Как Британия потеряла господство на море. Часть 2

Jul 20, 2023 19:37

Начало: Как Британия потеряла господство на море - Д-34



Палуба линкора «Саут Дакота» - четыре корабля этого класса прозвали «большими дубинками дяди Сэма»

Несмотря на победу британской дипломатии в межвоенный период 1918-1939 гг., экономическая мощь США рано или поздно должна была поставить точку над «и». Окончательный удар по британскому господству нанесла очередная "выигранная" война - Вторая Мировая. Надо сказать, что условия Вашингтонского договора были нарушены еще до войны. Так Япония объявила о выходе из договора в 1936 году. С этого момента и начался новый виток полномасштабной гонки морских вооружений, подхлестнутый начавшейся вскоре второй мировой войной.




Английский линкор «Король Георг V»

Как же развивались события в ходе войны? Все, на что оказались способны англичане, это 5 кораблей типа "Кинг Джорж V" (1940-42 гг., 36,5 тыс. тонн, 10 356-мм орудий, 28 узлов). Эти линкоры стали самыми слабыми кораблями среди своих современников. Уступали они и итальянским "Литторио" и французским "Ришелье", не говоря уж о американских, японских и немецких линкорах. Кроме того, уже после войны англичане ввели в строй еще один корабль - "Вэнгард" (1946 год, 44,5 тыс тонн, 8 381-мм, 30 узлов). Изюминкой этого линкора, строившегося почти пять лет, стало использование в качестве артиллерии главного калибра пылившихся на складах орудийных башен выпуска 1916 года. Даже сами британцы полноценной эту боевую единицу не считали, предполагая использовать ее для охоты за тяжелыми крейсерами японцев в Дальневосточных водах. Это в том конечно случае, если бы корабль успел поднять флаг до окончания военных действий.

Совсем по-другому подошли к делу американцы. Еще до Пирл-Харбора их флот пополнился двумя кораблями класса "Норт Кэролайна" (1941 год, 37,5 тыс. тонн, 9 406-мм, 28 узлов). Следующие четыре корабля класса "Саут Дакота" (1942 год, 38 тыс. тонн, 9 406-мм, 27,5 узлов ) стали пожалуй самыми защищенными линкорами из когда-либо построенных. За характерный вид сверху американские корабли этого класса постройки 40-х получили прозвище "большие дубинки дяди Сэма". Термин заимствованный и еще долго в негативном контексте использовавшийся советской прессой, зачастую уже без понимания, что собственно он означает.
Венчали американские усилия знаменитые линкоры класса "Айова" (48 тыс. тонн, 9 406-мм орудий, 32,5 узла) и по сей день находящиеся в резерве флота США. Четыре таких корабля вошли в строй в 1943-44 годах, еще два за ненадобностью не достроили.
Необходимо упомянуть и о классе "Аляска". Сами американцы классифицировали их как линейные крейсера. Но фактически "Аляски" должны были бы стать основоположниками новой генерации тяжелых крейсеров, если бы война не поставила крест на развитии артиллерийских кораблей. В любом случае эти корабли были близки по характеристикам к линкорам (30 тыс. тонн, 9 305-мм орудий, 33 узла). Всего в 1944 году вошло в строй два, от достройки еще четырех отказались.

Причем в отличие от Британии в рукаве у дяди Сэма был припрятан козырь. Это планировавшиеся к постройке пять линкоров класса "Монтана" (60,5 тыс. тонн, 12 406-мм, 28 узлов). Однако для этих кораблей уже не было достойных противников, и от постройки монстров отказались.

