О "чуде" благодатного огня

May 04, 2013 19:22




Если даже благодатный огонь в Вел. Субботу на Гробе Господнем на самом деле (как это засвидетельствовали многие очень уважаемые и вполне церковные люди) зажигается от глубоко скрытой в Кувуклии неугасимой лампады ради соблюдения древнего благочестивого святогробского обряда, то он все равно, как происходящий от святого места и в святой день, не может не считаться благодатным, и то, что его потом развозят по всем странам и храмам тоже вполне может быть приемлемо.

Но совершенно не может быть приемлемым ради какого-то личного прибытка не только одно поддержание заведомой лжи о его якобы чудесном происхождении, но и полнейшее нежелание эту самую ложь разоблачать, так как ложь, как мы все знаем и как нас всех с детства учили (и в той же самой церкви тоже) даже в самой незначительной концентрации вполне способна испортить, как та ложка дёгтя, и самую большую бочку меда, и что лжи отец - диавол, и что ничто нечистое не может оказаться в Царствии Божием, и, наконец, что самый малый примес лжи в церкви создает очень удобную почву для спекуляций против нее для врагов христианской веры.

Вот слова Николая Дмитриевича Успенского о настоящем происхождении благодатного огня:

"...Дождавшись св. огня, одни из них начинают шуметь недостойно святыне храма, хлопать от радости в ладоши и водить хороводы, восхваляя свою веру и посылая далеко не лестные отзывы по адресу иноверцев: «Наша вера православная, наша вера лучшая, армяне неверные, франки неверные…»[63] «О евреи, о евреи, ваш праздник, праздник беса, а наш праздник, праздник Христа».[64] Другие, по словам проф. Дмитриевского, «наиболее экзальтированные и возбужденные, «св. огнем» опаляют себе лоб, голову, руки, грудь, берут его в рот и даже тушат пуки свеч у себя на груди».[65] Эта картина скорее языческого, чем христианского, отношения к священному обряду наводит христиански настроенного паломника на раздумье. «Никогда не мог я узнать истинного начала церемонии св. огня, которой празднование в Иерусалимской церкви теряется в глубокой древности», писал А. Н. Муравьев. Но христиане, ныне стекающиеся искать огня вещественного на Великой могиле, как бы недовольные тем божественным светом, который так ярко излился для них в Писаниях, нарушают святость древнего обряда грубым неблагочинием самого торжества, и невольно напоминают слова Спасителя, что настало время, когда истинные поклонники поклонятся Богу не в одном Иерусалиме, но в духе и истине.

Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжении св. огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме».[66]

Нам могут задать вопрос: что же смотрят палестинские иерархи и сам иерусалимский патриарх? На этот вопрос мы находим ответ в упомянутых выше дневниках преосв. епископа Порфирия. Приведя свой разговор с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания св. огня, преосв. Порфирий пишет: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба».[67]

Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы».

Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, «что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного»,[68] и к этим словам наместника иерусалимского патриарха добавить от себя, что для нас этот огонь есть, был и будет священным еще и потому, что в нем сохраняется древнехристианская и вселенская традиция; традиция, связанная с верой во Христа, как света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего и мир (Иоанн 1:9); традиция, с которой христиане завершали каждый день своей жизни, а многие, как св. Макрина, переходили и в жизнь вечную; наконец, традиция, голос которой мы слышим до сего дня в словах «видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога», и о которой не перестает напоминать нам церковь, всякий раз, когда священник, стоя во святых вратах с горящим светильником, возглашает нам: «Свет Христов просвещает всех»."

Источник: Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме
Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.


А вот мнение по этому поводу протоиерея Георгия Митрофанова:

"- Как вы относитесь к тому, что при помощи РЖД и федеральных каналов рекламируется неотносящийся к христиантсву обычай т.н. сошествия святого огня перед пасхой?

- Действительно, в девятнадцатом веке в России никогда не вспоминали о благодатном огне, несмотря на то, что паломничество в Святую Землю было весьма распространено. Очень образованный наш церковный иерарх, епископ Порфирий (Успенский) основываясь на свидетельствах самих греческих священнослужителей отмечал, это всего лишь благочестивый обычай, а не какое-то чудо. Но надо сказать, что для нашего недоразвитого в христианском отношении религиозного самосознания неофитов, подобного рода впечатляющие эффекты необходимы.

- Это поддерживается и трансляцией по центральным каналам…

- Да, и появляется ощущение, что мы из христиан превращаемся в огнепоклонников. Все-таки главное чудо, которое оставил нам Христос - это святая евхаристия. На литургии вино и хлеб становятся Телом и Кровью Христовыми. Вот главное сверхъестественное явление в церковной жизни. Но люди готовы любыми путями добираться до этого благодатного огня, проходя мимо совершающейся каждый день божественной литургии. Это полный перекос сознания. То, что это стало популярно именно сейчас, в начале 21 века, говорит о наличии в сознании современных, новообращенных христиан рудиментов архаичного самосознания. Отсюда и ощущение чего-то средневекового.

