http://www.janusfilms.com/films/1841 https://en.wikipedia.org/wiki/David_Lynch:_The_Art_Life https://www.kinopoisk.ru/film/1001695/ Я видел несколько документальных фильмов про Дэвида Линча: "Pretty as a picture" (1997), "Don't look at me" (1988), "I don't know Jack" (2002) (док. про Джека Нэнса).
Обратил внимание в новом фильме как истории из детства Линча плотно вплелись в его последующее творчество. Но здесь опять таки ошибка изображать традиционный обманный прием - "О! Ясненько! У него в детстве были травматические переживания, вот оно что!..." Нет. ИМЕННО эти переживания и послужили фундаментом оригинальности творчества Дэвида Линча. Они - были необходимое составляющее условие. Я отдаю себе отчет в том, что документалка вполне может быть отчасти постановочная и что так естественно открывшиеся в ней зрителею "элементы детства" Линча, которые затем перенеслись в его фильмы и рисунки - это ожидаемая и ловко срежиссированная реакция. Тем не менее...
В фильме схвачена особенная атмосфера. Дэвид Линч словно находится в своеобразном "измененном состоянии сознания". Он пытается ухватить что-то, стремится выразить нечто. Он словно процессом своего творчества нащупывает синхронность со своим внутренним состоянием. Когда ему удается внешним запечатлением, как будто настраиваясь на нужную радиоволну, достигнуть приближение - то произведение считается законченным. В результате восприятие произведения другим человеком будет вызывать в человеке/зрителе теперь уже уникальное свое внутреннее ощущение. Но из-за того, что оно теперь не опирается непосредственно на внутренние мотивы автора, как "клубок" из переплетений воспоминаний и переживаний, по причине универсальности (для людей) человеческого "чувственного" аппарата - это состояние, пробуждаемое произведением искусства, будет вызывать в каждом зрителе уже какое-то свое индивидуальное сложное переживание, возможно вызывая смежные с Линчевскими внутренними состояниями и обогощая их теперь уже своими персональными историческими "обертонами". Когда Линч создает свои странные коллажи - он закладывает в них особенный "код". Код считывается зрителем и затем срабатывает в уже его внутреннем мире, работая теперь на основе нового индивидуального материала, вызывая уникальную цепочку переживаний.
В этом уникальность и особенность оригинальности очень специфического стиля Дэвида Линча. Но это ключ к пониманию вообще творческого процесса и Жизни Как Творчества.
Запомнившиеся моменты из фильма:
• Интересно, как черты мамы Дэвида Линча напоминают чем-то гибрид Изабеллы Роселлини и ее мамы - Ингрид Бергман
• Digging In The Mud: "Little Dickie Smith, my friend, he and I sat in a mud puddle under this tree. My mother dug a hole, or my dad did,
that we could sit in in the hot weather, and they'd fill it with, you know,water from the hose, and we'd sit in this mud puddle. It was so beautiful. And you get to squeeze mud and sit with your friend under the shade of this tree? Forget it."
• Рассказ Линча о голой женщине с окровавленным ртом в их дворе: "I don't know what we were doing, but from across Shoshoni
Avenue... out of the darkness comes this... like, uh, kind of like a strangest dream. Because I've never seen an adult woman naked. And she had beautiful, pale, white skin... and she was completely naked. And I think her mouth was bloodied. And she kind of came strangely … walking strangely across Shoshoni and came into Park Circle Drive. And it seemed like she was sort of like a giant. And she came closer and closer, and my brother started to cry. Something was bad wrong with her. And I don't know what happened, but I think she sat down on a curb, crying. But it was very mysterious, like we were seeing something otherworldly. And I wanted to do something for her, but I was little. I didn't know what to do. And I don't remember any more than that."
• Какой-то особенно странный и шокирующий случай из детства, чему свидетелем стал Линч, но он не хочет говорить об этом: "And the Smiths were all out. We were just out there. And Mr. Smith came out. And... (exhales) I can't tell the story. I just … hardly ever... but, boy..."
• "Such a cheerful place. Such a great place. Virginia seemed like always night. And... I developed spasms of the intestines."
• Ненависть к традиционной зомбо-школе "I never studied. I never did anything. I hated it so much. I hated it, like, with powerful hate. The only thing that was important is what happened outside of school, and that had huge impact on me … people and relationships, slow-dancing parties, big, big love and dreams … dark, fantastic dreams. Incredible time."
• Мечты об идеальной Жизни в Творчестве: "I don't know when I started using the term The art life,…but one of the things Bushnell did
besides, uh, just being a painter and living it …he gave me the Robert Henri book, The Art Spirit. And I loved that book. I can't remember much of it now, but I …and The Art Spirit sort of became the art life and I had this idea that you drink coffee, you smoke cigarettes and you paint. And that's it. Maybe … but basically, it's the incredible happiness of working and living that life."
скачать:
Robert Henri - The Art Spirit (1923, 2007 ed) • Поездка на автомобиле под Марихуанной и гипнотизирование "Разделительной Полосой": "And it was on that trip that I smoked, um,
marijuana for the first time. And then it was my turn to drive. So I was driving on a freeway and pretty soon I hear, David?…And I said, "what?…And they said, David." I said, "what?…David!…"you stopped on the freeway, man." And I had stopped right in the …Not the right lane, but in the middle. 'cause I was watching these white lines and then it got slower and slower, it was such a dream."
