Одна забота наяву
в его усердьи молчаливом,
чтобы я выглядел счастливым
в том пиджаке. Пока живу.
Булат Окуджава
Сулит нам новые удачи искусство кройки и житья
В честь славного праздника Дня Всех Святых (он же Хэллоуин) я покажу вам страшную историю, изложенную Дженис Дель Негро (
Janice Del Negro) в книге
"Lucy Dove" и проиллюстрированную
Леонидом Гором.
История эта столь занимательна (а местами даже поучительна), что должна быть выколота алмазными иголками в уголках глаз заслуживает перевода целиком.
И брюки выглядят не хуже
Любых обыкновенных брюк.
А между тем они из воска,
Из музыки, из лебеды,
На синем белая полоска -
Граница счастья и беды.
Из бездны протянулись руки...
В одной цветы, в другой кинжал.
Вскочил портной, спасая брюки,
Но никуда не убежал.
Георгий Иванов
Давным-давно, в каменном замке на берегу моря жил богатый лэрд. Был он хорошим лэрдом, насколько лэрды могут быть хорошими,
с одним только недостатком. Он был суеверным. Он верил в то, что черные кошки приносят неудачу, а четырехлистный клевер - наоборот, к счастью. И содержал этот лэрд знахаря-предсказателя, который однажды сообщил хозяину, что пара штанов, сшитых в полнолуние на кладбище при церкви Святого Эндрю, принесет удачу на всю жизнь.
А про церковь святого Эндрю ходили слухи; все знали, что на заброшенном кладбище завелась какая-то нечисть. Немало храбрых глупцов отправились на кладбище ночью, чтоб разузнать поточнее, что там творится. Но о своих находках они никому не рассказали, потому как больше их и не видели. Именно по этой причине никто теперь не приближался к кладбищу в темноте, в полнолуние или нет. Но это не остановило лэрда.
- Пиши указ, - прорвел он, - Полный мешок золота тому, кто пошьет мне эти портки.
Он заявил, что ожидает обнову в субботу - первую ночь ближайшего полнолуния - и будет очень благодарен, а ежели нет - то и суда нет!
Случайно, а случай всегда предоставится, Люси Дав услыхала про лэрда и его нужду в счастливых штанах. А портниха Люси нуждалась в мешке золота.
Недавно ее прогнали со службы тому самому лэрду. О нет, умение шить осталось при ней, а вот скорость с возрастом упала, и никакой предсказатель не увидел бы мешков с золотом в ее будущем. Прочитав указ, Люси ясно увидела свою покойную старость в собственном коттедже на собственном участке земли на бережку.
- Хм... Я достаточно стара, чтоб немного понимать в церковных кладбищах, шарлатанах и глупых лэрдах. Если ему нужны штаны, сшитые в полнолуние, он их получит, и заплатит кругленькую сумму при счастливой луне.
На последние гроши Люси дотянула до субботы. А в назначенный день она вытащила мешок обрезков, раскроила и сметала штаны на фигуру лэрда. Она приготовила ножницы и заранее навдевала нитки в иголки. В сумерках она уложила все это добро в передник и направилась к церкви Св.Эндрю.
Луна уже полностью взошла, когда Люси оказалась перед церквью. Здание, заброшенное, когда начались исчзновения было пустым и темным, за кладбищем никто не следил.
Люси выбрала местечко, где было светлее всего - на плоской могильной плите рядом с мраморным надгробьем.
Она расправила сметанные штаны и начала шить. И шила, и шила... стежок за стежком ложились ровно и прямо.
И только она начала думать, что страшные истории о церковном кладбище оказались всего-навсего слухами, потянулся странный и неприятный запах. Запах сырости и гнили. запах могил и разложения. Запах смерти без намека на воскресение и искупление.
Люси продолжала шить, а запах становился все сильнее, пока с жутким звуком не раскрылось мраморное надгробье совсем рядом с ней.
Из расколотого камня появилась чудовищная бесформенная голова с глубоко посаженными глазами, горевшими воистине дьявольским огнем. И раздался голос: "Видишь ли ты мою страшную голову? У меня так давно не было крови и плоти, нынче лишь кожа да кости, кости да жилы, кожа да кости, кости да жилы."
У Люси пересохло во рту, но сосредоточившись на приятных думах о собственном очага и мешке золота, она довольно вежливо ответила: "О, так вы живете здесь все это время. Извините, я не знала." А руки ее на останавливались, стежок за стежком - ровно и прямо.
Из темной земли выдвигалось ужасная тварь. Все выше и выше. Вот показалась скрюченная жилистая шея.
- Старуха, видишь ли ты мою скрюченную шею? У меня так давно не было крови и плоти, нынче лишь кожа да кости, кости да жилы, кожа да кости, кости да жилы.
- Кожа да кости, кости да... О, я знаю. Вы мелкий
эттин (
bogle), о котором рассказывают сказки. Руки портнихи слeгка тряслись, но стежки ложились все так же ровно и прямо.
- Сказки? Обо мне? - эттин вытащил гигантскую руку из-под обломков надгробья и облокотился на нее. - Говорят ли о моем ужасном виде? О том как я вселяю страх в сердца смелых, но неразумных людишек?
- Что-то такое, да.
Руки Люси все так же продолжали свою работу, когда она оглядела отврарительное создание сверху донизу и повела носом: "Такие сказки рассказывают на ночь, маленьким детям, чтоб усыпить их."
