На станицах Правмира осуждают "диссидентов"
В советские времена были люди, которые были недовольны, не вполне довольны тем, что происходило в Советском Союзе, и в целом были не очень довольны советским строем. А были те люди, которые становились теми, кого называют «диссидентами». И это совершенно разные люди - люди недовольные и диссиденты, это совершенно различная психология.
Диссидент в конечном итоге превращался в человека, который был недоволен вообще всем, и для него протест становился уже содержанием жизни. Это некая все-таки такая сломанная, искалеченная психика, некое совершенно ложное устроение. Есть люди в церковной среде, которые становятся именно диссидентами, которые против любой власти, против самого принципа послушания - да, есть. И когда такой человек будет говорить - своему ли правящему архиерею или своему настоятелю, или более высокому священноначалию - о том, что они в чем-либо неправы, он будет иметь в виду не конкретную ситуацию, в которой он хочет какую-либо пользу принести Церкви.
А если вот так вот рассмотреть, то правых людей очень и очень мало. Просто есть люди, которые стремятся одно дело сделать вместе, перешагивая через собственную неправоту и через неправоту того, кто находится рядом, а есть люди, которые склонны друг перед другом свою собственную правоту отстаивать, а чужую неправоту доказывать. Это неконструктивный путь на самом деле.
"Игумен Нектарий (Морозов) об отце Павле Адельгейме, Церкви, обществе и власти" Комментарий: В советские времена были довольные и недовольные, но были и немногие, которым хватало смелости высказывать не только недовольство, но и принципиальное несогласие с тоталитарым строем и вступать в неравный конфликт с режимом. Эти люди использовали те немногие возможности, которые им давал советский закон, чтобы отстаивать свободу и человеческое достоинство. На западе их прозвали "диссидентами".
Они подвергались не только судебным репрессиям. Против них велась жесткая информационная война с использованием всех ресурсов государственной пропаганды.
Разумеется, диссиденты не все были святыми и не во всем бывали правы. Иные из них ломались или надламывались. Сама невозможность оппозиции в тоталитарном государстве накладывала на их деятельность отпечаток безысходности и неудачи, обрекала на внутреннюю или внешнюю эмиграцию. Но постсоветская Россия должна гордиться этим людьми - героями, а не повторять подлые штампы их очернителей из специальный служб. Особенно же подло, когда очернительством "диссидентов" занимаются те, кто относит себя к православной церкви. Такими были как раз преследователи и очернители о. Павла Адельгейма. Устами игумена Нектария Правмир свидетельствует, что часть персонала сегодняшней Русской Православной Церкви продолжает славные традиции советского КГБ.