Надо сказать, что эта война перевернула понятия о морской мощи с ног на голову, окончательно свергнув линкоры с трона, где их место занял "его Величество Авианосец". От количества этих кораблей зависел исход войны, и тут уже американская промышленность работала во всю силу. Перечисление многочисленных американских кораблей, пополнивших флот во время войны, надо начать с "Хорнета", заложенного как только стало ясно, что Вашингтонские нормы больше не действуют, и вступившего в строй буквально за полтора месяца до начала войны на Тихом Океане. Этот корабль повторял с незначительными усовершенствованиями удачный тип "Йорктаун".
Однако сколь бы не были хороши авианосцы класса "Йорктаун"/"Хорнет", они были спроектированы с учетом ограничений Вашингтонского договора, в частности жесткого ограничения по водоизмещению. Теперь же американские конструкторы могли себе позволить, взяв за основу "Йорктаун", внедрить все необходимые усовершенствования без оглядки на тоннаж. Так получился "Эссекс". С конца 1942 по 1946 год американский флот пополнился 23 кораблями этого типа!
Еще один - "Орискани", вступил в строй в переделанном виде в 1950-м, а два других не стали достраивать. Корабли имели водоизмещение 27 тыс. тонн, развивали скорость 32,5 узла и могли принять до 91 самолета. Никогда в истории, ни до, ни после этого столь крупные корабли не строились такой большой серией. Слово "Эссекс" стало синонимом триумфа американской промышленности, и победы над Японией.

Однако, хотя суммарно эти авианосцы превосходили все, что могли построить остальные участники войны вместе взятые, ситуация для янки по ходу войны складывалась вовсе не безоблачно. Американцы вступили в войну с семью авианосцами. Из них "Рейнджер" считался не вполне пригодным для полномасштабных боевых действий, и использовался в европейских водах, совместно с английским флотом.
В ожесточенном сражении в Коралловом Море 8 мая 1942 года, первом морском сражении в истории человечества, в котором надводные корабли не обменялись ни единым выстрелом, был потерян "Лексингтон". После победы у атолла Мидуэй 7 июня американцы недосчитались авианосца "Йорктаун". 15 сентября погиб, торпедированный японской подводной лодкой "Уосп". Наконец 24 октября в сражении у Санта Крус японские самолеты отправили на дно "Хорнет".

Таким образом к концу 1942 года для ведения боевых действий на огромном тихоокеанском театре войны у американцев осталось лишь два авианосца - "Саратога" и "Энтерпрайз". Критическая ситуация вынудила их срочно приступить к переделке в авианосцы находящиеся в постройке легкие крейсера типа "Кливленд". Так американский флот пополнился в 1943-м году девятью кораблями класса "Индепенденс" (10,5 тыс. тонн, 31,5 узла, 30 самолетов). Еще два подобных авианосца класса "Сайпан" (14,5 тыс. тонн, 33 узла, 48 самолетов) было создано на базе корпусов тяжелых крейсеров типа "Балтимор". Эти корабли вступили в строй уже после войны - в 1946-47 годах.

Но и этого американским адмиралам оказалось мало. Как мы помним, уже "Эссекс" был спроектирован без ограничений по водоизмещению. Однако на самом деле ограничение все же было, и существенное. Когда американцы приступали к созданию первого "пост-Вашингтонского" авианосца, сам этот класс кораблей еще считался второстепенным, после основной ударной силы - линкоров. И психологически конструкторы не могли не учитывать этого фактора. В частности нелепо выглядело бы, если бы по водоизмещению, вспомогательный по своему предназначению корабль, превосходил бы линкор. Тогда это казалось абсурдом. Но война внесла свои коррективы, и именно авианосцы стали основной силой.
Последнее ограничение отпало само собой. Перед американскими конструкторами встала задача создать боевую единицу, полностью отвечающую новым реалиям ведения войны на море, учтя при этом военный опыт и исправив недостатки класса "Эссекс". Таким кораблем стал "Мидуэй" (47,5 тыс. тонн, 33 узла, 137 самолетов). Три авианосца этого типа вступили в строй в 1945-47 годах.



"Мидуэй" - это "Эссекс" х 2

Однако война показала, что авианосцы стали не только главным средством противоборства собственно военных флотов. Палубные самолеты оказались наилучшим средством охоты за подводными лодками стран оси, непрерывно угрожавшими коммуникациям союзников. Наиболее эффективным оказались авианосцы и для воздействия на береговые объекты противника. Для решения этих и многих других задач никаких "эскадренных", то есть построенных по военным кораблестроительным нормам и обладающих 30-узловой скоростью, авианосцев хватить не могло. А столь высокие характеристики и не требовались. Поэтому война породила новый класс кораблей - так называемые эскортные авианосцы.
Это были сравнительно небольшие корабли, использовавшие корпус и силовую установку быстроходных транспортных судов. Они были гораздо дешевле "настоящих" авианосцев, и быстрее строились, но несли те же самые самолеты, то есть по наступательным возможностям если и уступали, то не качественно, а только в силу меньшего количества принимаемых на борт самолетов.



