Каким образом? Методы и аксиомы.
Ни одно объяснение не может быть построено без аксиом и начальных посылок, понятных с самого начала и непротиворечивых. Непротиворечивость - основное следствие непрерывности. Один и тот же объект или явление не может одновременно быть и не быть - события происходят непрерывно, взаимосвязь между ними - механистическая, причинно-следственная, объекты могут находиться только в непрерывном пространстве, нелинейность которого равна нулю. Такая модель может обеспечить существование еще одной важной посылки - о познаваемости мира. То есть, реальность отделена от нашего понимания рядом потенциальных барьеров, но как только появляется достаточно энергии, чтобы их преодолеть, границы непознанного отодвигаются к следующему потенциальному барьеру, который раньше просто не был виден. Необходимо так же согласиться с внутренней простотой, свойственной любым процессам - возможно, несколько механизмов и могут показаться сложными, но только потому, что существует информационный барьер - процесс идет слишком быстро или слишком медленно, объекты микроскопические или наоборот, что и мешает правильно понять их природу. Если же барьеры преодолены, любые, ранее казавшиеся мистическими, взаимосвязи становятся понятными, или почти понятными. Внести «полную ясность» мешают вновь открытые явления, из которых и состоит, как оказывается, исследуемый процесс. Познание можно продолжить, если не поставить авторитарные барьеры, такие, как электрохимическая природа сознания или непреодолимости скорости света - промежуточных идей на пути психологии и физики. Не ставить барьеров и запретов искусственно - вот и все, что нужно для нормального развития человечества. Это и самое сложное, и самое важное условие.
Подобные задачи решаются подобными методами. Я хочу сказать, что если мне надо бросить камень, то я должен придать ему ускорение, сопоставимое с величиной ускорения свободного падения в данной местности. Если подобная задача станет перед фантастическим жителем Юпитера - он тоже должен выполнить это условие. Ему будет труднее - ускорение свободного падения на Юпитере больше. Если же ему надо знать заранее, не бросая камень, как далеко он полетит, он должен изобрести геометрию, алгебру и объединить их в баллистику. Способы расчета, которые он разработает, не будут существенно отличаться от земных. Аналогично будет в любой области. Допустимы так же сравнения между человеком и вычислительной машиной - там, где речь идет о способах обработки информации.
Информация - это самое модное слово конца 20 века. Информация - структура энергии. Информацию начали воспринимать тогда, когда первые простейшие потянули ложноножки в поисках пищи, восприняв нескольких молекул белка, а инфузории зашевелили двигательными ресничками, убегая с ярких лучей Солнца в тень. То есть появилась реакция на небольшое количество энергии, не имеющее действительно опасного или полезного действия, но их предвещающего. В дальнейшем информационный обмен усложнялся - это было полезно для выживания вида. Вершиной этого пути сейчас является человек - речь, рисунки, письменность - то что обеспечивает выживание нашего вида практически в любых условиях.
Психика человека - результат развития информационного обмена, это несомненно. Но на пути к раскрытию взаимосвязей и механизмов психики стоит какой-то барьер, мешающий описать и спрогнозировать наблюдаемые явления психической активности. Каждая из существующих теорий личности не является универсальной, описывая только какую-то грань живого кристалла личности. При этом практически каждая теория личности противоречит и не стыкуется с другими. Налицо ситуация, сходная с той, что была в химии до открытия молекулярной структуры вещества и таблицы Менделеева. Задачей данной работы является шаг к созданию схемы, которая позволит количественно оценивать психические явления и если и не предсказывать все реакции человека на действительность, то хотя бы объяснить, почему это невозможно на современном этапе.
Продолжение