- Маленьким детям? - прорычало чудовище. - На ночь? Так взгляни ж на меня, старуха.
Люси посмотрела. Из-под земли выбралась вторая длинная, скрюченная рука. Но рука эта заканчивалась не ладонью, как первая, а пятью страшными изогнутыми когтями, которые вспороли воздух и устремились к портнихе, но не смогли дотянуться.
- Старуха, видишь ли ты мои огромные руки? У меня так давно не было крови и плоти, нынче лишь кожа да кости, кости да жилы, кожа да кости, кости да жилы.
- О да, я вижу, - ответила Люси. - Удивительно, насколько люди любят приврать, чтоб только сказка вышла пострашней.
Руки ее порхали по-прежнему, только стежки, такие же аккуратные как и раньше, стали немножко длиннее.
Тварь, извивалась, выпрямлялась и вытягивалась, росла все выше и выше. Она нависла над портнихой и с ужасающим шипеньем вытащила длинную скрюченную ногу из могилы и тяжело опустило ее на землю.
Со страшной усмешкой отвратительное чудовише наклонилось ближе и обнажило острые клыки, обдав ту вонючим дыханием: "Старуха, видишь ли ты мою гигантскую ногу? У меня так давно не было крови и плоти, нынче лишь кожа да кости, кости да жилы, кожа да кости, кости да жилы..."
- Тяжело не увидеть и не унюхать, - огрызнулась Люси, а про себя подумала: "Моя воля, я б на такую мерзопакость и не смотрела". - вовсе незачем так грубо себя вести.
Сдерживая дыхание, Люси проложила последний стежок, закрепила нитку и вскочила на ноги. Со счастливыми штанами в руках, помолодевшая в предкушении награды, она выбежала за церковную ограду.
Ошарашеное чудовище застыло на мгновение, подарив портнихе несколько драгоценных шагов: "Стой, старуха, стой! Никто еще не убегал от меня!" Страшилище выдернуло вторую ногу из-под земли и гигантскими прыжками бросилось в погоню за Люси Дов.
Они мчались вниз по склону холма.
Чудовище догоняло, но Люси держалась впереди, и хотя эттин приказывал ей остановиться, портниха неслась без оглядки, сжимая счастливые штаны. Ее поддерживали мечты о собственном участке на берегу.
Так она и бежала до самых ворот замка лэрда на берегу моря, больших и крепких деревянных ворот, запертых на все засовы против ночи и всех ее порождений. Люси Дов заколотила по воротам, голоса позвать на помощь у нее уже не было. Она обернулась и увидела длинные когти, рассекающие воздух,
тянущиеся за ней, тянущиеся...
...когда тяжелые створки ворот приоткрылись, и Люси проскользнула в щель.
Эттин издал вопль, потрясший небо и в голодном гневе пропахало когтями арку над воротами, оставив четыре глубоких борозды в холодном твердом камне.
Вот так лэрд заполучил себе счастливые штаны, а Люси Дов заработала мешок золота. Помогли ли ей штаны, полные лунного счастья, убежать от чудовища, кто знает. А чудовищного эттина никто больше не видал, хотя все видели отметки от когтей в надвратном камне. Пять царапин в твердом камне, оставленных с той же легкостью, как линии, которые старая Люси Дов чертила по утрам на песке перед собственном коттеджем на своем куске берега для своего собственного удовольствия.
Ну что, испугались? Нет? Ну так это сказка была. А сейчас я вам расскажу про настоящие штаны счастья. Только под катом, потому как not safe for work и вообще неаппетитно (впрочем, котлеты отдельно).
ЦАРЬ И РУБАШКА
(Сказка)
Один царь был болен и сказал: 'Половину царства отдам тому, кто меня вылечит'. Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека снять с него рубашку и надеть на царя - царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему - кто-то говорит: 'Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?' Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.
Л.Н. Толстой
В далекой северной стране Исландии на берегу холодного и угрюмого фьорда расположена деревушка Холмавик. На краю деревни стоит черный-пречерный дом.
А в нем находится музей колдовства и ведьмования. А в музее есть экспонат под номером 8 под названием nábrók. Да-да, счастливые штаны (снятые со счастливого человека).
К счастью (pun not intended, but welcome), снимали их уже post mortem, поэтому называются они еще некро-штанами. Вот перевод музейного описания:
Чтобы создать nábrók, с бывшим хозяином кожи надо было договориться при жизни и получить разрешение на раскопки могилы и освежевание тела ниже пояса. При этом кожа должна была остаться целехонькой. Колдун тут же должен был напялить некро-штаны и носить их, не снимая. Чтобы приманить богатство, нужно было украсть монету у бедной вдовы в день большого праздника - Рождества, Пасхи или Пятидесятницы - и хранить ее в мошонке.
Однако ношение счастливых штанов не полезно для души. Не дай бог умереть в nábrók'е. В штанах тут же заведутся вши и они станут совсем бесполезными (что при этом произойдет с колдуном - умалчивается). Поэтому хозяин некро-штанов, почувствовав приближение смерти, пускался не поиски наследника. Передача счастья происходила так: старый колдун вытаскивал правую ногу из штанов, а новый хозяин натягивал неостывшую штанину на себя. После чего и левая штанина меняла владельца. Таким образом счастливые штаны обеспечивали бесперебойное богатсто нескольким поколениям чернокнижников.
Но теперь-то испугались?
Немного ссылок про музей: