проведены, и демонтаж СССР стал вопросом формальным. Точку в этом процессе поставил замечтальный фарс под названием ГКЧП. Конечно же, он был инициирован не без санкции Горбачёва. Некоторые исследователи утверждают, что сам Первый Президент планировал вернуться победителем в Кремль. Сильно сомневаюсь в этом. Думаю, будущий продавец пиццы прекрасно осознавал свою историческую роль - и был озабочен исключительно вопросами личной безопасности. В конце концов, место в истории он к тому времени уже за собой застолбил.

продолжение следует...

политическое, СССР, цена свободы

Previous post Next post
Up