Задание и реальная работа в тылу врага агента НКГБ СССР "Ичиан"

Aug 26, 2023 17:55


Начало: Легенда для внедрения к немцам агента НКГБ СССР «Ичиан» - Д-34

Ага Бердыев родился в Туркмении, в декханской (крестьянской) семье. В 1929 году окончил рабфак в г. Ашхабад. В конце тридцатых годов окончил физико-математический факультет Ярославского педагогического института и стал работать директором ашхабадского торгово-кооперативного техникума.

Бердыев по состоянию здоровья не был годен к строевой службе, но владевший несколькими языками, в том числе, немецким, он в 1942 году добился призыва и был зачислен в ряды Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. Там он числился под чужой фамилией - Дурдыев Назармамед.
Это было одно из самых засекреченных соединений, относившееся к IV (партизанскому) управлению НКВД. Здесь же к заброске в тыл врага готовился и легендарный разведчик Николай Кузнецов. Новой профессии Ага и Николай обучались почти одновременно и, возможно, встречались и даже были знакомы.
Почти год Бердыев проходил обучение. Во вражеский тыл его отправили под его собственным именем.

Задача агенту была поставлена следующая:


Задание агенту Четвертого управления
НКГБ СССР «Ичиану» ("Скорпион"), перебрасываемому через линию фронта
3 июня 1943 г.

Для выполнения специального задания НКГБ СССР Вы будете переброшены через линию фронта на территорию расположения немецких войск под видом перебежчика-красноармейца из Действующей армии. О том, что Вы являетесь перебежчиком и добровольно перешли на сторону противника, необходимо заявить при первой же встрече с немецкими патрулями.
При подробном допросе ответственными лицами германского командования Вы подробно излагаете обстоятельства Вашего перехода и причины, побудившие Вас перейти на сторону немецких войск, в точ¬ном соответствии с известной Вам легендой. Вы должны убедить представителей германского командования в искренности Ваших побуждений и Вашей ненависти к Советской власти. Для этого Вы должны последовательно придерживаться тех антисоветских националистических взглядов, которые обусловлены легендой. Учтите, что немцы для Вашей проверки могут поместить Вас в лагерь для военнопленных или подставить к Вам своих людей. При любой обстановке Вы должны лояльно относиться к немецким властям, ни в коем случае не проявляя своих просоветских настроений.
При успешном осуществлении этого этапа Вы должны приступить к выполнению следующих заданий:
1. Заинтересовать разведывательные органы противника и эмигрантские круги якобы существующей в Ашхабаде пантюркистской группой с целью перехвата каналов связи противника с существующим в Туркмении контрреволюционным подпольем
2. Вступить в созданный немцами из военнопленных советских граждан «Туркестанский легион» и добиться занятия в нем руководящего положения для того, чтобы собрать и сообщить НКГБ СССР подробные данные об этом «легионе».
3 Сблизиться с профашистской частью туркменской эмиграции и внедриться в ее среду.
Для выполнения этих заданий Вы должны при допросе Вас предста¬вителями немецкого командования сообщить о своих политических взглядах, указать, что аналогичных взглядов придерживаются и Ваши единомышленники. В процессе дальнейшего допроса Вы должны указать, что, неоднократно встречаясь с лицами, указанными в легенде, подробно обсуждали вопросы объединения тюрко-татарских народностей, населяющих Советский Союз, в единое государство. При этом намекнуть, что, несмотря на провозглашаемое большевиками «равенство наций», мусульмане не пользуются никакими правами, их лишили даже религии и это вызывает постоянное недовольство среди населения.
Однако организация вооруженного восстания только силами местного населения невозможна, так как большевики располагают мощным полицейским аппаратом, подавляющим попытки справиться с ним. Вот почему Ваша группа, опасаясь репрессий со стороны органов НКВД и не имея соответствующего центрального руководства, ограничивалась пропагандой пантюркистских взглядов среди туркменской интеллигенции и работой в окружении. Однако группа имеет большие связи и при наличии соответствующего руководства может развернуть большую работу. Характеризуя участников группы, Вы указываете, что они являются убежденными националистами, твердо уверенными в мощи германской армии, и готовы оказать любую помощь человеку, явившемуся от Вашего имени.
В случае если противник согласится послать по Вашим адресам своих эмиссаров или курьеров, по возможности пошлите с ними письма, открытый текст которых согласуйте с немцами. При наличии гарантии, что противник Ваши письма проверять не будет, можете вписывать в них тайнописью важные донесения для нас. Если противник направит Вас в так называемый «Туркестанский легион», Вам необходимо путем лояльного отношения к немцам обратить на себя внимание и добиться занятия руководящего положения в «легионе». Ваша деятельность в «легионе» должна обеспечить сбор подробных данных о «легионе». Если в формировании «легиона» будут принимать участие туркменские националисты-эмифанты, Вам необходимо связаться с ними, всемерно добиваясь завоевания у них авторитета. Вашей задачей в этом случае является проникновение в руководящие эмифантские центры. С этой целью Вам разрешается выступить в эмигрантской прессе с серией статей националистического характера.
Если германская разведка предложит Вам вернуться на территорию СССР с разведывательным заданием, Вы должны принять это предложение лишь после некоторого колебания, обусловив это серьезностью сделанных Вам предложений.
Способы связи:
1. После Вашей переброски Вы имеете право разговаривать о характере наших заданий только с тем лицом, которое будет послано нами. Это лицо свяжется с Вами по следующему паролю: «Вам привет от Мамед Назара». - «Я слышал, что он умер в прошлом году». - «Нет, его ужалил скорпион, но он остался жив».
2. В случае Вашей заброски обратно на территорию СССР Вы осто¬рожно связываетесь с ближайшим органом НКГБ или особым отделом и, сообщив свой псевдоним, просите телеграфно уведомить о Вашем прибытии НКГБ СССР.
3. На случай Вашей заброски немцами в Иран или Турцию связь с Вами будет установлена путем посещения Вами обусловленных мест в определенные даты и соответствующего пароля.
Если немцы Вас заподозрят в чем-либо, помните, что на следствии никаких показаний о действительных причинах Вашего перехода линии фронта и о связях с органами НКВД Вам давать не разрешено. На следствии Вы должны до конца придерживаться Вашей первоначальной версии, объясняющей мотивы Вашего перехода к немцам.
Задание прочел и усвоил. «Ичиан». 3 июня 1943 г.
Чтобы заинтересовать противника возможностью выброски радистов в глубокий советский тыл, Вы сообщаете, что почти во всех районах СССР районные организации ведут пропаганду о возможной выброске немцами шпионов, диверсантов, радистов на парашютах. Для вылавливания лиц, заброшенных таким путем, соответствующие органы обучают так называемые истребительные батальоны. Однако в тех районах, где Вам приходилось бывать, случаев задержания таких парашютистов еще не было. Если на самом деле существует такой способ выброски радистов, то Ваши друзья в Туркмении могли бы приютить заброшенного к ним радиста.

