Легенда для внедрения к немцам агента НКГБ СССР «Ичиан»

Aug 26, 2023 17:31



Солдаты "Туркестанского легиона", куда должен был проникнуть агент " Ичиан"

Биография-легенда агента Четвертого управления НКГБ СССР «Ичиана» ("Скорпион") с его собственноручным дополнением
3 июня 1943 г.

Свою биографию до 18-летнего возраста Вы излагаете в полном соответствии с действительностью, подчеркивая близость Вашей семьи с семьей кулаков Балакаевых. В 1926 г. с целью устроиться на хорошую работу Вы вступили в комсомол.
Состоя в комсомоле, окончили ликбез и в 1927 г. поступили на рабфак в г. Ашхабаде, который окончили в 1930 г. Директором рабфака в этот период работал Шамурадов, впоследствии арестованный и осужденный за контрреволюционную деятельность органами НКВД.
Шамурадов привлек Вас к занятиям в литературном кружке, которым он лично руководил, где под видом изучения литературных произведений проводил националистическую работу по заданию контрреволюционной националистической организации «Тюрк бирлити». О работе этой организации Вам стало известно после практической Вашей деятельности.

В 1930 г. проводилась мобилизация на трудовой фронт; хотя это делалось под видом добровольности, Вы, находясь под влиянием Шамурадова, отказались от поездки на трудовой фронт и агитировали за отказ от поездки других комсомольцев. За это были исключены из комсомола, и встал вопрос о Вашем исключении с рабфака В этот момент на помощь к Вам пришел Шамурадов. Заметив, что Вы очень болезненно восприняли угрозу исключения с рабфака, Шамурадов помог остаться на учебе. Такая забота Шамурадова еще больше расположила Вас к нему, и Вы начали часто с ним встречаться.
В процессе бесед, когда Вы выразили недовольство порядками на рабфаке, Шамурадов начал осторожно развивать националистические взгляды. Впоследствии, убедившись в Вашем сочувствии и общности взглядов, он предложил Вам вступить в националистическую организацию «Тюрк бирлиги». Эта организация являлась пантюркистской и охватывала все республики и области Советского Союза, населенные тюрко-татарскими народами. Организация ставила своей целью объединение всех тюрко-татарских народностей, населяющих Советский Союз, в единое независимое государство. В своей деятельности эта организация опиралась на помощь капиталистических стран Европы, которые могли оказать реальную поддержку в борьбе с Советским Союзом. Будучи недовольны существующим строем. Вы охотно приняли предложение Шамурадова и вступили в эту организацию.

Ваша деятельность вначале заключалась в активном участии в разборе отдельных националистических произведений с целью установить настроения студентов, посещавших занятия кружка. В дальнейшем помогали Шамурадову намечать лиц, могущих быть вовлеченными в организацию. В частности, по Вашей рекомендации в организацию были вовлечены студенты Баба Мурадов и Эзис Кудратулаев.
В мае 1930 г. после окончания рабфака Вас вызвал Шамурадов и сообщил, что организация поручает Вам принять участие в подготовке восстания иомудов-кочевников1 в Казанджинском районе, которое по плану должно было распространиться на весь Туркменистан и привести к его «освобождению» от большевиков. Ваша командировка была оформлена членом организации бывшим наркомпросом Туркменской ССР Бориевым. Выехав на место, побывали в аулах Джойрук, Аждгун и других, где установили, что работа по созданию повстанческих групп проводится одновременно с Вами и другими неизвестными Вам лицами, очевидно, также по заданию организации. Не имея опыта проведения самостоятельных вербовок, Вы начали с создания недовольства налоговой политикой. С этой целью семьям баев делались большие снисхождения, тогда как на бедняков и середняков накладывались непосильные налоги. Это мероприятие сейчас же вызвало резкое недовольство населения. В беседах с хозяевами квартир, где Вы останавливались, объясняли это мероприятие с антисоветских позиций и в результате Вам удалось завер¬бовать в организацию несколько авторитетов, в том числе членов партии из аула Джойрук и других. Весной 1931 г. уже после Вашего отъезда началось восстание иомудов, в котором приняли активное участие и завербованные Вами лица. Это восстание было подавлено, причем погибло много непричастных к организации лиц.

По возвращении из г. Казанджика с помощью Шамурадова Вы были назначены преподавателем туркменского языка в зооветеринарном институте (хотя имели только среднее образование) и были устроены студентом в этот же институт. Однако вскоре по настоянию ЦК комсомола Туркмении Вы были отстранены от работы в институте и сняты с учебы. Не имея другой возможности, Бориев командировал Вас в Иолотанский и Байрам-Алийский районы под видом обследования школ, на самом же деле это было сделано для Вашего сохранения до устройства на новой работе.

