В конце марта 2018 года в журнале "Словѣне"
вышла наша с Ингрид Майер статья о донесениях шведского купца и агента в Москве Кристофа Коха о казни Степана Разина.
Самая "изюминка" статьи - это, конечно, обнаруженный Ингрид Майер в стокгольмском архиве русский прижизненный рисунок пленного Разина, который послужил прототипом для столь хорощо известной каждому со школьных времен английской гравюры 1672 года.
Вот этот рисунок:
Больше всего мне в истории с этим рисунком нравится то, что удается проследить весь информационный путь изображения:
рисунок делается в Москве (причем чуть загодя, до самой казни) --> затем он раздается всяким иностранцам (три копии точно, наверняка и больше) --> и отправляется теми в Европу --> рисунок оказывается в Стокгольме, Гамбурге и попадает в Лондон --> где с него делается все та же гравюра (понятное дело, она получается в зеркальном отражении).
Для XVII в. проследить такой подробный путь - это редкость. Обычно приходится просто гадать - на основе чего делался тот или иной "московитский" рисунок в каком-нибудь немецком летучем листке: на основе какого-то прототипа или исключительно фантазии.
Самое забавное, что где-то в Германии и Англии вполне возможно лежат такие же (или похожие) рисунки, просто их никто еще пока не нашел. Стокгольмский рисунок кстати вполне себе описан в онлайн-каталоге шведского государственного архива. там даже по-моему тэг "Степан Разин" проставлен, и все равно им никто всерьез не заинтересовался до XXI в., пока Ингрид Майер его не обнаружила.
И еще. Теперь если дойдут руки (или если люди знающие вспомогут), надо бы наконец исправить в Википедии в статье про Разина упоминание, что якобы казнен он был на Болотной площади. Кто-то по глупости когда-то ляпнул, так с тех пор и повторяют. Хотя все источники сходятся - казнь произошла на Красной площади напротив собора Казанской Богоматери. Об этом в статье тоже написано.
https://loddfafnirr.livejournal.com/122694.html