«Ичиан». 3 июня 1943 г.

Переход линии фронта прошел удачно. Задержавшие «Ичиана» немецкие офицеры поверили его легенде, создали ему сравнительно хорошие условия жизни и предложили выступать с обращением и составить листовку к туркестанцам - бойцам Красной Армии.

После выполнения этих заданий «Ичиан» был направлен в Смоленск в распоряжение разведывательного штаба - штаб-квартиры абверкоманды 103, которая располагалась тут с октября 1941-го по сентябрь 1943 года. Здесь «Ичиану» удалось установить 5 человек агентов, использовавшихся немцами для шпионской работы в тылу Красной Армии.

Немецкие разведорганы намечали использование «Ичиана» для шпионской и диверсионной работы в тылу Красной Армии. Для прохождения специальной подготовки направили его в Варшаву, а затем в лагерь особого назначения в г. Луккенвальде (Германия). Лагерь для советских военнопленных, именовавшемся «офлаг 3а» или «бывший французский офицерский лагерь», располагался в 55 км от Берлина.
На территории лагеря находилась разведывательно-диверсионная школа, основной контингент которой состоял из выходцев из Средней Азии и с Кавказа.
Летом 1943 года общий лагерь «офлаг 3а» был реорганизован в особый лагерь, в нем содержались вновь завербованные агенты, проходившие проверку и предварительную подготовку перед направлением в разведшколы и абверкоманды. Этот лагерь изначально являлся местом подготовки офицеров для вновь формируемых «туркестанских легионов».
К моменту прибытия «Ичиана» лагерь представлял собой школу для подготовки разведчиков и диверсантов, предназначенных для заброски в глубокий тыл Красной Армии. Основной контингент обучавшихся составляли военнопленные Красной Армии.

