О геологической истории

Sep 05, 2014 19:52

Итак, товарищи, в связи с началом нового учебного года (и необходимостью начинать читать латинский язык своим студентам) мой полевой сезон завершился несколько досрочно; однако я всё же успел побывать в некоторых интересных местах.
И, пожалуй, самое интересное место, куда мне удалось попасть - это Южное Приуралье, где мы с моим научником копали всяких триасовых зверей :)
Мы вместе с ним объездили множество точек - от юга Башкирии до границы с Казахстаном - в поисках остатков всякого древнего зверья, но одно место (несмотря на то, что мы не нашли там ни одной, даже самой захудалой косточки) нас весьма впечатлило.
Вот, полюбуйтесь:



(Все фотокарточки кликабельны)

На такую тихую запруду мы наткнулись буквально в первом же маршруте.
"Ничего особенного", - скажете вы. И вправду, здесь ничего особенного не видно. Посмотрим немного в ином ракурсе:




Это не дорога к запруде (хотя при ближайшем рассмотрении там можно увидеть след тракторного протектора); правда, местные частенько ездят на пикник в это живописное место. Такой каньон проточила вода, весной заливающая его буквально до краёв (а в середине августа неподалёку течёт маленькая речка в полтора-два метра шириной). Представляете масштабы половодья?
Но удивительно здесь не это, а то, с какой лёгкостью оказалось возможным реконструировать геологическую историю этого конкретного места. Не понадобилось ничего рыть, или замерять возраст с помощью радиоизотопов, или рассматривать какие-нибудь микрофоссилии... Всё оказалось предельно ясным буквально с этого самого ракурса - по крайней мере, для палеонтологов. Поведаю и вам эту историю, а вы постарайтесь вообразить, насколько хватит фантазии, что здесь происходило в самом конце пермского периода, четверть миллиарда лет назад... Да-да, именно на этом месте, что сейчас служит всего лишь местом отдыха для местных жителей и потому старательно замусоривается.
При взгляде на дно этого каньона сразу бросаются в глаза два разнородных участка - "белая мостовая" (вблизи уреза воды) и рыжая глина с белыми прожилками (чуть ближе к фотографу). На самом деле это не просто два разнородных участка - рыжая глина на всём своём протяжении подстилается "белой мостовой", просто вблизи воды её уже совсем смыло, а подальше она пока держится. Если присмотреться, то справа, у самого края кадра, заметно, что рыжая глина обрывается достаточно глубоко. И там нам открывается предыдущий слой, который тонок и непрочен, а потому всюду, где он обнажился, почти полностью смыт, обнажая слой песков - самый нижний, до которого можно добраться, не копая.
Итак, самый нижний слой песков - озёрные отложения; эта территория в конце перми была дном небольшого озера. Постепенно климат иссушался, и вода начала отступать - именно в этот момент сформировался тот самый тонкий слой, подстилающий "белую мостовую" - это был просто слой влажной грязи, который образовывался по берегам. Всякое тогдашнее зверьё наподобие дицинодонтов гуляло по этой грязи и активно оставляло следы; собственно, именно за следами мы туда и приехали - один наш сотрудник, бывший здесь в прошлом сезоне наскоком, увидел и заснял великолепнейшую следовую дорожку. Однако нас ждала неудача - весеннее половодье полностью уничтожило эту дорожку, и нам пришлось довольствоваться вот такими непонятными вмятинами, говорящими нам лишь о том, что это был действительно берег озера, по которому бродили тяжеловесные твари; но какая конкретно тварь оставила именно эту вмятину - нам неведомо:



(Если что, длина рукояти геологического молотка старого образца - 60 см)

Здесь вы можете сами видеть, сколь легко разрушается бывшая береговая грязь.
Её покрывает та самая "белая мостовая":




Посмотрите на неё внимательнее - ничего не напоминает?




Это самые обычные строматолиты, правда, очень тонкие - не толще 10 см; по всей видимости, благоприятные для них условия существовали здесь не очень долго.
Скорее всего, вода к тому времени уже вернулась, однако испарение сильно выросло, и потому озеро стало стремительно засоляться. Пожалуй, из четвероногих уже мало кто жил по его берегам - кому охота, живя в пустыне, пить рассол? А воду наполняли только примитивные ракообразные наподобие здравствующей по сей день Artemia salina.
Соляное озеро просуществовало совсем немного. Ненадолго вернувшись, вода окончательно ушла из этих мест, и бывшее дно превратилось в настоящую глинистую пустыню. Вам когда-нибудь приходилось видеть палеотакыр? Вот он:




А это я в центре :) Не могу сказать, что я такого уж прям большого роста, но вы всё равно можете оценить размеры древних полигонов.




Окаменевший такыр представляет из себя эдакий "негатив" пустыни. Когда вода вновь пришла сюда, то трещины между полигонами заполнились осадком и впоследствии остались стоять, как стены, а сами полигоны позже разрушились. Вот так и гуляешь по древней пустыне - переступая не через трещины, а через стенки ;)
Как я уже сказал, потом вода вернулась и притом в огромном количестве. Вся остальная стенка представляет собой нормальные озёрные отложения глин и песчаников:




Посмотрите на её мощность и представьте, что за озеро и как долго существовало оно потом!
А по берегам этого озера раскинулись целые заросли древних хвоще- и плаунообразных. Вот что мы увидели, расколов наугад один из кусков глины, свалившихся сверху:




Немного покрупнее самый толстый стебель:




Думаю, многие из вас без труда узнают эту ребристую и членистую структуру, если хоть раз пропалывали грядки :)

Вот такая история. А теперь снова можете взглянуть на вторую фотографию и пусть у вас перед глазами пронесутся эти картины минувших дней: высыхающее озеро посреди степи с ворочающимися в грязи дицинодонтами; столбики строматолитов, едва укрытые водой, и шныряющие между ними рачки; глинистая пустыня с глубокими трещинами; огромное полноводное озеро с шумящими на ветру плавнями по берегам.
И подумать: а так ли мы нуждаемся в настоящей машине времени?

Про поля, Про палеонтологию, Про ЖЖ (животную жизнь), Про жизнь

Previous post Next post
Up