XXI ВЕК ГЛАЗАМИ ДРЕВНЕГО РИМА
Предыдущая часть ---
Начало ---
Следующая часть 3. СТРОГОСТЬ - ДЛЯ ЧУЖИХ
Начиная с середины III в. до н.э., объектами римской внешней политики следует считать только страны за пределами Италии. Их можно разделить на две группы, и в эпоху «имперской трансформации» ни одна из этих групп не могла чувствовать себя защищенной перед лицом Рима.
1. Малые и средние государства за пределами Италии (а также «дикие» племена галлов, иберов и т.д.) Доминирующая политика: «Использовать как союзников, потом постепенно лишить всякой самостоятельности, а при недовольстве - спровоцировать, разгромить и поработить». Примеры я приводил выше.
2. Крупные державы, осмелившиеся в прошлом или способные в будущем бросить Риму серьезный вызов. Доминирующая политика «Никакой пощады: геноцид или денацификация». Примеры: Македония, Эпир, Карфаген.
Случай Карфагена я уже рассмотрел в другом месте (
«Лишь бы не было войны»: случай Карфагена), поэтому остановимся на примере Македонии. Геополитики XX века (Жан Тириар), в поисках исторических аналогий, сравнивали Россию с Македонией, которая применительно к Элладе находилась в таком же отношении, как Россия применительно к Европе. По своему происхождению, культуре и языку македоняне считались «полуэллинами», а их элита возводила свои корни к эллинской аристократии и была полностью эллинизированной. Возвышение македонян было связано с тем, что они изначально были самым крупным «прото-национальным» сообществом в эллинском мире, - более многочисленным, чем другие греческие «нации» (спартанцы, афиняне, беотийцы, этолийцы, фессалийцы и т.п.). Македония из всех эллинских царств больше всего была похожа на национальное государство эпохи Нового Времени. Не нужно думать, что цари Македонии были абсолютными владыками, деспотами на восточный манер. Македония была федерацией городов, со сложным конституционным устройством. Там существовало развитое гражданское общество, где свое влияние имела не только аристократия, но и выборные власти городов, и совокупность военнообязанных граждан.
Когда Македония возвысилась и подчинила себе Элладу, многие греки, из расистских соображений, восприняли это негативно, - примерно так же, как многие европейцы с отвращением смотрели на возвышение России в XIX веке, мысленно помещая ее в «Азию». С геополитической точки зрения, процветание и покой Эллады были возможны только при ее объединении под зонтиком Македонской монархии. Однако любой внешний завоеватель мог надеяться, что традиционный рессентимент греков в отношении македонян позволит ему легко перетянуть на свою сторону многие эллинские общины. Приплывшие из-за моря «американцы»-римляне в полной мере воспользовались это слабостью «европейцев»-эллинов, чтобы поработить как Македонию, так и Элладу.
Покорение Македонии Римом прошло в четыре этапа. Первая Македонская война (215-205 гг. до н.э.) со стороны Рима была скорее оборонительной. Римляне малыми силами, полагаясь в основном на своих балканских союзников, предотвратили вторжение Македонии в Италию на помощь орудовавшему там Ганнибалу. Вторая Македонская война (200-196 гг. до н.э.) лишила Македонию статуса великой державы и превратила в региональную державу. Македония сохранила возможность вести независимую внешнюю политику, а также экспансию в северном направлении, где жили варвары, но ее вмешательство в дела Эллады было ограничено. Римляне в это время еще сохраняли умеренность и желали лишь «приручить» Македонию, делая ставку на одного из наследников престарелого македонского «Путина».
У царя Филиппа V было два сына: «Стрелков» и «Навальный». «Навальный» (Деметрий) долгое время провел в Риме в качестве заложника, там проникся проримскими настроениями и приобрел симпатии римской элиты. В итоге отец казнил его за «национал-предательство», и к власти пришел «Стрелков» (Персей), ярый национал-патриот. Тогда римляне придрались к попытке Македонии восстановить свое влияние «в эллинском СНГ» и развязали Третью Македонскую войну (171-168 гг. до н.э.). Война была проиграна македонянами главным образом из-за провала в дипломатии. «Стрелков» понадеялся на «могучий Китай», - державу Селевкидов, и скрепил этот союз, женившись на селевкидской принцессе. Поскольку ранее Рим громил оба царства поодиночке, то был шанс, что, объединившись, Антигониды и Селевкиды могут одержать верх. Но незадолго до войны тесть Персея был убит, и к власти в Азии пришла римская марионетка. Покорив Македонию, римляне ликвидировали династию, а страну разделили на 4 «украины», которым было запрещено торговать и заключать браки между собой. Потом, когда разделенный народ прогнал «Широпаевых» и восстал в борьбе за национальное единство (150-148 гг. до н.э.), Македония была полностью оккупирована Римом и превращена в римскую провинцию.
Во II веке до н.э. Рим добивался своих целей не только военной силой, но и коварной «кидальческой» дипломатией, что во всей красе показал пример Карфагена (см.
«Римские друзья Карфагена»). Кроме того, Рим не менее активно и беспринципно, чем США, использовал вмешательство во внутренние дела своих конкурентов и своих союзников, - пресловутые «оранжевые технологии». Причем нацеливался не просто на замену антиримской партии в руководстве на проримскую, но и в целом на «даунгрейдинг» политической культуры страны-мишени и на отстранение от власти старых, опытных элит.