В период пребывания «Ичиана» в лагере обучались две азербайджанские группы, две казахские, киргизская, туркменская, узбекская и группа донских казаков.
«Ичиан» был зачислен в туркменскую группу, называвшуюся «Жасмин», состоящую из 11 человек. Группа предназначалась к переброске в Туркестан с целью установления связи с басмачами, объединения их в организованные боеспособные отряды, способные нарушать работу промышленности и железнодорожного сообщения, а также для поиска, курирования и организации совместной работы с антисоветским подпольем с целью подготовить восстание в тылу Красной Армии.
Одновременно с этим группа должна была установить связь с эмигрантами туркменами в Иране и Афганистане и развернуть работу по сбору разведывательных данных.
В период прохождения обучения члены группы «Жасмин» были лишены права общаться с окружающим населением и военнопленными. Спецподготовка состояла в изучении агентурной и общевойсковой разведки, радиодела, топографии, подрывного дела, различных видов вооружения, езды на мотоциклах и велосипедах, а также немецкого языка.
По окончании обучения члены группы приняли присягу, и с этого времени им был разрешен свободный выход в город.

К этому времени относится приезд в лагерь представителей «Туркестанского комитета» во главе с казахом Оразом Имановым. В беседе с Имановым «Ичиан», в соответствии с заданием, предложил свои услуги по работе в «Туркестанском комитете». Ораз Иманов обещал переговорить по этому вопросу с руководителем Туркменского отдела «комитета» Курбановым Рамазаном и организовать «Ичиану» с ним встречу.
Спустя некоторое время «Ичиан» получил от Курбанова письмо, в котором он просил приехать к нему в «комитет». Получив совместно с членом группы Захарко отпуск для поездки в Берлин, «Ичиан» посетил «Туркестанский комитет». После непродолжительной беседы Курбанов представил его Вели Каюм-хану.
[Вели Каюм-хан - туркестанский идеолог и узбекский националист, пронацистский коллаборационист. Основатель Национального комитета объединения Туркестана, один из организаторов Туркестанского легиона. В послевоенный период - активный деятель Антибольшевистского блока народов (АБН)]
Каюм-хан хорошо принял «Ичиана», долго беседовал с ним и обещал устроить его на работу в «комитет», затребовав его через ОКБ (верховное командование немецкой армии).

Через несколько дней после этой встречи группа «Жасмин», в том числе и «Ичиан», выехала на Восточный фронт в район г. Винницы. В ночь с 1 на 2 ноября 1943 года, находясь в одной из деревень нейтральной зоны, руководитель группы Иогансон заявил, что он является командиром Красной Армии и предложил всем перейти на её сторону.
Желая продолжать выполнение возложенного задания, «Ичиан» от перехода на сторону Красной Армии отказался, заявив, что он, как перебежчик, боится ответственности.
По указанию Иогансона «Ичиан» и немецкий инструктор группы Филипп Геллес (ефрейтор, сотрудник разведывательно-диверсионной школы в г. Луккенвальде, занимавшийся переброской агентуры в тыл советских войск), находившийся в другой комнате, были связаны, а остальные члены группы ушли.
Спустя некоторое время «Ичиан» и Геллес освободились и направились в Винницу, откуда после допроса «Ичиан» выехал в Берлин к представителю штаба ОКБ в разведывательно-диверсионной школе в г. Луккенвальде капитану Лайнику. Подробно допросив «Ичиана» об обстоятельствах бегства Иогансона и его группы, Лайник направил его в спецгруппу майора Майер-Мадера (начальник разведывательно-диверсионной школе в г. Луккенвальде), дислоцировавшуюся в Аренсдорфс севернее Берлина.

Майер-Мадер включил его в свою группу, которая должна была высадиться в песках Каракумов, установить связь с националистами Средней Азии и развернуть работу по подготовке вооруженного восстания.
Группа должна была подобрать несколько видных националистов, которые могли бы выехать в Берлин в качестве «представителей народов Средней Азии» и создать там «туркестанское правительство» вместо «комитета», руководимого Вели Каюм-ханом. Одновременно из военнопленных туркестанцев и солдат «Туркестанского легиона» Майер-Мадер предполагал создать «туркестанскую армию».