Более определенно о благодатном огне говорил в своем основательном докладе еще в 1949 году, в стенах Ленинградской духовной академии крупный литургист, профессор Николай Дмитриевич Успенский рассказывал, как исторически складывался этот литургический чин, отнюдь не имевший элементов самопроизвольного возгорания огня. Лампады гасились, а потом в определенное время определенным образом зажигались. Этот обычай был на протяжении многих веков. При нашем общем невежестве мы забыли даже то, что знали наши предшественники.

- Греки, как известно, те еще сказочники…

- Епископ Порфирий (Успенский) писал, что рассказывавшие ему о благодатном огне греческие епископы на его вопрос «Зачем же они поддерживают эту легенду?», отвечали: «Если мы скажем, что происходит на самом деле, нас просто растерзают».

Многие наши священники, несклонные верить в подлинность самовозгорания этого огня, утешают себя тем, что на данном этапе, для стимулирования в людях религиозных чувств, надо дать им что-то ясное и просто впечатляющее.

С моей точки зрения, это духовная дезориентация. В пасхальную ночь нужно молиться на божественной литургии, и причащаться святых Христовых тайн. Именно тогда, через таинство евхаристии мы причащаемся к Христу. А все это уходит на второй план в ожидании благодатного огня."

Источники:
1) Подлинное христианство аристократично / Георгий Митрофанов / Daily Talking, 2012-08-29, Андрей Морозов
2) Протоиерей Георгий Митрофанов: Подлинное христианство аристократично / Православие и мир
________________________________________
Ну что тут можно еще добавить?.. У меня это вообще в голове не укладывается - КАК можно сознательно врать народу про "чудо" и, в то же время ожидать от Самого Бога развенчания этой лжи?.. Как они нам "впаривали" постоянно, что благодатный огонь сходит с небес, я это все помню... Какую книжку ни открой - везде про это. И этими книгами завалены все церковные лавки.

_________________________________
П.С. (А это просто маленький кусочек из Википедии):

Наличие горящей лампады в Кувуклии





Ниша за иконой Божией Матери в приделе Гроба Господня.[33] Задняя стенка ниши представляет собой природную скалу, вероятно это сохранившаяся часть западной стены пещеры Гроба.
В интервью программе “GКРIZES ZONES” на греческом телеканале «MEGA» Местоблюстителя Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополит Петрский Корнилий, который принимал огонь в 2001 году, сказал:



… Молитвы [патриарха] имеют силу освятить природный огонь*, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим о природном огне, но молитвы, которые возносит патриарх или архиерей, освящают природный огонь и, следовательно, он имеет благодать Благодатного огня. Это природный огонь, который зажигается от неугасимой лампады, что хранится в ризнице храма Воскресения... »


Востоковед И. Ю. Крачковский писал*:



… У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому говорить о «торжестве освящения огня при Гробе Господне» **


Он приводит свидетельство очевидца (Ибн-ал-Джаузи (en:Sibt ibn al-Jawzi), ум. 1256***), так описавшего увиденное:



… Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение - праздник света. (...) Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос"... » **


_______________________________
* - Крачковский И. Ю. Христианский Восток. Т.3. Вып.3. -Пг., 1915.

  • Ибн-ал-Каланиси (до 1162 писавший о событиях 1007):


Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают её бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за неё и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады.

** Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X - XIII вв. // Христианский Восток. Т. 3. Вып. 3. -Пг., 1915.

*** Сибт ибн аль-Джаузи (سبط بن الجوزي)

_______________________________________...Дальше там опять идет все тот же Успенский, я его приводить не буду, чтобы уже не повторяться.

Ну так пусть скажут же наконец народу правду про то как же на самом деле сходит зажигается благодатный огонь! А то только оправдываются и оправдываются, и, по тысячелетней своей привычке, угрожают всем несогласным с их не очень четко обоснованными доводами "геенной огненной" в самом лучшем средневековом инквизиторском духе. Других аргументов наверное просто нет?..

В конце концов мы ведь живем все таки в 21-м веке, а не в 12-м. И ради все той же христианской любви для обличения вразумления таких сяких неверующих "сынов геенны" можно и прямую трансляцию из Кувуклии сделать о том, как же он сходит-то на самом деле - покажите же нам, как вы его возжигаете там, на Гробе?.. Трансляции с богослужений дело у нас давно и вполне вроде бы нормальное. Покажите и докажите, что там действительно есть чудо и мы все уверуем вместе с вами! - вместо того, чтобы разводить ничего и никому не доказывающие словесные баталии в интернете и за его пределами.
_____________________________________Вот, например, еще более полный пост, чем мой, на эту тему сделал tapirr - "Благодатный огонь": Пасхальное псевдо-чудо - рекомендую.

А вот в группе ustav пользователь oleg_gavrysh задал вопрос "Просьба помочь с цитатами о Благодатном огне" - это наоборот для доказательства того, что благодатный огонь все таки имеет чудесное происхождение. Вопрос этот висит давно и подтверждений до сих пор не найдено, хотя цитат опровержения чуда, как мы знаем уже, сколько угодно.

...Может быть это совсем уж будет что-то не то, но мне почему-то вдруг вспомнилась сказка про Буратино и страну дураков, там ведь и "поле чудес", и "потайная дверь"... уж не намёк ли нам всем?..

чудеса, УПЦ, Церковь и общество, РПЦ, праздники, православная вера, благодать, храмы, церковные тайны

Previous post Next post
Up