Часть первая:
http://d-clarence.livejournal.com/39049.htmlСцена 5.
После ухода Мефодия Вадька пытается самостоятельно чеканить мяч. Мимо проходит Мартин. "Мальчик, пойдем со мной, поможешь". (Надо сказать, что Мартин всегда называет Вадьку исключительно "мальчик", Андреева - "товарищ командир", друзей - "вы, двое", а в третьем лице "эти двое", Аристарха - "товарищ Оффенбах", Студента - "товарищ студент", Татарина неизвестно как - случая поговорить у них не было. Мартин всегда немногословен, речь его очень правильна, хоть и с акцентом). Они идут к паровозу. В механизме что-то сломалось. Рядом стоят растерянные машинисты. Мартин определяет поломку. Нужно подлезть, но у Мартина ревматизм, а машинисты не пролезут. Лезет Вадька. Мартин очень доходчиво объясняет ему что делать. На удивленные вопросы машинистов отвечает, что ему довелось поработать на Росс-Балте и слесарем и токарем.
Вадька никак не может завернуть гайку. На его жалобы Мартин отвечает, что бывают ситуации, когда можешь рассчитывать только на себя. И что сейчас только от Вадьки зависит - поедут они дальше или застрянут здесь. Вадька проникается. Героически закручивает гайку и вылезает радостный в ожидании похвалы, но Мартин сухо говорит, что если бы Вадька не жаловался, то справился гораздо быстрее. Вадька обижается.
Поезд трогается.
Сцена 6.
В теплушке. На топчане спит Андреев. Вадька угрюмо катает ногой мяч. В углу сидит Татарин и ветошью протирает затвор. Аристарх протяжно зевает. Остальные в карауле снаружи.
Аристарх мельком взглядывает на Вадьку и вдруг встает на руки и начинает на них ходить. Потом вскакивает на ноги и пружинисто садится на шпагат. Вадька восхищенно смотрит. Аристарх подмигивает: "Это гимнастика, брат!". Берет Вадьку и вешает его на балку. "А ну, подтянись!". Татарин из угла тянет: "Эээ! Глупость..". Аристарх: "Чего глупость?". "Гимнастика глупость. Винтовка - не глупость. Бах! и савсээм мертвый..". Татарин смотрит в прицел, глаза его хищно поблескивают. Раздаются два гудка паровоза. Андреев вскакивает как не спал: "Сызрань!".
Сцена 7. Сызрань.
Вокзал в Сызрани. Кругом колючая проволока, пулеметные вышки. Андреев с хохлом (пусть будет Степан "Стэпан") идут через пути, пролезая под вагонами к вокзалу. Каждый раз натыкаются на красноармейцев: "Стой! Сюда Нельзя! В обход иди!" Чертыхаются. Наконец добираются до вокзала. У входа американец в армейской форме. Кобуру носит по-ковбойски, шляпа лихо заломлена. Лицо открытое, глаза ясные и наглые. Качается на каблуках и насвистывает какой-то марш. Степан смотрит на его шикарные сапоги со шнуровкой и восхищенно цокает языком. Андреев, не удержавшись, тоже смотрит на сапоги и тут же ловит на себе насмешливый и нагловатый взгляд американца. Ведет плечами, отворачивается и заходит на вокзал.
Паровоз нужно заправить водой. Комендант: "Воды нет". Андреев угрожающе говорит про сроки, показывает бумаги. "Воды не будет пока американца не заправлю! Вон, видишь раскачивается, черт эдакий? Три паровоза ему заправь! АРА, сам знаешь, в первую очередь!". Андреев сплевывает. Степану "Пошли!". В дверях коменданту: "Но я чтоб за американцем!". Комендант его не слышит - уже ругается с кем-то по телефону.
Снова идут через пути. Степан дергает Андреева за рукав "Товарищ Андреев! Товарищ Андреев!". Указывает Андрееву с сторону. Там под колючую проволоку, в сторону города, пытаются проползти двое друзей. Андреев: "Стоять! Ко мне!" Орет на друзей. Те оправдываются, мол кипяточку искали, ворчат. Андреев: "Чтоб никаких!". Идут к поезду.
Сцена 7.
У вагонов Вадька возится с мячом. Друзья отнимают у него мяч, начинают им перекидываться. Вадька пытается отнять. Ему ставят подножки. Раз упал, два упал и стал перепрыгивать ноги. Один из друзей: "Ишь ловок! А ну, лови свой мяч" и делает вид что бросает. Вадька готовится ловить и в это время второй сбивает с него снежком шапку. Гогочут. Второму прямо в рот прилетает снежок. Первый поворачивается - ему в глаз. "Ну держись!" Начинается игра в снежки. Вадька уворачивается. Из теплушки выпрыгивает Аристарх, скатывает огромный снежок. Все начинают от него бегать. Выпрыгивает Студент: "Ура! Снежки!". В него разом прилетает ото всех.
Вдруг раздаются свистки, крики "Тревога! В ружье!". Суматоха. Проносится мотодрезина с пулеметом. За ней вторая. Поезда АРА трогаются один за другим и уезжают в сторону Самары.
Андреев идет на вокзал. "Ключики! Ключики!". Из криков ясно, что у станции Ключики нападение на поезд, идет серьезный бой. Андреев коменданту: "Так я заправлюсь?" . "Да заправляйся! Не до тебя!".
Поезд едет в сторону Самары. В теплушке Мартин задумчиво говорит: "А ведь мы всего четыре часа назад Ключики проехали.."
В тамбуре последнего вагона несут караул два друга. Жрут сушеную рыбу. Сперли-таки.