«Касабланка». За один год американцы построили 50 таких кораблей.

Масштабы строительства этих кораблей в США поражают воображение. Так, например 50 авианосцев класса "Касабланка" (8 тыс. тонн, 19 узлов, 27 самолетов) были введены в строй в течение одного года (с 8 июля 1943 года по 8 июля 44-го)! При этом последние корабли серии строились всего за 3,5 месяца! Всего же по военным заказам в США было построено 124 эскортных авианосца.



Американский авианосец «Эссекс». Построив 23 корабля этого типа, Америка сделала бесполезными надводные флоты всех стран мира.

Чем же смогла ответить Англия на вызов Америки? Как мы помним, в межвоенный период британский флот пополнился лишь одним приличным тяжелым авианосцем - "Арк Ройал". Поэтому сразу после того, как отпали Вашингтонские ограничения Англия приступила к постройке кораблей класса "Илластриес" (1940-41 гг., 23 тыс. тонн, 30,5 узлов). Они были созданы на базе удачного "Арк Ройал", с рядом важных усовершенствований. Так эти корабли имели бронированную полетную палубу и ангары. Этим не мог тогда похвастаться ни один авианосец мира. Живучесть английских кораблей резко возросла, что с блеском подтвердилось в боевых условиях.
Однако по водоизмещению новые авианосцы не превосходили своих зарубежных коллег, а раз так, то английским конструкторам пришлось ради защиты чем-то пожертвовать. Этим "чем-то" стало количество самолетов - главного оружия авианосца! "Илластриесы" несли всего по 33 самолета, тогда как аналогичные американские и японские корабли такого водоизмещения по 70 - 90. Не удивительно, что в первоначальном варианте достроили лишь три корабля из шести. На четвертом - "Индомитебл", количество самолетов за счет ослабления защиты довели до 45, а на двух последних, вступивших в строй в 1944-м "Имплейкебле" и "Индефатигебле" до 60.

Проект более амбициозного корабля класса "Игл" (37 тыс. тонн, 32 узла, 78 самолетов) англичане начали осуществлять в 1942-м году, однако из трех запланированных к постройке авианосцев в строй вступили лишь два, причем спустя продолжительное время после окончания боевых действий - в 1951 и 55 годах.

Была у англичан идея создать суперавианосец, соответствовавший бы американскому "Мидуэю". Однако ни один из четырех кораблей класса "Мальта" (47 тыс. тонн, 32,5 узла, 81 самолет) не только не вступил в строй, но даже и не был заложен.

Поскольку программы строительства тяжелых кораблей продвигались с трудом и в ограниченном объеме, основную ставку англичане были вынуждены сделать на легкие авианосцы. Особняком среди которых стоит "Юникорн" (1943 год, 14,5 тыс. тонн, 24 узла, 35 самолетов). Дело в том, что этот корабль планировалось использовать для поддержки авианосцев классов "Арк Ройал" и "Илластриес". Он должен был пополнять их авиагруппы и ремонтировать поврежденные самолеты. Однако по необходимости "Юникорн" использовли и в боевых действиях.



Маленький английский «Колоссус». Корабль совершенный, но...

Следующими легкими авианосцами в английском флоте стали десять кораблей класса "Колоссус" (1944-46 гг. 13 тыс. тонн, 25 узлов, 37 самолетов). Незначительно отличался от предыдущего тип "Маджестик" (14 тыс. тонн, 25 узлов, 37 самолетов). Все пять кораблей этого класса вошли в строй уже после войны, и в основном служили во флотах колоний и доминионов - Индии, Австралии, Канады.

Последними английскими легкими авианосцами, проект которых родился в годы войны, стали корабли класса "Центаур" (18,5 тыс. тонн, 29,5 узла, 42 самолета). Четыре из восьми планировавшихся к постройке вошли в строй в 1953-59 годах. Надо сказать, что британские легкие авианосцы выгодно отличались от американских собратьев, поскольку для них не использовали корпуса и механизмы крейсеров, а изначально проектировали как авианосцы. Ценой за это стала длительность постройки - большинство кораблей не успело принять участия в боевых действиях и невысокая скорость. Зато эти небольшие и относительно недорогие в эксплуатации авианосцы нашли себе место во флотах многих стран мира, где некоторые из них служат и по сей день!