По возвращении в г. Ашхабад Вы были вынуждены поступить секретарем дирекции механического завода «Красный металлист». В авгус¬те 1931 г. на завод была прислана разверстка в институты центральных городов, и, получив путевку с завода, Вы выехали в г. Ярославль, где поступили на физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института. Учеба в институте продолжалась до 1936 г.
За это время в г. Ашхабаде были арестованы многие участники организации «Тюрк бирлиги». Вы избежали этой участи, очевидно, в связи с Вашим постоянным пребыванием в г. Ярославле.
1 Иомуды (иомуты) - одно из крупных туркменских племен.
В г. Ярославле Вы никого из туркмен не встречали и в результате оторвались от деятельности организации.
В 1936 г. по окончании института Вы были направлены на работу в г Ашхабад и назначены преподавателем физики в торгово-кооперативный техникум.
С этого периода Вы пытались установить связь с действующей националистической организацией, что долго не удавалось, так как старые знакомые по организации частично были сосланы, частично ушли за кордон, а оставшиеся прекратили нелегальную деятельность в связи с жестким режимом.

В 1937-1938 гг. Вы также не имели возможности восстановить связь с контрреволюционной организацией и, опасаясь ареста, вели себя конспиративно. Только в конце 1940 г. Вам удалось познакомиться с несколькими лицами из числа активных националистов, которые выражали желание восстановить разгромленную органами НКВД организацию «Тюрк бирлиги». Одним из таких лиц был Юнусов Сары, который в конце 1941 г. был призван в Красную Армию. Через Юнусова Вы познакомились с Караджой Буруновым, Иомудской, Бердыевым, которые пытались совместно с Вами восстановить деятельность организации. Практическая работа организации увязывалась с победоносным наступлением германской армии, так как рассчитывать на свержение Советской власти только своими силами организация не могла.
Когда Ваша группа узнала, что Юнусов подлежит призыву в Красную Армию, ему было дано задание организовать массовое дезертирство и объединить дезертиров в басмаческие отряды, направив их в Кара-Кумы. Как сообщил Вам Бурунов, в мае 1942 г. Юнусову удалось создать националистическую группу в 120-й туркменской дивизии и направить 57 туркмен-красноармейцев в басмаческие отряды, действующие в Кара-Кумах.

В июле 1942 г. Вы были вызваны в Ашхабадский военкомат, где Вам предложили немедленно сдать дела ввиду призыва в Красную Армию. Вы были рядовым, и военкомат направил Вас в запасной полк, дислоцированный в г. Ярославле. Здесь Вы прошли военную подго¬товку и служили красноармейцем. Все обращения к командованию о том, что Вы имеете высшее образование и хотите, чтобы Вам создали несколько лучшие условия, оказались напрасными. После того как в течение 3 месяцев Вы использовались для несения караульной службы, дежурств по кухне, по выполнению аналогичных «ответственных» поручений, Вас как бузотера « » 1943 г. командировали на фронт в часть. Пребывание на фронте и последние данные о новом наступлении победоносной немецкой армии убедили Вас в целесообразности перехода на сторону немцев, что Вы и совершили

Более подробная легенда Вашего перехода через линию фронта и нахождения в Действующей армии разрабатывается исходя из обстановки на фронте.

Легенда мною прочитана и усвоена хорошо. «Ичиан». 3 июня 1943 г.

Считаю нужным мою биографию-легенду дополнить в следующих моментах.

Говоря о моей деятельности в Казанджикском районе, указать, что для создания недовольства населения мною был использован конфликт между СССР и Китаем, а также мероприятия большевиков против ре¬лигии и национальных обычаев.
В Иолотанском районе по поручению Бориева встретился с бывшим знакомым, студентом Саку Ташенбаевым, который сообщил, что в настоящее время сильно развертывается работа националистической организации «Тюрк бирлиги» во всех Среднеазиатских республиках и руководители нашей организации установили тесный контакт с руководителями других контрреволюционных организаций в РСФСР. Белоруссии, на Украине и т. д.
Ташенбаев убеждал меня в том, что в «Тюрк бирлиги» очень много членов, солидное число которых занимают ответственные посты в Среднеазиатских республиках и в центре (г. Москве). Они всегда спасут членов «Тюрк бирлиги» от истребления органами Советской власти. Кроме этого, Ташенбаев сообщил, что ответственные руководители «Тюрк бирлиги» находятся в тесном контакте с представителями сильных государств Европы. Говоря о практических мероприятиях на данном этапе, Ташенбаев настаивал на доведении идей, за которые борется организация «Тюрк бирлиги», до каждого честного мусульманина, чтобы они (мусульмане) были готовыми в любой момент выступить с оружием в руках против большевиков.
Характеризуя мое пребывание в г. Ярославле, отметить, что кроме меня из Туркмении в г. Ярославле были Клычев, Рахманов, Артыков, Каррыев, Мурадов и Ишанов. Каррыев и Мурадов - националистически настроенные люди, но я с ними не говорил о националистической организации «Тюрк бирлиги».

«Ичиан». 3 июня 1943 г.
Продолжение: Задание и реальная работа в тылу врага агента НКГБ СССР "Ичиан" - Д-34

Великая Отечественная война, история, спецслужбы

Previous post Next post
Up