Наиболее яркий пример здесь - Ахейский Союз. Старая национально мыслящая олигархия, управлявшая Ахейским Союзом под вывеской демократических процедур, после 198 г. до н.э. сделала однозначный выбор в пользу Рима. Но терять своей субъектности она не хотела, и стремилась, по возможности, проводить национальную политику, максимально используя покровительство Рима. Так что в итоге стало не понятно, кто кого использует. Например, ахейцам в 195-192 гг. до н.э. удалось добиться от Рима помощи в разгроме Спарты и в ее присоединении к Союзу, хотя римлянам, в свете их политики «разделяй и властвуй», такое усиление Союза было не выгодно. В дальнейшем ахейцы саботировали III Македонскую войну, ограничив помощь Риму минимумом, необходимым, чтобы их самих не записали во враги. Окончательный разгром Македонии был им не выгоден, так как оставлял их с Римом один на один.
Покончив с Македонией, римляне решили радикально разобраться с таким союзником «себе на уме». Операция состояла из трех этапов. На первом этапе римляне, вопреки своей обычной практике опираться на солидные олигархические круги, сделали ставку на партию бессовестных проримских демагогов под началом Сергея Адамовича Ковалева стратега Калликрата. Это были открытые национал-предатели, которые запугивали народ местью римлян, вынуждали его к лакейству, а посещая Рим, делали доносы на собственный народ и подсказывали сенату, как лучше его наказать за недостаточные проримские настроения. Демагоги удачно вписались в общую волну репрессий против элит, прокатившуюся по эллинских городам после уничтожения Македонии. Они обвинили старую национальную элиту в промакедонских симпатиях, осудили и отправили заложниками в Рим более тысячи человек. Но, в конце концов, чувство национального унижения, на фоне обострившихся социальных противоречий, разбудило демос, и к власти, на короткое время, пришли настоящие национал-демократы якобинского толка, настроенные антиримски. Они начали в ахейских полисах давно назревшую социальную революцию: отмену долговых обязательств, передел земли, раскулачивание проримской олигархии и т.п. Но не дав «якобинцам» завершить свои преобразования и серьезно подготовиться к войне, римляне спровоцировали их на разрыв заведомо неприемлемыми требованиями («вернуть Крым») и достаточно легко разгромили.
Оставшиеся в живых ахейские элитарии (недобитые олигархи из старой «партии власти») встречали римлян с цветами, как освободителей, и отныне были готовы служить Риму на любых условиях. Рим распустил Ахейский Союз, уничтожил Коринф - средоточие ахейских «старых денег», - и вернул к власти в ахейских полисах остатки раздавленной олигархии. Так старая элита «себе на уме» была «перевоспитана» в кучку запуганных лакеев.
Следует обратить внимание, что между отстранением от власти национальной олигархии и приходом «национал-демократов» прошло целое поколение, когда поддерживаемые Римом предатели разваливали институты государства, развращали народ, подрывали военную мощь Союза. Это и обусловило военное поражение патриотов, поскольку римляне не дали им времени восстановить страну. Скорее всего, было запланировано заранее, что агенты Рима сдадут власть антиримской партии в тот момент, когда доведут страну до ручки и сделают ее легкой добычей.
Российская компрадорская элита в отношении Запада ведет себя как ахейские олигархи до «воспитательного процесса». Она вроде бы целиком прозападная, но «себе на уме», пытается «качать права» и вести собственную игру. Если бы Обама взял себе в советники по «приручению» РФ старого римского сенатора, тот написал бы ему примерно такую программу. Сначала нужно устроить «майдан» и привести к власти прозападных демагогов, - Навальных и Ходорковских. Они должны начать люстрацию, преследование путинских приспешников, разваливая при этом армию, институты власти, урезая социальные расходы и поднимая волну народного недовольства. В наступившем хаосе прозападных демократов предсказуемо свергнут антизападные национал-патриоты. Они начнут пересмотр итогов приватизации, массовый передел собственности, репрессии против путинской олигархии и «пятой колонны». Не дав им времени навести порядок и укрепить свою власть, Америка внезапно нападает всеми силами, а Москву и Петербург стирает с лица земли термоядерными ударами. После чего Россию делят на 100 «независимых» бантустанов, и в каждом из них ставят к власти уцелевших путинцев и единороссов. Которые после такого «урока», забыв о всяком гоноре, преданно лижут сапог оккупанта. И это будет в точности тем, что римляне проделали с Ахейским Союзом.
Смешно упрекать Америку в том, что она игнорирует справедливые национальные границы и законные притязания русского народа, и видеть альтернативу в Риме, который кромсал чужие нации вдоль и поперек, и позволял им обрести единство только под пятой своих оккупационных войск. Рим исключал для подчиненных элит даже элементарное сохранение национального достоинства, и вынуждал их доходить в своем лакействе до полного унижения и потери лица.
Так же нелепы упреки Америки в том, что, разрушая Россию, она тем самым вредит себе, создавая военно-политический вакуум, который будет заполнен исламистами, Китаем и т.п. «А вот Рим поступал мудрее». Рассуждая рационально, римлянам тоже было не выгодно уничтожать Македонию и македонскую военную машину, а стоило бы ее терпеливо «приручить» и сохранить как заслон против северных варваров (кельтов, гетов, скифов), чтобы не держать в регионе постоянно свои войска. Еще большую ошибку римляне сделали, уничтожив государственность союзного Пергама и создав вакуум силы в окружающем регионе. Впоследствии история отплатила им за это явлением Митридата, с которым пришлось бороться два десятилетия. Так что «ошибки», наподобие тех, что американцы совершили с Ираком, Сирией и ИГИЛ, римляне тоже делали на каждом шагу. Проблема в том, что это «ошибки» только с точки зрения консервативного взгляда на геополитику. А вот если главная задача - скорейшая трансформация капризной «Многополярии» в Мировое Полицейское Государство, то политика «выжженной земли» оказывается вполне рациональной. Строить «с чистого листа» проще и безопаснее.
Продолжение