Это переработанная версия одной моей старой статьи. Размещаю её, чтобы посмотреть, есть ли интерес к данной теме. Если да, то, возможно, со временем сделаю сериал продолжение с эфирами «Радио Лондон» (некоторые записи сохранились, но далеко не в лучшем качестве).
В продолжение темы
музыки шестидесятых годов.
Знаете ли вы, что в свое время музыкальные редакторы официального британского радио считали The Beatles «неформатом»?
Речь идет о временах, когда у них уже был серьезный «послужной список» и битломания стала широко распространенной формой массового «помешательства» тинэйджеров. Великие The Beatles, несмотря на свою популярность, испытывали определенные трудности по части присутствия в английском радиоэфире.
И это относилось не только к ним, но и ко всей популярной молодежной музыке того времени.
Музыкальная жизнь вне эфира
Британия, вторая половина шестидесятых годов. Бум молодежной поп-культуры. Новые группы появляются как грибы после дождя. Многие из них буквально за несколько месяцев превращаются из никому не известных коллективов в музыкальных властителей дум своей эпохи.
Но вся новая музыкальная жизнь поначалу происходит в небольших клубах и лишь время от времени выходит на крупные площадки. А что звучит по радио?
На официальных радиоволнах (а радио в Британии на тот момент всего одно, и это Британская вещательная корпорация, BBC) играет совсем другая музыка. Лондонский симфонический оркестр исполняет отдельные хиты "Битлз" и "Роллинг Стоунз". Но это, конечно же, совсем не то, что нужно молодежи: симфонические версии ориентированы явно не на тинэйджеров, а на их родителей, которым хочется вникнуть во вкусы своих чад и примириться с тем, что они слушают.
Би-Би-Си отстала от жизни
Деятельность Би-Би-Си в те годы регулируется законом “Needle Time”, который ограничивает время трансляции песен, записанных на пластинках, всего пятью часами в день. Содержанием передач популярной музыки на Би-Би-Си ведают музыкальные продюсеры, чьи вкусы лежат в области классики и джаза, а не шумной и непонятной новомодной музыке.
В те времена при приеме на работу в BBC диск-жокеям, т.е. непосредственным ведущим музыкальных программ, любовь к популярной музыке и широкая эрудиция в этой области, возможно, учитывалась, но явный интерес к новым веяниям, похоже, не поощрялся.
Диск-жокеи на радио считались не более чем «презентаторами». Их задача заключалась в том, чтобы зачитать новости, дать в эфир рекламные объявления, поставить музыку по списку, составленному продюсером радиопрограммы. Знать музыку - вовсе не обязательно, достаточно уметь читать названия на обложках пластинок.
Неудивительно, что Би-Би-Си не пользовалось популярностью у тинэйджеров. Но до поры до времени Би-Би-Си это абсолютно не беспокоило.
Пиратское радио
Существовало и другое радио. Оно называлось «пиратским» и транслировало популярную музыку круглосуточно. Радиоприем был не очень высокого качества, так как станции вещали с бортов морских кораблей, стоящих на якорях за пределами территориальных вод Великобритании. Но именно это радио слушала вся британская молодежь.
«Пиратским» это радио называлось не потому, что незаконно транслировало музыкальные альбомы - с этим как раз проблем не было, потому что в эфир стремились попасть абсолютно все группы вне зависимости от своего ранга.
Пиратское радио вещало на частотах, «залезать» на которые не имело права, и со своих доходов за рекламу не платило налогов в казну Соединенного Королевства. Физически находясь за пределами британских территориальных вод, эти радиостанции не подпадали под национальное регулирование. Отсюда ярлык «пиратов», которым их наградил британский парламент в феврале 1967 года в процессе подготовки к массированному наступлению на неподконтрольные радиостанции.
На фото справа: Корабль “Galaxy” времен Второй мировой войны, с борта которого вещало «Радио Лондон».
Диск-жокеи - за «неформат»
Все музыкальные группы и сольные артисты мечтали попасть в эфир “Radio London” или “Radio Caroline” потому, что таким образом они получали уникальный шанс быстро и эффективно донести до широких масс слушателей новости о выходе своего нового альбома и даже дать его послушать.
Рассказывали даже, что «Битлз», записав «Сержанта Пеппера», сознательно пошли на то, чтобы копия альбома попала в руки третьим лицам, которые переправили её на «Радио Лондон». Благодаря этому диск прозвучал в эфире за месяц до своего официального выхода.
Для начинающих групп «пиратский» эфир был очень хорошим шансом заявить о своем существовании.
Достаточно было выпустить пластинку, послать её одному из диск-жокеев по почте - и вы в эфире, который слушают десятки, сотни тысяч людей. Не верится? Но это правда. Если музыка была интересной, она попадала в эфир. Предпочтение отдавалось именно новой, «неформатной», непохожей на всё остальное музыке. Ведущие эфиров “Radio London”, “Radio Caroline” и других радиостанций любили музыку, разбирались в ней и сами решали, какие песни будут звучать в их передачах.
Кто были эти люди, которые вели в средне- и коротковолновом «пиратском» эфире музыкальные передачи 24 часа в сутки? Имя одного из них вам, вероятно, знакомо: Джон Пил, легендарный ведущий ночных музыкальных передач “Radio London”.
Личности ведущих заслуживают особого внимания, и разговор о них пойдет в одной из следующих публикаций.
На фото: Джон Пил, Радио Лондон (1967 г.).
Очень короткий фрагмент ночной передачи "Radio London", ведущий - Джон Пил (1 июля 1967 г., программа "Perfumed Garden", монофоническая запись с эфира, помехи присутствуют):
Продолжение следует.
© E. Lynn S. (yours truly)
Журнал
cyber_hippie был открыт в 2005 году.
С 2006 года велся в режиме friends-only.
Часть записей в блоге опубликована в билингва-варианте (русский + английский).
Битые ссылки в старых записях обновляются по мере сил, фотографии перезаливаются.
In English: Launched in 2005, this blog was mostly just for friends.
Some blog entries are published in a bilingual version (Russian + English).
Broken links and photos in old posts are updated whenever possible.