Как Британия потеряла господство на море

Jul 19, 2023 22:05



Молодой субгегемон - США на всех парах мчится к битве за Мир. (Кильватерная колонна американских дредноутов класса «Колорадо», 30-е годы.)

Со времен Непобедимой Армады, то есть на протяжении более чем 300 лет господствовал британский флот на морях и океанах. Лишь трижды за этот огромный период времени (раз в столетие) пытались другие державы поколебать положение Англии. В первый раз это сделали голландцы. С 1652 по 1784 год состоялось четыре англо-голландских войны. Затем оспорить господство Англии попыталась революционная Франция, завладевшая голландскими верфями, и имевшая в союзниках мощный испанский флот. Наконец объединенная Германия также попыталась бросить англичанам перчатку во время Первой мировой. И каждый раз Англия побеждала своих противников.

Правда, как раз в результате Первой мировой войны, формально англичанами выигранной, британцы оказались как никогда близки к утрате доминирующего положения на морях. США, практически не участвовавшие в самоубийственных сражениях Великой Войны, приобрели за эти годы статус первой промышленной и финансовой державы, что не замедлило отразиться на оснащении американского флота. Изнуренная предвоенной гонкой с Германией, самой войной, Англия оказалась на пороге новой гонки вооружений, теперь уже с промышленно куда более мощными Соединенными Штатами. Однако, когда англичане не могут добиться своего грубой силой, в ход идет дипломатия.
Чтобы предотвратить окончательный крах своей экономики, Англия пошла на невиданный для себя шаг - согласилась на юридическое признание равенства своего флота и флота США. В 1922-м году был подписан Вашингтонский Договор. Соглашение закрепляло статус доминирующих морских держав за Англией и США. Обе эти державы могли иметь одинаковое количество линкоров-дредноутов общим водоизмещением не более чем в 533 тысячи тонн.
Для сравнения Японии разрешалось иметь корабли суммарным водоизмещением лишь 320 тысяч тонн, а Италии и Франции по 178 тысяч тонн. Положение усугублялось еще и тем, что вступал в силу длительный запрет на строительство новых кораблей этого класса. Устанавливал договор паритет между США и Англией и по количеству авианосцев - по 137 тысяч водоизмещением у каждой.


Однако читатель, который сделает вывод, что Англия на деле согласилась на равенство морских вооружений с США, поторопится. Причиной тому служат несколько весомых аргументов.
Во-первых, даже при материальном равенстве, опыт ведения войны на море и проектирования кораблей у англичан был ощутимо выше. То же касается и уровня подготовки личного состава.
Во-вторых, англичане выторговали себе право, в отличие от остальных стран построить два линкора после договора. Если учесть, что Ютландский бой 1916 года дал кораблестроителям весьма серьезную пищу для размышления, такое преимущество надо признать весьма существенным. Ведь учесть уроки сражения в конструкции своих кораблей могли только англичане, тогда как даже новейшие линкоры других держав были спроектированы до этого боя.
В-третьих, английская промышленность, достигшая максимального напряжения сил во время гонки с Кайзеровской Германией создала лучшие свои корабли уже во время Первой мировой, существенно опережая США. Последние к концу войны лишь разворачивали свою морскую мощь, и их лучшие корабли только находились к моменту заключения договора на стапелях и пошли на переплавку. То есть мало того, что Англия могла построить два новейших линкора, так еще и те корабли, которые обе державы по договору могли оставить у англичан были лучше.
И наконец в-четвертых, если договор закреплял равенство по линкорам и авианосцам, то например в количестве крейсеров Англия имела практически двойное преимущество, больше у англичан было и эсминцев. Лучше была и их система базирования.

Таким образом, английская дипломатия сделала невозможное. Ослабленная, если не сказать разоренная страна лишь формально установила с США паритет, на деле закрепив свое морское господство еще на четверть века!

Поскольку эквивалентом морской мощи и после Первой мировой продолжали оставаться линкоры, целесообразно будет сравнить силу двух сильнейших флотов мира в этом компоненте, зафиксированном Вашингтонским Договором. Тем более что именно в таком виде оба флота просуществовали вплоть до начала Второй Мировой.



Английский линкор «Бархэм» - самый мощный тип корабля 1 мировой войны.

