Опыт парламентской борьбы за помощь голодающим в условиях Первой русской революции.

Jul 24, 2020 14:46



Голод 1905-1906 гг., как известно, поразил 147 уездов в 24 губерниях, на пространстве от Херсона до Уфы. В отличии от голодов 1898 и 1911 гг. дело осложнялось тем, что Столыпин прямо запретил губернаторам допускать общественные комитеты помощи голодающим в местности, где были крестьянские волнения. А они были почти везде.
Тем не менее, общественные организации, вплоть до таких крупных, как Вольное Экономическое общество и Пироговское общество врачей, собрали значительные суммы и направили в губернии врачебно-питательные отряды - при голоде ВСЕГДА открываются всевозможные эпидемии, тогда особо свирепствовал тиф.

В некоторых уездах, как например в Аткарском Саратовской губ., власти наплевали на запрет, в виду царящего вокруг кошмара, и отдали всю помощь в руки земства и комитетов. В большинстве же пораженных голодом областей комитеты либо прямо не допускали к работе, либо вставляли палки, либо прибегали к прямым арестам и высылкам активистов. Так, например, в Рязанской губернии священника села Гулынок о. Пронского арестовали за то, что он организовал от Московского Общественного комитета помощи голодающим столовую для голодающих ребятишек.
Более того, в прессе власти сначала привычно замалчивали голод, а затем прямо стали убеждать общественность, что никакого голода, и тем более эпидемий, нет.

В Комитетах же состояли далеко не последние люди и никто просто так сдаваться не собирался. Сначала пробовали вежливо и по-деловому договориться с местными администрациями - не помогло. Стали подключать известных людей - толку ноль. И тогда комитеты подали коллективное обращение в Государственную думу с просьбой привлечь к ответу Министерство внутренних дел, чинящее всевозможные препятствия в деле помощи голодающим. Главными лоббистами выступили секретарь Госдумы кн. Шаховской, доктор В.И. Долженков, А.Ф. Аладьин.

12 июня 1906 г. Столыпин был вынужден выступить в думе. Перед ним были поставлены два прямых и совершенно конкретных вопроса:
1. Будет ли отменено распоряжение об отказе в продовольственной помощи семьям крестьян, участвовавших в волнениях;
и
2. "намерен ли министр внутренних дел и впредь допускать распоряжения местных администраций, препятствующие частным лицам и учреждением оказывать помощь голодающим?"

Столыпин виртуозно проигнорировал вопросы и вместо ответа принялся нападать на Комитеты по частным случаям, обильно прибегая к подтасовкам. Вот как он построил свою речь:

1. "Елисаветградский генерал-губернатор отказал Пироговскому обществу в присылке врачебно-питательного отряда на том основании, что в губернии нет никаких эпидемий" - ха-ха, шах и мат.
Однако, Елисаветградская управа ранее сама направила обращение в Пироговское общество с просьбой прислать такой отряд. В частности, в обращении приводились такие сведения: "Не обеспечено продовольствием в пораженном уезде 40 тысяч человек. .... в уезде свирепствует эпидемия голодного тифа; наблюдаются во всех 21 участках случаи цынги. .... свирепствуют скарлатина, дифтерит и все виды тифов, унося в могилы массы жертв. В уезде недостает живых медицинских сил для борьбы с наступившими бедствиями: 9 земских врачей все еще удерживаются в армии и заменены медичками 5 курса".
Столыпин проигнорировал апелляцию к данному обращению.

2. "В Нижегородской, Пензенской и Тульской губерниях никаких арестов и высылок не было".
Ммм.. проблема в том, что в Тульскую губернию вообще никто из Комитетов прорваться не смог. В Пензенской были арестованы 2 представителя все того же Пироговского общества, а основная масса арестов происходила в губерниях, которые Столыпин просто не назвал: Рязанской, Казанской, Тамбовской, Самарской.

3. "В Казанской губернии никакого тифа не было".
На деле она была одной из наиболее пострадавших - две медичики, работавшие там в отрядах на местах, сами заразились тифом.

4. "Семьи лиц, участвовавших в беспорядках, никогда и негде не лишались продовольственной помощи от правительства".
Правильно, оно им ее и не оказывало. Вообще, помощь Правительства тогда выражалась только в предоставлении семенного ссуды из продовольственных магазинов и выборочной денежной помощи. А например все население Тетюшского уезда, где крестьяне забрали из магазинов ими же свезенный хлеб, было лишено семенной и продовольственной ссуды.

5. "Частная помощь пострадавшим от неурожая будет приниматься с полным сочувствием"
Сразу после его выступления были закрыты столовые в Хвалынском уезде Саратовской губ. и Раненбургском Рязанской губ., а их заведующие арестованы на 6 недель "за вредную деятельность среди населения".

В газетах была опубликована только речь Столыпина, без замечаний и ремарок депутатов. Первая попытка окончилась ничем.

Все возражения на выступление Столыпина приведены в Кратком отчете о деятельности Московского Комитета Общественной Помощи Голодающим в продовольственную кампанию 1905-1906 гг., М., "Московская" типо-литоргафия, Тверская д. Спиридонова, 1908.

история голода, Столыпин, голод 1906 года

Previous post Next post
Up