Экстремизм и борьба с ним

Jan 23, 2013 23:59

В свете продолжающегося закручивания гаек и развития "болотного" и "анатомического" дел думаю, весьма важным было бы разобраться с понятием, которое стало чуть ли не определяющим в устах представителей власти в отношении непарламентской оппозиции.
Что же такое экстремизм?


В общем смысле, под экстремизмом понимается приверженность крайностям; более широкий спектр значений предлагает, в частности, википедия. Однако намного важнее специально-юридическое значение этого слова - ведь именно на его основе принимаются конкретные судебные решения. Здесь можно ознакомится с историей этого понятия в российском законодательстве.  Первый вариант был принят еще в 2002 году; значимые изменения были внесены в 2006, окончательная редакция (на сегодняшний момент) - в декабре прошлого года. Несложно заметить, что "противоэкстремистское" законодательство развивалось двумя путями - с одной стороны, его конкретизировали под давлением международных организаций, с другой же - расширяли, включая всё новые деяния. И это легко объяснимо - закон корректировали в соответствии с политической ситуацией; если в 2002 на слуху была борьба с кавказским (и вообще исламским) терроризмом, на протяжении нулевых - рос национализм, то в прошлом году угрозой для государства стали представители самых широких слоев общества с самыми различными идеологическими пристрастиями.
Российские законы обсуждать бессмысленно. Искать в них связь с реальностью - бесполезно, и может быть даже опасно. В частности, нигде в законе не написано ни слова про Главное управление противодействия экстремизму, созданное указом президента в 2008 году. С той поры поправки в закон принимались неоднократно, но в качестве субъекта "противодействия экстремизму" по-прежнему расплывчато указываются "федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления". Я уже не говорю про вызывающие лишь ухмылку прописанные в законе принципы, первый из которых - "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций", да и остальные также имеют мало общего с реальностью. Закон имеет абсолютно политический смысл, а для борьбы с врагом - все средства хороши; тут не до чистоплюйства со всякими "правами человека".
Помимо закона, были приняты поправки в Уголовный кодекс; непосредственно к "экстремистской" деятельности относятся сегодня 2 статьи УК: 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Неплохой анализ как правового содержания вопроса, так и конкретной правоприменительной практики можно найти здесь и здесь (тексты очень похожи, но, дабы не разбираться, кто у кого слизал, привожу оба; к тому же, есть некоторые отличия), поэтому вдаваться в подробности не буду.
Однако бросается в глаза одно обстоятельство: ни разу данное законодательство не применялось в отношении какого-либо представителя власти или властного органа, несмотря на то что ст. 14 закона особо оговаривает их ответственность. При этом в законе есть достаточно обширный список деяний, подпадающих под понятие "экстремизма".
К примеру

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его примененияСлабо верится, что за все 10 лет существования данного закона не было прецедентов нарушения данных статей. Значит ли это, что подобные иски не подавались? Или причина в еще одном пункте:

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением?
Но ведь речь идёт о публичном и заведомо ложном обвинении. Нет никаких препятствий, чтобы написать запрос в прокуратуру с целью проверить информацию.
Считаю, что мы должны использовать все имеющиеся возможности для борьбы с жуликами и ворами, в том числе и так называемое "антиэкстремистское" законодательство. Закон должен быть един для всех.

А пока прошу френдов и просто гостей принять участие в опросе:

Poll Почему антиэкстремистское законодательство не применятеся в отношении представителей власти

закон, политическое

Previous post Next post
Up