Итак, как английский, так и американский флоты располагали согласно договору 15-ю линкорами. Костяк линейных сил Англии составляли 10 кораблей типа "Куин Элизабет"/"Бархэм" вошедшие в строй в 1915-1917 годах они имели водоизмещение 27,5 тысяч тонн, несли 8 381-мм орудий и обладали скоростью 23-25 узлов. Для своего времени это были самые мощные линкоры, переломившие ход Ютландского боя, и ставшие на долгие годы эталоном совершенства.
Самым крупным кораблем мира в межвоенные годы, поскольку договор ограничил водоизмещение вновь строящихся линкоров 35-ю тысячами тонн, был линейный крейсер "Худ" (1920 год, 42,5 тыс. тонн, 8 381-мм орудий, 31 узел - и тут англичане обошли ограничение). Была у британцев пара и более скромных линейных крейсеров типа "Рипалс" (1916 год, 27,5 тыс. тонн, 6 381-мм орудий, 30 узлов). И наконец венчали линейные силы два новейших "Нельсона" (1927 год, 33,5 тыс. тонн, 9 406-мм орудий, 23 узла).

Что же могли противопоставить этой армаде американцы? Договор вынуждал их сохранить в строю один из устаревших линкоров класса "Вайоминг", вооруженный совершенно бесполезной 305-мм артиллерией (1912 год, 26 тыс. тонн, 12 305-мм орудий, 20,5 узлов). Следующие серии кораблей были вооружены получше, но не могли соперничать в калибре артиллерии ни с одним из британских линкоров. Это два корабля класса "Нью-Йорк" (1914 год, 27 тыс. тонн, 10 356-мм орудий, 21 узел), и два типа "Невада" (1916 год, 27,5 тыс. тонн, 10 356-мм орудий, 20,5 узлов). На пару орудий больше несли два линкора типа "Пенсильвания" (1916 год, 31,5 тыс. тонн, 12 356-мм орудий, 21 узел). Очередная пара типа "Нью-Мексико" (1917-19 гг., 32 тыс. тонн, 12 356-мм орудий, 21 узел) отличалась несколько более мощными 356-мм орудиями новой модели.



«Теннеси». Линкор - это звездолёт начала XX века, обеспечивающий мировое господство.

Два следующих класса американских дредноутов составляли костяк линейных сил флота США, и получили у американцев прозвище "Big Five" (большая пятерка). Это были корабли типов "Теннеси" (1917-21 гг., 32 тыс. тонн, 12 356-мм орудий, 21 узел). И "Колорадо". Лишь на последней серии разрешенных договором линкоров, США повысили калибр своих орудий сверх 14" (356 мм), тогда как у англичан этому требованию удовлетворяли все корабли! Три линкора типа "Колорадо" (1921-23 гг., 32,5 тыс. тонн, 8 406-мм орудий, 21 узел) закрывают список американских кораблей этого класса.

Как мы видим английские линкоры быстроходнее, и имеют значительное превосходство в калибре артиллерии (18 406-мм и 100 381-мм орудий против 24 406-, 124 356- и 12 305-мм). В общем, не очень-то большое преимущество, для бывшей "владычицы морей". Чтобы правильно оценить результаты договора надо посмотреть не на то, что по договору разрешено было оставить, а на то, от чего договор вынудил отказаться. И вот тут мы увидим мощь британской дипломатии во весь рост.
Ведь в 20-е годы на стапелях английских верфей гулял ветер, тогда как на американских кипела работа. В это трудно поверить, но американцы имели в постройке армаду из 13 сверхдредноутов, на фоне каждого из которых померк бы любой из имевшихся английских кораблей. Во-первых, это был четвертый корабль класса "Колорадо" - находившийся в 75,9% готовности "Вашингтон". Следующие шесть кораблей класса "Саут Дакота" были прорывом в американском кораблестроении (43 тыс. тонн, 12 406-мм орудий, 23 узла). То же касается и шестерки линейных крейсеров класса "Лексингтон" (43,5 тыс. тонн, 8 406-мм орудий, 33,5 узла). Средняя готовность этих 12 кораблей была 23,3% - почти на четверть! Лишь два из 13-ти удалось спасти от уничтожения - линейные крейсера "Лексингтон" и "Саратога" переделали в авианосцы.
Как англичанам, имея кукиш в кармане, удалось заставить американцев своими руками пустить под нож целый флот, намного превосходящий все то, что Англия могла выставить в обозримом будущем это тема отдельного разговора. Англичане очень тонко сыграли на американо-японских противоречиях, не обошлось дело и без обмана.



Британский "Фьюриес" - первый в мире авианосец

Eсли по линейным кораблям, которые были построены в годы Великой Войны, Англии удалось сохранить хоть какое-то преимущество, то по авианосцам, которые в годы войны, собственно, у одной Англии и имелись, и соответственно были построены в межвоенный период, картина наблюдалась совершенно другая.

Как мы помним, обе страны могли построить корабли суммарным водоизмещением в 137 тысяч тонн, что, казалось бы, давало англичанам надежду как минимум на паритет. Тем более, что реальный опыт создания судов этого класса имела только Англия. Опыт тяжелый и трудный. Однако в отличие от ситуации с линейным флотом, у американцев были развязаны руки, и именно этот фактор стал решающим.

Вот как распорядилась отведенным ей тоннажем Англия. Во-первых, она переделала в авианосцы три неудачных до абсурда "легких линейных крейсера" - один типа "Фьюриес" и два "Корейджес". Это были корабли водоизмещением 22,5 тысячи тонн, которые развивали скорость 30 узлов и несли 36-48 самолетов. "Фьюриес" стал первым в мире авианосцем. На этом корабле, путем долгих, стоивших немалых жертв экспериментов англичане вывели "формулу авианосца", которая остается действительной и по сей день, - сплошная полетная палуба и сдвинутая к борту небольшая надстройка - "остров".
Следующим британским авианосцем стал "Игл" - переделанный из строившегося по еще довоенному заказу для Чили дредноута "Альмиранте Кохрен" (1924 год, 21,5 тыс. тонн, 22,5 узла, 21 самолет). Событием в мировом судостроении, и очередным шагом в эволюции класса авианосцев стала постройка "Гермеса" - первого специально построенного, а не переделанного из других корабля этого класса, обладавшего, впрочем, весьма скромными характеристиками (1924 год, 11 тыс. тонн, 25 узлов, 20 самолетов).
И только перед самой войной вступил в строй первый и единственный английский "эскадренный" авианосец, то есть корабль способный нести и обслуживать максимальное число самолетов, и развивать скорость хода сопоставимую со скоростью новейших линкоров, которые авианосцам, как думали военно-морские теоретики того времени, придется сопровождать. Это был "Арк Ройал" (1938 год, 22 тыс. тонн, 31 узел, 60 самолетов).



Американские авианосы класса "Лексингтон"

Теперь посмотрим, как обстояли дела за океаном. Здесь Вашингтонский договор сыграл на руку американцам, так как они сразу получили пару переделанных из новейших линейных крейсеров авианосцев класса "Лексингтон" (1927 год, 37,5 тыс. тонн, 33 узла, 63 самолета). Первым специально построенным американским авианосцем стал "Рейнджер" (1931 год, 14,5 тыс. тонн, 29 узлов, 76 самолетов). На этом эксперименты американцев закончились, и они пришли к заключению, что строить следует лишь "эскадренные" авианосцы, способные нести максимальную авиагруппу с максимальной скоростью, - концепция, блестяще подтвердившаяся в ходе войны. Таковыми стали два корабля класса "Йорктаун" (1937-38 гг., 20 тыс. тонн, 32,5 узла, 96 самолетов). В небольшой остаток "договорного" водоизмещения удалось уместить еще один авианосец - "Уосп" (1940 год, 14,5 тыс. тонн, 29,5 узлов, 76 самолетов).

Вывод из этой статистики можно сделать один. Британская судостроительная промышленность полностью проиграла американской в межвоенный период. Причем по инновациям англичане даже шли впереди, но промышленная мощь США с лихвой компенсировала это отставание. Каждая из стран обладала в итоге 6-ю авианосцами, но у англичан только два из них были специально построенными кораблями, а у американцев четыре! Из английских кораблей только четыре могли действовать совместно с быстроходными линкорами и крейсерами, тогда как у американцев этому критерию удовлетворяли все корабли. Но главное в сравнении авианосных группировок это собственно численность их авиагрупп. И здесь отставание англичан выглядит драматическим, так как их авианосцы могли принять в сумме 233 самолета, тогда как американские - 496, более чем двойное преимущество!
Впрочем, в межвоенный период считалось, что главной силой флотов продолжат оставаться линкоры, а авианосцы будут выполнять лишь разведывательные функции при главных силах. Поэтому британцы чувствовали себя вполне уверенно. Войне предстояло в корне изменить эти взгляды, как и соотношение сил основных флотов. Об этом мы поговорим в следующей статье.

(Hiflower)

Продолжение: Как Британия потеряла господство на море. Часть 2 - Д-34        

корабли, история, флот, Великобритания, США

Previous post Next post
Up