Читая Дешкина-5

Dec 25, 2024 08:14

Предыдущие посты по теме: 1, 2, 3, 4.
Дневник ялтинца Н.Дешкина, запечатлевший день за днем повседневность Ялты периода оккупации войсками нацистской Германии и ее союзников - предельно плотное, перегруженное деталями и бытовыми зарисовками повествование от первого лица. Дающее, тем не менее, обширную панораму мест и событий. В пространство города и окрестностей органично вписывается все то, что автор дневника прочел или услышал. К слову, из дневника становится ясно, что выходившая при немцах газета "Голос Крыма" - хоть и была с прицелом на массовое информирование населения в зоне ответственности вермахта и союзников, в реальности ее еще предстояло найти и прочесть. Так, автор с запозданием получает те или иные выпуски, и пишет об этом как о событии. Газеты штудируются им от корки до корки. Многое переписывается оттуда слово в слово (как работавший с этой газетой, узнаю целый ряд публикаций оттуда).
Весной 1942 г. в Ялте более-менее налаживается (сравнивая с зимой) ситуация с продовольствием. Однако изобилия нет. Цены высокие. Очень развита меновая торговля. Периодически ограничивают выезд.
Описывается мимикрия целого ряда "образцовых советских граждан". Как вчерашние активисты компартии, побывав на допросе в СС...и выйдя оттуда явно завербованными - будучи ранее показными атеистами, начинают ходить в храм. Описан пример одного такого персонажа. Также приведен пример другого персонажа, который также активно работает на германскую карательную машину, но упоминает о себе как о "старом чекисте" - на что автор замечает в дневнике, что интересно кадры устраиваются. И самого Н.Дешкина вызывают в СС на допрос. Допрос идет на немецком с переводчиком. Автор честно рассказывает о себе, его отпускают. Но сам размышляет потом: вот, я живу при третьей власти, из них две - царская и советская, меня репрессировали. Будет ли третья репрессировать? Вопрос.
Описано также явление сожительства местных девиц с немцами. Причем, отмечается, что днем этих девушек унд женщин и не выделить из общей массы: и одеваются поплоше, и не отсвечивают. А вот как вечер и основной массе жителей выходить нельзя, так они нарядятся и с немцами гуляют. Да и язык усвоили сравнительно быстро. Настолько, что в быту меж собой общаются на своего рода суржике: смеси русского и немецкого.
Много в дневнике о местной церковной жизни. Оккупанты не мешают этому. И поход в храм для автора и целого ряда ялтинцев - отдушина. Событием оккупации становится восстановление местными жителями Александро-Невского собора в Ялте (одна из визитных карточек города) - который был закрыт в 1938 г., а местное духовенство подверглось репрессиям. (К слову, в моих "Запретных страницах" тема государственно-церковных отношений в Крыму до 1991 г., наряду с иными темами дана, и про репрессии среди ялтинских пастырей тоже сказано). В то же время отмечается, что 20 с лишним лет воинствующего безбожия социум развратили: тут батюшки между собой перессорились (автор предполагает, что из-за денег), там - некий ментальный комсомолец в вакууме - шутки ради (даже не остановило, что на службе присутствовали румынские солдаты) - попытался наехать на выходящих из храма прихожан на велосипеде.
Однако говоря о растлевающей сути советчины, автор не видит альтернативы и в белоэмигрантах. Он пишет примерно так: что люди, кои были более 20 лет вдали от Родины, не пережили здесь всего, что пережили мы, они уже давно чужие нам, и в принципе.Но автор судит о белой эмиграции опять же - не имея каких-то примеров внятных, а только читая выраженные пронацистские газеты, где тотальный (и дико напоминающий ему советские славословия) - одобрямс Германии. В целом, размышление такое: что раз человек прожил десятка два лет вне России - он уже космополит. Спорно.
Впрочем, дневники и мемуары - это вообще субъективная штука.
Муссируются слухи о вступлении в войну Турции (на стороне Германии). Причем, даже запускается слух о срочном выступлении фюрера по этому поводу. Автор сожалеет, что не может послушать это обращение (если оно было). Но то, что это слух - становится понятно только после получения очередного запоздалого номера газеты "Голос Крыма", где всего лишь опубликована новость о речи Гитлера в рейхстаге - где говорилось о трудностях зимней кампании 1941-1942 гг., и что вермахт эти трудности преодолел. Но далее фюрер потребовал для себя больше полномочий, т.к. в условиях войны это необходимо. Потом было опубликовано выступление Геринга, который поддержал Гитлера, и обратился к рейхстагу с тем же. В итоге единогласно решили: дать фюреру больше полномочий.
Тем не менее, в Ялте появляются итальянцы, и вообще становится гораздо больше войск, чем было до этого.
Весной 1942 г. и далее у автора уже нет сомнений, что "новый порядок" - это не про освобождение от большевизма. Это про колонизацию и порабощение. Такие мысли появляются после услышанных рассказов про то, что происходит в нацистских лагерях для пленных. При этом, однако:
"С кем из русских ни говоришь: чувствуется горечь гибели страны и России и невозможность подать помощь, т.к. кто руководит Россией сейчас, при сложившихся обстоятельствах, внушает больше боязни, чем иностранцы-немцы".
Мотивы тех, кто мог, но не эвакуировался в 1941 г.:
"(...) Куда пойдешь - некуда, с чем пойдешь - денег нет, с кем пойдешь - с бандитами идти не хочу и остался здесь, в Ялте. Вот в такой постановке вопроса и кроется весь ужас положения: любя родину, видя ее смертельные боли, не могут и не хотят оказать ей помощь, т.к. боятся попасть в переделку [к] людям с партбилетом".

В общем, довольно интересно далее почитать - как автор будет описывать ситуацию после перелома в войне, и дойдут ли до него слухи про те национал-патриотические внешние перемены, которые произошли в СССР в годы ВОВ (в нацистской прессе об этом тоже ведь писали, значит, как минимум оттуда должен будет знать).
Сами дневники по-прежнему доступны к приобретению:
https://ozon.ru/t/2Dy0Nwb

национал-социализм, Ялта, коллаборационизм, ВОВ, Третий Рейх, Гитлер, мемуары, Вторая мировая война, сталинизм

Previous post Next post
Up