Между Вели Каюм-ханом и Майер-Мадером существовали давние, ещё с конца 1941 года, противоречия - когда после смерти президента «Туркестанского комитета» Мустафы Чокаева на его место был назначен Вели Каюм-хан. Последний начал активно сотрудничать с Восточным министерством Розенберга, игнорируя Майер-Мадера, который занимался в этот период созданием «Туркестанского легиона».
В дальнейшем Вели Каюм-хан, по согласованию с Восточным министерством, частично подчинил себе «Туркестанские легионы», что вызвало озлобление Майер-Мадера.
Для того, чтобы убрать Каюм-хана и поставить на его место человека, который целиком подчинялся бы Майер-Мадеру, последний и разработал вышеизложенный план заброски группы в Туркестан. Разрабатывая этот план, Майер-Мадер, конечно, скрывал свои действительные цели.

Наступление Красной Армии и отступление немцев с Северного Кавказа изменили обстановку в Средней Азии. Понимая, что в этих условиях работа группы в тылу Красной Армии будет значительно более тяжелой и мало перспективной, Майер-Мадер решил начать с выполнения второй части плана - создания «Туркестанской армии».
Дабы исключить возможность влияния на нее Каюм-хана, Майер-Мадер договорился с командующим войсками СС - генералом Бергером, что формируемые им туркестанские части будут входить в состав войск СС.
Первоначально должна была быть сформирована «Ост-мусульманская дивизия СС», все офицерские должности, в которой должны были занимать туркестанцы, зарекомендовавшие себя с положительной стороны перед немцами. Штабом дивизии должна была явиться группа, созданная Майер-Мадером из туркестанцев, окончивших специальные разведшколы, большинство которых было преданно лично Майер-Мадеру.
Формирование «дивизии» происходило в с. Понятово (Польша) из туркестанцев, азербайджанцев и крымских татар, принимавших участие в боях против партизан Красной Армии. В начале марта был сформирован полк, который был переброшен в район ст. Юратишки Барановичской области Белоруссии для борьбы с партизанами.
«Ичиан» занял должность старшего пропагандиста и организовал успешную работу по моральному разложению полка.

Его работа принесла свои плоды и информация о проблемах в полку дошла до Берлина, откуда вскоре прибыла комиссия, занявшаяся всесторонней проверкой. В связи с вскрытыми беспорядками Майер-Мадер был отстранен от должности, и на его место был назначен капитан Биллиг (до назначения на эту должность Биллиг являлся командиром одного из батальонов «Ост-мусульманского полка», позже, в апреле 1944 года, был убит в боях с опергруппой НКГБ СССР).
Несколько человек из ближайшего окружения Майер-Мадера были расстреляны за прослушивание советских радиопередач.

Воспользовавшись этой ситуацией, «Ичиан» убедил командира батальона Асанкулова и ряд других офицеров в необходимости перехода на сторону партизан.
Установив связь с группой НКГБ, «Ичиан» перевел на нашу сторону 49 человек с вооружением. В дальнейшем «Ичиану» удалось перевести еще 71 человека.
В результате перехода к партизанам большой группы солдат и офицеров в полку началась анархия, 250 человек были направлены в концлагеря и несколько человек расстреляно за связь с партизанами.
За время пребывания в тылу противника «Ичиан» установил 67 агентов немецкой разведки, намечавшихся к заброске в наш тыл, и значительное число их узнал в лицо по совместному обучению в Луккенвальдской и Аренсдорфской разведшколам.
После установления «Ичианом» контакта с оперативной группой 4-го управления НКГБ СССР к переходу на её сторону было подготовлено около 200 человек, однако этот план был раскрыт немцами.
23 марта 1944 года на базу оперативной группы 4-го управления НКГБ СССР в районе г. Барановичи перешло 49 солдат и офицеров «Остмусульманского полка СС» во главе с «Ичианом».

Находясь на базе НКГБ СССР, «Ичиан», наряду с работой по разложению «Ост-мусульманского полка СС», принимал участие в боях с немцами.

ОМСБОН войск НКВД/ОООН НКГБ СССР
НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ ЗАФРОНТОВОЙ РАЗВЕДКИ.

Великая Отечественная война, история, спецслужбы

Previous post Next post
Up