Ницшеанство мирового гегемона (4 из 6)

Oct 10, 2014 17:08

XXI ВЕК ГЛАЗАМИ ДРЕВНЕГО РИМА

Предыдущая часть --- Начало --- Следующая часть

4. ПОЧЕМУ ГЕГЕМОН «ЗВЕРЕЕТ»
Почему образцовые римляне во II веке до н.э. вдруг «испортились», забыли о великодушии и справедливости? Для таких случаев имеется дежурное объяснение: «вырождение элиты». На смену своим доблестным дедам и отцам пришли испорченные негодяи, которые господство над миром поспешили конвертировать в потакание своим слабостям и порокам. Любопытно, что Галковский, ранее потешавшийся над пролетарской идеей «сиятельных дегенератов», в последнее время сам применил ее к Америке. На самом деле элита, если она изначально не дефективна (подобно нынешней российской), со временем может только улучшаться. Из поколения в поколение она становится умнее, утонченнее, цивилизованнее. Духовный пролетарий, правда, как раз в этом увидит «вырождение»: «Раньше были настоящие Мужики, Сила, а теперь какие-то сморчки интеллигентные, слабаки». Ему не понять, что интеллигентный Макиавелли или Клаузевиц, в смешном пенсне и с гусиным пером за ухом, может быть в 100 раз опаснее и коварнее какого-нибудь простодушного «Кадырова» с золотым пистолетом. Процесс поумнения элит может смениться на обратный только вследствие мощного социального катаклизма, как произошло в 1917-22 гг. и в 1991-94 гг. в России. Ни в Риме, ни в Америке этого, в рассматриваемый период времени, не наблюдалось. Поэтому мы от этой «универсальной всеобъясняющей гипотезы» принципиально отказываемся, и постараемся объяснить ужесточение римской (и американской) политики исключительно рациональными мотивами.

Давайте зададим себе вопрос: можно ли переформатировать человечество в единое Планетарное Государство, действуя путем консенсуса и учета пожеланий всех элит, всех этнических групп? А если эти пожелания прямо противоположны друг другу? А если недовольные не смирятся, а восстанут, или будут подбивать на восстание других, или просто начнут втихомолку саботировать процесс, используя имеющиеся у них в руках ресурсы? Пожалуй, без принуждения не обойтись. Желание раскатать весь мир асфальтовым катком можно найти извинительным для мирового гегемона: чем в большей мере он сотрет мир до состояния «чистого листа», тем более полно сможет потом проявить свою творческую волю. Чем более одаренной является элита гегемона, чем сильнее ее воля к историческому творчеству, тем больше у нее соблазна устроить «предварительный Апокалипсис», чтобы «расчистить строительную площадку». Прежде всего должны быть уничтожены центры потенциального сопротивления: где окопались альтернативные старые элиты, чужие «старые деньги», где население еще сохранило боевой дух и может легко поддаться на агитацию «смутьянов». Чтобы эти проблемы не возникли внезапно в процессе строительства, тем самым угрожая вложенным инвестициям, лучше «утрясти» все еще на стадии котлована. Собственно, в этот котлован надо всех и закопать, и залить сверху бетоном. Другими словами, если мы желаем перейти от уже достигнутой Мировой Гегемонии к строительству Планетарного Государства, то сначала нужно дать волю «злому следователю», Муммию (разрушителю Коринфа), и только потом наступит черед «доброго следователя», Августа.

В конечном счете, речь идет о защите инвестиций. Галковский в обсуждаемой статье заметил, что строителю Мировой Империи поневоле приходится быть донором, приходится инвестировать в остальное человечество. Это весьма серьезные инвестиции: по ходу строительства гегемону придется демонтировать стены собственного национального государства и пустить под свою крышу весь остальной мир. И здесь его могут ожидать неприятные сюрпризы: например, повторение истории с зайчиком и лисичкой. Зайчик построил себе избушку лубяную, а лисичка - избушку ледяную. Когда пришла весна, избушка у лисы растаяла, и она попросилась жить к зайчику. А потом выгнала зайчика из его собственной избушки. Нечто близкое испытал СССР, вкладывавший в своих неверных союзников чуть ли не половину своих ресурсов. А потом они дружно плюнули нам в лицо и с хохотом отказались возвращать долги. Если бы даже американцы от природы были народом простодушным и наивным, этот опыт СССР хорошо прочистил бы им мозги. Сначала весь мир должен стать на колени, потерять даже мысль о сопротивлении, и только потом имеет смысл в него инвестировать. Та доля самостоятельности, которой обладают сегодня элиты ЕС, Китая и даже России, не совместима с безопасностью инвестиций. Допустим, уговорами и подкупом Америке удастся склонить их на участие в своем Глобальном Плане. Но ведь они имеют достаточно сил и ресурсов, чтобы в любой момент «взбрыкнуть», «упереться рогом». В итоге получится так, что все спорные вопросы Америке придется решать за свой собственный счет, и страна просто не выдержит навалившегося имперского бремени. Как было замечено Бисмарком, «важны не намерения, а возможности», - намерения ваших партнеров в любой момент могут измениться, если для этого есть ресурсы. Пока элиты других великих держав не будут ползать раздавленными червяками, Америка должна дать волю своему «злому следователю». Так же, как это сделал Рим, и ровно по той же причине.

