Авторитет церкви

Aug 20, 2013 13:56


Софизмы Сергея Худиева


На страницах церковного издания "Фома", православный публицист Сергей Худиев задается вопросом "на чем основан авторитет Церкви?"

Авторитетом в какой области является Церковь? В области вечного спасения. Как это постоянно напоминает Патриарх, Церковь создана для вечного спасения людей. Вопрос о том, авторитетна ли она в этой области, возникает для нас в том - и только в том случае - если мы задумываемся о нашем вечном спасении всерьез. (....)
А авторитет Церкви - это авторитет Иисуса Христа, и у нее нет другого авторитета. Если Иисус - не тот, за кого Он Себя выдает в Евангелии, если все это просто грандиозная ошибка, если все эти поколения верующих жили в плену иллюзии и не обрели за гробом ничего, кроме небытия, то любой возможный авторитет Церкви - это авторитет проводников в несуществующую страну. Проводники могут быть очень милы, приветливы и вежливы - но говорить об их авторитете довольно странно. (...)
Этот авторитет не держится на личном авторитете тех или иных священников или епископов и не может быть ими уничтожен.
Люди Церкви, в том числе клирики, могут грешить - и этим поступать против учения Церкви; но этим они никак не уничтожают ни учения Церкви, ни ее авторитета. Я никак не уничтожаю авторитета медицины, если веду нездоровый образ жизни. В тяжелых случаях они могут вовсе отпадать от Церкви в ересь; но это тоже никоим образом не уничтожает авторитета Церкви. Броситься за борт - не значит утопить корабль.


Комментарий: Эти очередные соображения Сергей Худиева не заслуживали бы особого разбора, если бы не выскокий авторитет, которым автор, видимо, пользуется в официальных кругах, а потому не удержусь от пары замечаний. Да, я не уничтожаю авторитет медицины, если веду нездоровый образ жизни. Но я подрываю его, если, являясь врачом, совершаю безнаказанно грубые ошибки. И да, броситься за борт, не значит обязательно утопить корабль, но направить его на рифы?

Иначе говоря, в тексте проводится нехитрая подмена понятий. Авторитет церкви как организации у внешних да и у своих, очевидным образом держится на личном авторитете ее членов и руководителей. Потому церковь и знает периоды рассцвета святости, богословской мысли, духовного искусства и, наоборот, периоды упадка. Это зависит от множества условий как внутренних, так и внешних. А клирики, когда грешат или поступают против учения церкви, не разрушают, конечно, самого учения церкви, но подтачивают ее авторитет как организации и снижают степень внутреннего и внешнего доверия к ней. Как пишет апостол Павел: "ибо ради вас имя Божие хулится у язычников". Бессмысленно в таких случаях ссылаться ради самооправдания на Евангелие и на какие-то гарантии.

Так действительно ли церковь является авторитетом "в области вечного спасения", как утверждает Сергей Худиев? С этим можно было бы согласиться, если вечное спасение можно было вывести в какую-то особую область наряду с остальными - аккадским языком, медициной, мореплаванием и т.д. Но ведь очевидно, что это не так и что такое представление о церкви является профанацией, попыткой обмирщения (секуляризации) церкви, редукции ее к отдельной области отмирной реальности. Если прогуляешь лекции по лингвистике, точно не сдашь экзамен по аккадскому языку. Но все ли так однозначно в области спасения и вхождения в Царство Божие, где, как мы знаем, первые окажутся последними? Церковь не авторитет "в области вечного спасения", потому что вечное спасение не "область". Она само это спасение, т.е. сама жизнь вечная, верней, - ее предварение, предварение Царства. Потому ее авторитет в отдельном месте и в отдельном времени напрямую зависит от наличия в ней не только формальной, но и подлинной жизни во Христе. И потому также границы невидимой церкви никогда полностью не совпадают с человеческими границами церкви видимой: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного".

Церковь призвана свидетельствовать о Царстве живым словом, подтвержденным добрыми делами и духовным опытом. Ее члены призваны быть светом и солью мира. От соответствия призванию напрямую зависит духовный и нравственный авторитет церкви, авторитет церковного слова. Это же соотвествие делает неизбежным ее конфликт с миром, его ценностями и его делами: "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого". Этот конфликт, временами острый, временами вялотекущий, не прекращался со времени создания церкви. Присуствует он и сегодня и,  безусловно, сказывается в сегодняшних спорах о роли церкви в еще недавно атеистическом российском обществе. В этом обретается доля правды замечаний Сергей Худиева: еще совсем недавно церковь в России был гонима, как никогда и нигде. Но затрагивая эту тему, не следует забывать одного важного обстоятельства, о котором не упоминает Сергей Худиев: граница между миром и церковью проходит не по линии, разделяющей церковную организацию с ее сторонниками от ее недоброжелателей, а внутри самой церкви и внутри сердец каждого из ее членов. А потому, чтобы соответствовать своему призванию церковь сама и каждый из ее членов должны постоянно обновляться и очищаться. Как сказано в Евангелии: "вы есте соль земли, аще же соль обуяет, чим осолится?". Об этой возможности тоже стоило бы писать церковному публицисту, а не только предпринимать очередную малоубедительную попытку самооправдания.

церковь и общество

Previous post Next post
Up