Что касается эскортных авианосцев, то Англия, располагая в наибольшей степени уязвимыми коммуникациями, первой столкнулась с необходимостью строить такие корабли. Однако по масштабам строительства ее программы ни в какое сравнение не могут идти с американскими. Всего за годы войны англичане смогли ввести в строй лишь 6 эскортных авианосцев, относящихся к пяти различным типам. Еще 21 корабль был перестроен в авиносцы не до конца. То есть наряду с 3 - 6 самолетами и полетной палубой они несли в трюмах нефть или зерно. Однако в тяжелые для англичан годы и такие "авиазерновозы" были на вес золота, и позволяли резко повысить противолодочную и противовоздушную оборону конвоев.
Положение англичан было настолько отчаянным, что они были даже вынуждены прибегнуть к оснащению транспортных судов катапультами с обычными сухопутными истребителями "Харрикейн". Выполнив боевую задачу, пилот должен был покинуть самолет с парашютом и надеяться, что его выловят из воды экипажи кораблей охранения конвоя.

Подведем итог. В годы войны и после нее по проектам военных лет американский флот пополнился 28 тяжелыми, 11 легкими и 124 эскортными авианосцами. Англичане ответили 8 тяжелыми, 19 легкими и 6 эскортными. 21 МАК-шип (Merchant Aircraft Carriers) авианосцами считать трудно, все они к концу войны были переоборудованы обратно в обычные транспорты.

Плачевную для англичан картину дополняет состояние их палубной авиации. За всю войну они так и не создали ни одного типа палубного истребителя если не считать непригодного для воздушного боя двухместного "Файрфлая". Приспособить для службы на авианосцах весьма удачный сухопутный "Спитфайр" так толком и не удалось.
То же и с торпедоносцем. Вступив в войну с бипланом "Свордфиш", оборудованным открытой кабиной и получившим прозвище "авоська", англичане по ходу войны запустили в серию также биплан "Альбакор", который не выдержал конкуренцию даже со "Свордфишем" и был снят с производства. Технически весьма совершенная "Барракуда" страдала рядом неустранимых дефектов, и приживалась на палубах с трудом.
Наконец такой важнейший вид палубного самолета, как пикирующий бомбардировщик, не был по ходу войны представлен ни одной новой машиной. А довоенный "Скьюа" серьезно уступал и американским "Даунтлессам" и японским "Вэлам" и по бомбовой нагрузке, и по точности бомбометания, и по летным характеристикам. Уже в 40-41 годах "Скьюа" исчезли с палуб британских авианосцев. Результатом всего этого стало то, что основу английских палубных эскадрилий составляли американские "Хеллкеты", "Авенджеры" и "Хеллдайверы". Даже экипажи для этих самолетов частично поставлял англичанам дядюшка Сэм. Получили британцы и 38 эскортных авианосцев.

Окончание Второй Мировой Войны зафиксировало безрадостную для англичан картину. Английский флот не просто потерял господство на море, которое сохранял на протяжении нескольких веков. Он потерял в сравнении с американским самостоятельное значение, превратившись в чисто декоративный институт. Действительно, если в период своего расцвета - Викторианскую эпоху, английский флот претендовал на "Two Power Standart", то есть быть более мощным, чем два следующие по силе флота, то теперь американский флот всерьез можно сравнивать со ВСЕМИ остальными флотами мира вместе взятыми.

Вместе с господством британского флота рухнул после Второй Мировой Войны и установленный Англией миропорядок. Старые колониальные империи были обречены. Мир вступил в эпоху Pax Americana.
(Hiflower)

Правила Британия морями... (I часть) - Русский интерес - LiveJournal
Правила Британия морями... (II часть) - Русский интерес - LiveJournal
Правила Британия морями... (III часть) - Русский интерес - LiveJournal
Правила Британия морями... (IV часть) - Русский интерес - LiveJournal

корабли, история, флот, Великобритания, США, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up