Сатана - враг замысла Божия о человеке и человечестве

Aug 16, 2016 16:27

   Теологические исследования Czesław List
______________________________________

У христиан, благодаря уникальной информации от Создателя - Творца Вселенной, палитра мира предстаёт в совершенно иной системе координат во времени и пространстве, у неё есть духовное измерение, - гораздо более обширное, важное и светлое, чем просто зримый материальный мир.

Еще до грехопадения первого человека Адама могущественный ангел восстал против Бога и обратился в того, кого Писание называет дьяволом и сатаной, драконом и змеем, он увлек за собой часть ангелов, которые обратились в духов злобы поднебесных. Эти духовные мятежники непрестанно ищут разрушить Божие творение - человека, и, особенно взаимоотношения Бога и человека. Сатана - князь, господствующий в воздухе (Еф.2:2) и князь мира сего (Ин.12:31; Ин.14:30), использует любые возможности, чтобы искушать (1Кор.7:5); идет на различные уловки, и даже притворяется ангелом света (2Кор.11:14), обольщает народы, чтобы побудить их к мятежу против Бога (Откр.20:7). Апостол Павел предупреждает нас об этом столкновении, говоря: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств (вне сферы крови и плоти), но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Человек не живёт изолированно от сатаны, хочет он этого или не хочет. Человек и человеческое сообщество, и сатана в земной жизни связаны навсегда. Человек уже испорчен настолько, что никогда своими усилиями не исправится от влияния и рабства сатаны чтобы быть угодным Богу, так как;

- кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов.14:4),
- лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено ... (Иер.17:9),
- Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием ... (1Кор.2:14),
- все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (Фил.2:21),
- плоть желает противного духу, а дух - противного плоти (Гал.5:17),
- нет праведного ни одного (Рим.3:10),
- все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:21).

Следовательно, человек - таков трагизм его судьбы, должен выбирать между Богом и сатаной, между Христом и Велиаром (2Кор.6:15), между злом и истиной (1Ин.5:18), чтобы выдавливать из себя рабство. В последний день человек останется навеки с тем или другим. Следует заметить, Библия отличается крайней сдержанностью, ограничиваясь сообщением о существовании этого лица и его кознях, равно как и указанием на то, как противостоять им.





Коррадо Джаквинто (1703- 1766), «Дьявол перед Господом»

Сатана - главный противник небесных сил, представляющий собой олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели. Под именем Сатаны (евр. шатан - противник) или диавола (греч diaboloV - клеветник) - оба эти имени одинаково часто упоминаются в Новом Завете Библии, где обозначается некое личное существо, невидимое само по себе, но действие и влияние которого проявляются либо в действии других существ (бесы или нечистые духи), либо в искушении.

Библия дает четкое описание того, кто такой сатана и как он влияет на на жизнь людей. А именно, Библия определяет сатану, как ангельское существо, которое потеряло свое положение на небесах из-за греха и сейчас находится в диаметральной оппозиции Богу, делая все возможное, чтобы расстроить Божественные планы для человечества.

Определения сатаны в Библии:

- клеветник: Откр.12:10
      - диавол: Мф.4:1; Откр.12:9
      - искуситель: Мф.4:3; 1Фес.3:5
      - лукавый: Мф.6:13; 1Ин.2:13,14
      - веельзевул: Мф.12:24
      - велиар: 2Кор.6:15
      - человекоубийца от начала: Ин.8:44
      - отец лжи: Ин.8:44
      - князь мира сего: Ин.12:31; Ин.14:30
      - бог века сего: 2Кор.4:4
      - князь, господствующий в воздухе: Еф.2:2
      - ангел бездны: Откр.9:11
      - Аваддон, или Аполлион: Откр.9:11
      - древний змий: Откр.12:9

Сатана был создан святым ангелом. В Исаии 14:12 упоминается имя, которое сатана носил до своего падения: Люцифер («сын зари»). Иезекииля 28:12-14 описывает сатану херувимом, который, вероятно, был наивысшим созданным ангелом. Он стал самонадеянным в своей красоте и статусе, и захотел сесть на троне выше Бога (Ис.14:13-14; Иез. 28:15; 1Тим.3:6). Обращаем внимание на многочисленные личностные утверждения в Исаии 14:12-15: «взойду… вознесу… сяду… буду подобен…». Гордость сатаны привела к его падению. Через его грех Бог изгнал сатану с небес.

Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где в качестве имени определённого ангела, Сатана выступает обвинителем на небесном суде. В Ветхом Завете о Сатане говорится так, чтобы строго сохранялся принцип трансцендентности Единого Бога. Сатана представляется не столько как прямой противник, сколько как один из ангелов, окружающих Ягве, выполняющий на суде Божием функции, аналогичные функциям судебного обвинителя, на котором лежит обязанность заставить уважать на земле правду и права Божии. Однако за этим мнимым служением Богу, уже в книге Иова 1-3, можно заметить враждебную волю, если не по отношению к Самому Богу, то, по крайней мере, по отношению к человеку и его праведности. Он не верит в бескорыстную любовь (Иов.1:9); не будучи "искусителем", он все же ждет, чтобы Иов пал, он этого втайне желает и чувствуется, что он был бы этому рад.


  Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре.

В Новом Завете Библии, Дьявол впервые появляется в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт.3:14-15).

Сатана стал правителем этого мира, функционирующего отдельно от Бога, и князем, господствующим в воздухе (Иоан.12:31; 2Кор.4:4; Еф.2:2). Он - обвинитель (Отк.12:10), искуситель (Матф.4:3; 1Фес.3:5) и обманщик (Быт.3; 2 Кор.4:4; Откр.20:3). Само его имя означает «враг» или «оппонент». Другое имя, используемое для сатаны, дьявол, значит «клеветник».

Сатана делает всё возможное, чтобы противится Богу и тем, кто следует за Ним .

Даже хотя он был изгнан с небес, он все еще пытается поднять свой трон над Богом. Он подделывает все, что делает Бог, надеясь получить поклонение мира побуждать противодействие Божьему царству. Тем не менее, судьба сатаны предопределена - вечность в озере огненном (Откр.20:10).

Читающий Библию знает, что некое таинственное существо играло важную роль со времени создания человека. В книге Бытия упоминается только Змий. Этот Змий - творение Божие, как и все прочие (Быт.3:1), одарен, однако, знанием и хитростью, превышающими человеческие. С первого же своего появления он представлен как враг природы человеческой. Завидуя счастью человека (Прем.Сол.2:24), он преуспевает в своих происках, пуская в ход то оружие, к-рое и впредь будет употребляться им, а именно: хитрость и ложь - "хитрее всех зверей полевых" (Быт.3:1), "обольститель" (Рим.7:11; Откр.12:9; 20:8), "человекоубийца от начала ... лжец" (Ин.8:44). В книге Премудрости Соломона 2:24, этому Змию дано его подлинное имя - диавол.
Деятельность в прошлом:

- был создан добрым ангелом: Быт.1:31
      - возглавил мятеж ангелов на небесах: 2Пет.2:4 ; Откр 12:7,8
      - искушал Адама и Еву: Быт.3:1-7
      - побудил Давида к греху: 1Пар.21:1,2
      - обездолил Иова: Иов.1:6-19; Иов.2:1-10
      - искушал Иисуса: Мф.4:1-11
      - причастен к казни Иисуса: Лк.22:3 ; Ин.14:30,31

Сатана - единственный источник всех культов и религий мира .

Дабы удержать человека в своей власти, сатана придумал и придумывает религии на любой вкус (см. Религии мира).