Этому есть еще одно важное основание. В ходе масштабных преобразований, которые связаны со строительством Мирового Государства, неизбежно подвергается проверке на прочность и элита самого гегемона. Там ведь тоже идет борьба между разными партиями за разные варианты будущего. В Риме, к примеру, дело дошло до открытой войны. Мудрый планировщик посоветует элите, вступающей на путь глобальной трансформации, заранее «подстелить соломку»: сделать так, чтобы возможные конфликты развивались исключительно в своем кругу, и не вышло так, что, ослабив друг друга, внутренние партии станут жертвой вдруг воспрянувшего внешнего врага. Вспомним, сколько проблем Риму доставил Митридат, объявившийся в разгар гражданский войн. Сначала он выторговал себе выгодный мир у Суллы, спешившего на разборки в Рим, потом вступил в союз с марианцами, использовал их в качестве военных спецов и пушечного мяса. Повернись исторические случайности чуть иначе, и вмешательство Митридата могло привести к краху или разделу Римской державы.

А кто такой этот Митридат? По сути - прыщ на пустом месте, усилившийся исключительно в силу созданного Римом вакуума власти. А если бы в эту эпоху были «целенькими» Карфаген, Македония, Ахейский Союз, с их старыми опытными элитами и «старыми деньгами»? Если бы они все вмешались в римские междоусобицы на манер Митридата? Думаю, что Рим не пережил бы кризис I века до н.э. Так что Катон Старший, десятилетиями устраивавший истерики на тему «карфагенской угрозы», был совершенно прав. Он смотрел не в прошлое, а в будущее Рима. И это будущее, где жалкий и разгромленный Карфаген мог бы, затаившись, вырасти в серьезную угрозу, наступило всего через 15 лет после его разрушения. В 133 г. до н.э. весь мир, дотоле удивлявшийся прочности и солидности римской политической системы, вдруг с изумлением увидел, что отцы-сенаторы решают вопросы «на украинский манер», вооружившись ножками, отломанными от скамеек.

«Консуляр Назика воскликнул, что остается спасать отечество тому, в ком есть мужество, и бросился во главе других сенаторов на площадь с отломанными ножками и ручками сенаторских кресел вместо оружия. Сторонники Тиберия Гракха не решились сопротивляться сенаторам и рассеялись. Бежал и Гракх, но по дороге был настигнут и убит ударом дубины в висок, с ним перебито было до 300 его сообщников».
(В изложении Теодора Моммзена)

Америка, слава Богу, пока до такого не докатилась. Америкой пока не управляют люди, вышибающие друг другу мозги ударом табуретки. Погибший так бесславно Гракх, кстати, был не каким-то «приблудным выскочкой», «нищебродом» или «контрсистемщиком», а входил в ТОП римской элиты. Его дед Сципион Африканский разгромил Ганнибала; его отец был консулом, цензором и одним из ведущих дипломатов своего времени, приложившим руку к падению Ахейского Союза; его гламурная сестра была замужем за разрушителем Карфагена Сципионом Эмилианом (биологический отец которого, Эмилий Павел, покорил Македонию). Гракхи-Сципионы-Эмилии по статусу - это семейство Кеннеди или Бушей, не меньше. Впрочем, парочке представителей клана Кеннеди в Америке мозги уже вышибли, хотя и не табуреткой. Так что процесс развивается. И чем скорее развивается, тем важнее американцам превратить весь остальной мир в покорный их воле «чистый лист».

Если принять всерьез поставленный Галковским диагноз о стремительной деградации американской политической системы, то из этого следует не скорое освобождение мира от американской гегемонии, а наоборот, максимальное «озверение» Америки и ускорение «последними истинными американцами» движения асфальтового катка. Для них тогда жизненно важно, чтобы весь остальной мир деградировал быстрее, чем Америка. И у них есть средства, чтобы этого добиться. По счастью, этот диагноз пока не подтвержден, а сравнение с Римом (на аналогичном временном отрезке) пока что явно в пользу Америки.

Продолжение

Рим, история, США

Previous post Next post
Up