Документальным подтверждением факту производства кондитерских изделий в блокадном Ленинграде являются вот эти три фотографии, хранящиеся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб):
«Снимок выполнил фотокорреспондент ТАСС Александр Михайлов по официальному заказу. Что было написано под фотографией сразу же после ее изготовления, неизвестно.
Архивная карточка на фотоснимок составлялась 3 октября 1974 года, и именно тогда было записано: «12.12.1941 года 2-я кондитерская фабрика. Начальник цеха А.Н.Павлов, мастер-кондитер С.А.Краснобаев и подручная Е.Ф.Захарова за осмотром готовых батонов» - цитата
отсюдаХотя то, что находится в руках у работников кондитерской фабрики на "батоны" не похоже, скорее на что-то, вроде плиток гематогена.
Лучший сменный мастер «энской» кондитерской фабрики» В.А.Абакумов. Коллектив под его руководством регулярно перевыполняет норму. На снимке: товарищ Абакумов проверяет качество выпечки «Венских пирожных». 12.12.1941 г. Фото: А.Михайлов, ТАСС
12.12.1941 года. Изготовление «ромовых баб» на 2-й кондитерской фабрике. А.Михайлов, ТАСС
Фотографии была впервые опубликованы в 1992г. в изданной в Германии книге «Blockade Leningrad 1941-1944».
На них ссылается в своей книге «Трагедия на Неве» участник боёв под Ленинградом с германской стороны Хассо Стахов, утверждая, что в блокаду в голодающем городе не прекращалось производство шоколада и пирожных, и предназначались сладости только для избранных. Книга была переведена на русский в 2008г. и издана в издательстве "Центрполиграф".
Автор, отдавая дань официально принятому в Германии отношению ко Второй Мировой войне, не скупится на антивоенные пафос, но при этом пытается уравнять ответственность Третьего Рейха и Советской власти за массовую гибель ленинградцев в годы блокады (подробнее о книге читать
здесь и
здесь). Вероятно поэтому в Германии этот опус неоднократно переиздавался.
С этими фотографиями связана еще одна история. В архивных карточках на эти фотоснимки есть одна неувязка - 2-я кондитерская фабрика прекратила своё существование в 1940 г. Вместо неё в здании по адресу Лиговский пр., 52 разместился завод лимонной кислоты (источник -
citywalls.ru).
Но архивная карточка на фотоснимки составлялась 3 октября 1974 года и ошибка могла вкрасться в это время.
При этом, на том же сайте citywalls.ru можно узнать о других кондитерских фабриках, продолжавших работу в блокаду.
3-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика 1941-1945 гг. - на протяжении всей блокады фабрика продолжала работать, выпуская для нужд фронта и блокадного города пищевые концентраты, овощной джем, кондитерские изделия и белковые дрожжи. Были созданы цеха боеприпасов и фармацевтических препаратов.
Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской В годы Великой Отечественной войны фабрика ни на один день не прекращала работу, вырабатывая кондитерские изделия на различных заменителях. За самоотверженный труд в годы войны фабрика была занесена в городскую Книгу Почета. В 1943 г. было произведено 3 тонны конфет "Мишка на Севере". Товарным знаком продуктов этой Кондитерской фабрики они стали с 1966 г.
Но у людей с неустойчивой психикой разоблачительства и очернительства истории своей страны вообще, а советской истории в особенности, эти фотографии вызывают возбуждающий уличающе-разоблачительный зуд.
Хотя никакой сенсации в этих снимках нет и быть не может.
Снимки сделаны журналистом А. Михайловым (погибшем в 1943 г.) Он был известным фотокорреспондентом ТАСС.
Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. Нужно было показать советскому народу, что в Ленинграде положение не такое уж бедственное.
Поэтому взята была в качестве объекта одна из кондитерских фабрик, которая, как выяснилось, действительно продолжала изготавливать сладкую продукцию не только для партийных деятелей, но и для членов Академии наук, известных писателей (например, Всеволода Вишневского), профессоров, военных.
Кстати говоря, для поднятия духа населения в тяжелейших условиях «осадного положения» продовольственная тема использовалась и в Москве:
Интересно, что в 1942 г. в Москве был создан завод шампанских вин, а его руководитель А.М. Фролов-Багреев получил Госпремию (разработчика технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского» наградили вместе с конструкторами боевой техники).
ДЛЯ СПРАВКИ:
1) Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. А. Страхова, во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета (командующему М. С. Хозину, себе, А. А. Кузнецову, Т. Ф. Штыкову, Н. В. Соловьёву):
«Теперь будет так…». «…Чуток гречневой каши, щи кислые, которые варил ему дядя Коля (его личный повар - Авт.), - верх всякого удовольствия!..», - рассказывала она же.
2) Оператор располагавшегося в Смольном центрального узла связи М. Х. Нейштадт:
«Честно скажу, никаких банкетов я не видел. Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролёт. Были там и главком артиллерии Воронов, и расстрелянный впоследствии секретарь горкома Кузнецов. К ним в комнату мимо нас носили тарелки с бутербродами. Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде… Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учёт был строжайший. Поэтому все эти разговоры о «праздниках живота» больше домыслы, нежели правда. Жданов был первым секретарём обкома и горкома партии, осуществлявшим всё политическое руководство. Я запомнил его как человека, достаточно щепетильного во всём, что касалось материальных вопросов».»
3) Обратим внимание на то, что при характеристике питания партийного руководства Ленинграда, вне связи с Ждановым лично, также часто допускаются определенные передержки. Речь идёт, например, о часто цитируемом дневнике Рибковского), где он описывает свое пребывание в партийном санатории весной 1942 г., описывая питание как очень неплохое.
Следует помнить, что в том источнике речь идёт о марте 1942 года, т.е. периоде после запуска железнодорожной ветки от Войбокало до Кабоны, для которого характерно завершение продовольственного кризиса и возвращение уровня питания к допустимым нормам).
«Сверхсмертность» в это время имела место только из-за последствий голода, для борьбы с которыми наиболее истощенных ленинградцев направляли в специальные лечебные учреждения (стационары), созданные при многих предприятиях и фабриках зимой 1941/1942:
«По решению Городского комитета партии и Военного совета Ленинградского фронта на многих предприятиях и при районных поликлиниках зимой 1941/42 г. были открыты специальные лечебные учреждения (стационары) для наиболее истощенных жителей. В январе 1942 г. в гостинице «Астория» был открыт стационар на 200 коек для ослабевших от голода работников науки и культуры. Зимой и весной 1942 г. в 109 стационарах города, поправили свое здоровье 63 740 ленинградцев, главным образом рабочие фабрик и заводов»).
Рибковский до устройства на работу в горком в декабре был безработным и получал наименьший «иждивенческий» паек, в результате он был сильно истощён, поэтому 2 марта 1942 года был отправлен на семь дней в лечебное учреждение для сильно истощенных людей. Питание в этом стационаре соответствовало госпитальным либо санаторным нормам, действовавшим в тот период.
В дневнике Рибковский также честно пишет:
«Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет».
1. Необходимо также заметить, что по решению бюро горкома ВКП(б) и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. и обслужили 60 тыс. человек. Так, при вузах открываются свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г кофе, 60 г жиров, 40 г сахара или кондитерских изделий (!!!!)
2. Таким образом, часто цитируемые записи из данного источника говорят не о привилегиях партийной номенклатуры, а об успешном восстановлении социальной инфраструктуры весной 1942 г.
https://fluffyduck2.livejournal.com/933016.htmlhttps://komandante-07.livejournal.com/28419.html