Деятельность сатаны в настоящем:

- правит царством, противостоящим Богу: Мф.12:25,26; Мф.25:41
      - контролирует современный грешный мир: 1Ин.5:19; Откр.12:9
      - причиняет болезни людям: Иов.2:7; Лк.13:16; Деян.10:38; 2Кор.12:7
      - искушает верующих: 1Пар.21:1; Мф.16:23; Деян.5:3; 1Фес.3:5
      - старается удержать людей от истинного поклонения Господу: Мф.13:19; 1Пет.5:8,9
      - препятствует распространению Благой Вести: Мф.13:19; 2Кор.4:3,4; 1Фес.2:18
      - желает поклонения от людей: Мф.4:9
      - принимает вид ангела света: 2Кор.11:14
      - имеет много умыслов: 2Кор.2:11; Еф.6:11
      - преследует церковь: Откр.2:10; Откр.12:13-17
      - имеет державу смерти: Евр.2:14,15

Деятельность сатаны в будущем:

- даст власть антихристу: Откр.13:2-4; 2Фес.2:9
      - будет заключен на тысячу лет: Откр.20:2,3
      - будет освобожден во времена великой скорби: Откр.20:7-9

Сатана противник Христа и христиан.

В Евангелиях жизнь Христа также представлена как борьба против сатаны. Эта борьба начинается с эпизода искушения, где впервые после происшедшего в раю человек, представляющий человечество, "Сын Адамов" (Лк.3:38), встречается лицом к лицу с диаволом. Эта борьба утверждается исцелениями бесноватых в доказательство того, что пришло Царство Божие (Мк.3:22) и что царство сатаны окончилось (Лк.10:17-20).



Борьба утверждается также и исцелением обыкновенных больных (Деян.10:38). Она продолжается как бы исподтишка, когда Христу приходится сталкиваться с неверующими Иудеями, этими истинными "сынами диавола" (Ин.8:44; Мф.13:38), этими "порождениями ехидниными" (Мф.3:7; Мф.12:34; Мф.23:33). Она достигает высшей точки во время Страстей. Лука сравнивает ее с Искушением (Лк.4:13 и 22:53), и Иоанн подчеркивает в ней роль сатаны (Ин.13:2, 27; Ин.14:30; Лк.22:3,31), чтобы затем ярче показать его окончательное поражение. Кажется, что сатана властвует над событиями, но на самом деле "идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего". Все совершается любовью и покорностью Сына (Ин.14:30). В тот самый момент, когда князь мира уверен в своей победе, он "изгнан вон" (Ин.12:31 и 16:11; Откр.12:9-13): "власть над всеми царствами", которую он некогда осмелился предложить Иисусу (Лк.4:6), отныне принадлежит Христу, умершему и прославленному (Мф.28:18; Флп.2:9).

Победа над сатаной .

Начиная от первого эпизода своей истории, побежденное человечество предвидит тем не менее, что оно в какой-то момент восторжествует над своим противником (Быт.3:15). Победа человека над сатаной и есть главная цель миссии Христа, пришедшего, "дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола" (Евр.2:14), чтобы разрушить дела диавола (1Ин.3:8). Иначе говоря, заменить Царством Отца Небесного царство сатаны (1Кор.15:24-28; Кол.1:13).

Воскресение Христово утвердило поражение сатаны и Бог властвует над ним: Иов.1:6-12 ; Иов.2:1-6 ; Лк.22:31,32. Но, согласно Павлу, борьба завершится только в конце "истории спасения", в " День Господень", когда Сын "упразднит всякое начальство и всякую власть и силу ... . Последний же враг истребится - смерть ... . Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1Кор.15:24-28).

