Христос воскресе! А почему "не может быть никакого сомнения"? Основания сомневаться в чудесности схождения огня есть. Но, во-первых, сомневаться можно двояко: можно сомневаться, что он сходит чудесно всегда, а можно, что он вообще когда-либо чудесно сходит, сходил и сойдет. Во-вторых, основание для сомнения -- еще не основание для несомненности противоположного утверждения.
Мне известны тексты, которые выводят верование в чудесное схождение огня из литургического действия. Но эти исследования тоже лишь основание для сомнения, а никак не основание несомненного знания о способе возгорания огня. Мне кажется, оставаясь в границах научного подхода следует ограничиваться тезисом о сомнительности верования (по ряду оснований), а утверждение о причине недостаточно обосновано.
Думаю, наука здесь смогла сказать больше. "Несомненное знание о способе возгорания огня" (Кураевская зажигалка) и не требуется, да и невозможно, поскольку возжигание проходит дверем затворенным. Думаю, здесь достаточно вполне авторитетных и совпадающих заявлений лиц, непосредственно причастных событию. Я лично был в Иерусалиме только раз, очень давно. Но мы целой паломнической молодежной группой жили две недели в самом патриархате, подробно общались на самые разные темы с приставленными к нам архимандритами, ходили на ночные литургии ко Гробу Господню, и не помню, чтобы кто-то нам особенно про чудо рассказывал (правда, было лето...). А еще я беру пример с скептического отношения к чуду антиохийцев. Там, похоже, не сомневаются, что "схождение огня" - сказки.
Comments 8
А почему "не может быть никакого сомнения"? Основания сомневаться в чудесности схождения огня есть. Но, во-первых, сомневаться можно двояко: можно сомневаться, что он сходит чудесно всегда, а можно, что он вообще когда-либо чудесно сходит, сходил и сойдет. Во-вторых, основание для сомнения -- еще не основание для несомненности противоположного утверждения.
Reply
Reply
Reply
Я лично был в Иерусалиме только раз, очень давно. Но мы целой паломнической молодежной группой жили две недели в самом патриархате, подробно общались на самые разные темы с приставленными к нам архимандритами, ходили на ночные литургии ко Гробу Господню, и не помню, чтобы кто-то нам особенно про чудо рассказывал (правда, было лето...). А еще я беру пример с скептического отношения к чуду антиохийцев. Там, похоже, не сомневаются, что "схождение огня" - сказки.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Leave a comment