Пару лет назад, помнится, в ЖЖ сообществе "белое движение" местные поклонники дедушки Ленина, непонятно зачем допущенные в это сообщество, анализируя книгу Леонида Абраменко "Последняя обитель", и опубликованные в ней расстрельные списки, подняли восторженный гвалт. Вот, мол, никакие не десятки тысяч красные в Крыму расстреляли, а всего лишь несколько тысяч.
Дескать, исчерпывающие цифры. Куда там!
Собственно, частично уже этого вопроса касался по горячим следам:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/153603.htmlО том, что никакие это не полные списки, и даже далеко не полные.
Во- первых, до начала организованной фазы террора, была стихийная фаза:
http://www.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=9150(Когда наступающие регулярные части РККА, красные партизаны и союзные им махновцы расправлялись с пленными и обывателями сами, по своей инициативе. Одни партизаны, по данным ревкомовца Ю.Гавена, убили не менее 3 тыс. человек).
А во-вторых...информация к сведению.
Инсайдерская. Беседовал вчера вкратце с одним весьма уважаемым человеком, по поводу нового сборника "Красный террор на Юге России", вышедшего в издательстве "Айрис-пресс". Коснулся вопроса о списках расстрелянных по Крыму.
Картина весьма примечательная. То, что Абраменко выявил, как я и предполагал - ничтожно малая доля. Оказывается, только в украинских архивах имеется еще множество других списков. Но (здесь уже не стал выспрашивать подробности, почему) - эти материалы еще не были инвентаризованы, многое в беспорядке, а следовательно, доступ к ним пока затруднен. В целом же списков расстрелянных еще минимум на одну книгу.
А еще кое-что отложилось в зарубежных архивах, в т.ч. и российских.
Да и по Украине списки из Крыма обнаруживаются порой в совершенно неожиданных местах - таких, как Харьковские архивы, или архивы других городов.
Так что такие дела.