Христос разоружил сатану:

- пророчество в Едеме: Быт.3:15
      - Христос пришел разрушить его дела: 1Ин.3:8
      - проявлено победой Христа над искушением: Мф.4:1-11
      - проявлено изгнанием бесов: Лк.10:18; Лк.11:20
      - крест Христов запечатлел его поражение: Ин.12:31-33; Кол.2:15; Откр 12:11

Подобно Христу, христианин должен встречаться с Противником. Именно он помешал Павлу идти в Фессалонику (1Фес.2:18) и "жало в плоти" - препятствие его апостольского служения - есть "ангел Сатаны" (2Кор.12:7-10). Уже в Евангелии он обозначен как враг, сеющий плевелы на поле домохозяина (Мф.13:39) или похищающий из сердец людей семя Слова Божия (Мк.4:15). Петр, в свою очередь, представляет его "рыкающим львом", который ходит вокруг верных, чтобы поглотить их (1Петр.5:8). Как и в раю, его главное дело - искушение и старание ввести людей в грех (1Фес.3:5; 1Кор.7:5) и этим противопоставить их Самому Богу (Деян.5:3). Более того, за этой олицетворенной силой, которую Павел именует грехом, апостол, повидимому, обычно предполагает действие сатаны. - отца греха (Рим.5:12 и Прем.2:24; Рим.7:7 и Быт.3:13). И если Антихрист ныне уже действует на земле, за его злонамеренными делами скрывается власть сатаны. (2Фес.2:7).

Верующие должны бороться с сатаной:

- молиться об избавлении: Мф 6:13
      - быть занятыми делами для Господа: 1Тим.5:13-15
      - противостоять его искушениям: 1Кор.7:5; Иак.4:7
      - щитом веры угасить его раскаленные стрелы: Еф.6:16
      - победить его: 1Ин 2:13 ; Откр.2:10,11 ; Откр.12:10,11
      - Христос молился за победу нашей веры: Лк.22:31,32



Пачер Фридрих, Христос в чистилище, 1460, темпера на сосновой панели, 85 х 71,5. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Сатана, дух опасный своими "умыслами", "кознями", "сетями" (2Кор.2:11; Еф.6:11; 1Тим.3:7 и 6:9 ... ), способен "принимать вид ангела света" (2Кор.11. 14), но тем не менее остается уже побежденным врагом. Христианин, соединенный со Христом верой (Еф.6:10) и молитвой (Мф.6:13; 26:41), - а молитва Христа укрепляет и его молитву (Лк,22:32; Рим.8:34; Евр.7:25), - уверен в победе. Побежден будет только тот, кто согласится быть побежденным (Иак.4:7; Еф.4:27).

Окончательное поражение сатаны:

- пророчества Павла: Рим.16:20
      - сатана заключен на тысячу лет: Откр.20:2-3
      - окончательная победа Христа: Мф.25:31,41; Откр.20:10,14

Откровение Иоанна дает, в особенности начиная от гл. 12, как бы синтез библейского поучения об этом Противнике, против которого с самого начала всего сущего (Откр.12:9) и до завершения истории спасения человечество должно вести борьбу. Бессильный перед Женою и перед Рожденным Ею, сатана обращается против "прочих от семени Ее". Но мнимая победа, которой он обязан чарам Антихриста, завершится окончательной победой Агнца и Церкви, Его невесты. Вместе со зверем и лжепророком, со смертью и Адом, со всеми людьми, попавшими в диавольские сети, сатана будет "ввержен в озеро огненное и серное", что есть "смерть вторая" (Откр.20:10,14).



Смотреть фильм   →   Кто такой дьявол .

По теме:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ионна 2:15)
Мир не стал безнравственным только сейчас, он всегда был таким
Анатомия греха - от Адама и Евы, до дней сегодняшних
Плоть вынуждает человека делать зло, которого он не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится
Философские формулы дьявола
Сатана в изобразительном исскусстве. Страшный суд
До Босха искусство никогда не поднималось до такой глубины - Загадки Иеронима Босха
Откровение Иоанна Богослова

©Czesław List

Назад   →   Теология

Теологические исследования, Теологические исследования Czesław List

Previous post Next post
Up