Два чудных и (на первый то взгляд!))) строго противоположных принципа:
«Не делай добра- не получишь зла» или «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»?
Вот как вот из этого выбрать?)))
Вместе с тем принцип это один и тот же...)))
Ну да по порядку.
Принципы хорошие, конечно.
Хороши простотой своей формулы и удобством применения.)))
Не вдаваясь (как всегда, дабы не брать на себя лишнего))) в морально-этический аспект поговорим лишь о частностях в виде осознанности и понимании самого себя.
Проблема тут в том, что поступки в этих случаях мотивируются внешне: человек поступает каким то образом исходя из предположений о том, что люди «какие то» и в ожидании от них конкретной реакции. В первом случае предполагается, что все люди безнадежные сволочи, во втором, что они раскаются, прослезятся и станут хорошими))) Но и там и там принцип один: мы берем какую то изначальную аксиому и из нее и исходим. Соответственно, это не принципы, которым следуют два совершенно разных человека, имеющих диаметрально противоположное мировоззрение, а может статься, что и принципы для одного и того же человека))) Сначала он, например, попытался следовать второму, а потом, так ничего и не поняв, перешел к первому (говоря при этом с трагичной интонацией в голосе, что после столького хорошего, сколько он сделал, он безнадежно разочарован в людях))) Вместе с тем принципиально подход его изменился не шибко...))
Как же быть.
Быть как всегда просто.
Совершать поступки «изнутри-наружу», мотивированные внутренне, а не наоборот- исходя из догадок и предположений о людях. Есть всего лишь одно обоснование поступка, с которым не страшно ошибиться:
Поступать с людьми так, как сам внутри себя считаешь правильным и искренним с ними поступить.
Важно лишь сохранять согласие с самим собой. Чтобы твой поступок не вызывал у тебя же самого то отторжения внутри. Чтобы перед самим собой за себя не было потом неприятно и неловко.
Важно это - для самого себя. Сохранения своей цельности. Не позволения себе быть несчастным. Ошибиться в людях при этом будет всего лишь допустить ошибку, но не испытать глобальных разочарований.
Можно по-принципу соблюдать и принципы... Если только от этого внутри не неуютно и не опустошенно и холодно.
****
…Давайте картинку хоть что ли нарисую для наглядности и понимания…)))
Заглянул в гости сосед. Хороший мужик (не последняя сволочь.)))
И дети наши дружат и жены друг другу помогают и проч.…
Денег попросил взаймы до вторника. Бизнес у него свой, надо там подо что то…
Проблем нет, дал: производит он впечатление ответственного человека и отношения хорошие, и де-факто есть такая возможность в- третьих. Отказал бы безпричинно - было бы внутри неуютно: чего я так с ним.
Прошло 6 вторников…)))
Хоть бы сказал зашел, собака эдакая, что у него там проблемы какие и потому задержка…))) Он, конечно, сказал, но только после того, как я стал любопытствовать уже.)))
Итак.
Разочаровался ли я в людях?
Или получил ли я лишнее подтверждение уже сформированному у меня ранее чувству, что все люди сволочи и «не делай добра…»?)))
Ни то и не другое, конечно же.
Я до сих пор считаю соседа неплохим человеком. И наши дети все так же вместе каждые выходные проплывают по 2 км. в бассейне...
Да, я сделал вывод о том, что человек он необязательный и финансы планировать не умеющий. (Зря он, к слову, полез тогда в эти дела с собственным бизнесом…)
Как я поступлю в следующий раз, когда он попросит денег до вторника?
Не дам. Спокойно и без ужимок.
И опять же этот поступок (хоть он и будет строго противоположен первому решению) не вызовет у меня внутреннего дискомфорта и я буду считать его правильным.
Я просто не буду создавать ситуацию, когда он чувствует себя не в своей тарелке при виде «кредитора», когда я вынужден ходить и напоминать, что мне тоже дискомфортно и т.п.
Но не потому, что я разочарован в нем.
Я и не был «очарован», чтобы разочаровываться)))
Я не озлоблен и не делаю теперь эффектных глобальных выводов обо всем человечестве)))
Но просто в этом конкретном вопросе с этим конкретным человеком мое решение будет таким.
Ни озлобленная «защитная» дистанцированная позиция, ни позиция миссионера страдающего за правду - надуманные и не есть искренние. И они не есть позиции человека позволяющего миру быть и принимающего свои осознанные (в смысле ощущения согласия с самим собой) решения...
<=== Назад к оглавлению...