• Реакция на Концерт Боба Дилана. : "And the next time I smoked dope...uh, Bob Dylan was playing, you know, at this big place right down the street. And so, lo and behold,out of thousands of people in this, you know, auditorium kind of thing which was real steep …I was way in the back. Out of all those seats, when I sat down, there was this girl sitting next to me that I'd just broken up with.Then Bob Dylan came out on the stage and I couldn't believe how little he was. And I measured him with my fingers on my knee, and I said to her, "his jeans are only this big." And then I measured his guitar and I says, "his guitar is only this big." And I wasn't even digging the music, it was so far away. So I wanted to get out of there really bad. Then when the concert was over, Peter came back with a bunch of his friends. He said, "nobody walks out on Dylan." I said, "I walk out on Dylan. Get the fuck out of here." And, um, so that was the end of Peter as my roomie."
• Один в изоляции с радиоприемником, в котором постепенно садятся батарейки: "Then I went back in my apartment. (door closes) And I never left. It was two weeks before school. I had a transistor radio, so I sometimes listened to music, but I ended up sitting in a chair. And the only time I got out of the chair was to, uh, pee or eat. And the batteries went down and down on the radio, so I had to hold it to my ear to hear it, and then it went dead. And so I was just basically really unable to do anything and definitely unable to leave the apartment. And I say it took all my strength to go to school the first day."
• There was another woman who was totally crazy. She was a neighbor, lived down the street with her parents. And she would go around
the backyard on her hands and knees and squawk like a chicken and say, "I'm a chicken, I'm a chicken,… and squawk and squawk and go around and around in this tall white grass in her backyard.
• Характерные элементы для кино-стиля Линча: "She came up to me one day on the street... and she said, "oh, my nipples hurt!…
And she was squeezing her …standing in front of me, squeezing 'em and shaking 'em …"my nipples hurt!…Then there is, uh, that person I walked by, you know,going to the store to get some smokes or something. I'm walking down the street.There's a very nice lady with her little … her little baby on her lap out on the stoop. I'm walking by. I say, "how you doing?…(imitating lady's sarcastic voice) "how you doing? How you doing?… She turned to her baby and said, "you grow up like that and I'll fucking kill you." There was a thick, thick fear in the … There was a feeling of sickness, corruption...of racial hatred."
• Выделяющийся элемент творческого стиля Дэвида Линча - отделение Головы от Тела. Этот "Элемент" играет важную составляющую роль для 3 сезона "Твин Пикса", хотя в новых сериях вообще (судя по 8 серии) абсолютно невозможно что-либо предсказать...и понять?)
• Помню, как давно в журнале "Премьер" 1997 года я прочитал "вброс", что Линч свой первый фильм "Голова Ластик" делал под впечатлением предшествовавшей жизни со своим малолетним ребенком в маленькой комнатке с окном, примыкающим к стене морга...
http://twinpeaks.cinema.ru/Lynch/lh-seek.htmhttp://seance.ru/n/5/david_lynch/trial/"Безысходную интонацию «Стирательной головки» часто связывают с тем, что собственного первенца Линч вместе с женой-однокурсницей нянчил в угловой комнате над кухней, с окнами, упиравшимися в стену морга."
Возможно, это лишь провокация, основанная на искусственной мифологизации образа Линча...
В новом док.фильме сам Линч ничего не говорит об этом, но взамен рассказывает новую историю, когда его, любопытствующего и пришедшего в морг, ради прикола закрыли на ночь в комнате с трупами... : "One night... I met the man who was the night man at the morgue at Pop's Diner, and I said, "I sure would like to come over there and … and, uh, see." And he said, "let me know." Uh, you know, "let me know." And so I went across over there, midnight, rang the bell. This guy lets me in. In the front was a kind of like, uh … had, like, those square tiles, green and … and it had a cigarette machine, a Coke machine, some couches and a desk. So it was kind of like a lobby room in the front. Then there was this big door with a glass pane in it and wire in the glass, and a doorknob … You open up that, go down this corridor, and now you've in, you know, the back room where they do everything. But nobody was working 'cause it's … And I went into the cold room and, you know …(chuckles) He closed the door behind me. And, um, so I'm in there sitting, uh, kind of on the floor and there's these, like, bunk beds. All these people dead …you know, bodies all around me, and, um, I just sort of sat there and, uh, felt it. It was... It was strange. And then I went home. The thing that gets you is that you wonder the story of each one. You wonder the story …who they were, what they did,how they got there. Just makes you think. And... it makes you think of stories."
***************************
P.S. Известный альбом/книга по Шизофрении: "Болдырева С. А. - Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией - 1974"
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3756841
Дэвид Линч - шизофреник?Дэвид Линч: "Врач сказал, что я серьезно болен и нуждаюсь в лечении. А как же я тогда буду снимать фильмы?" И сам Линч, по-моему, шизофреник. Можно закричать "О! Точно! Верняк, Линч - Шизофреник..." Но это была бы глупая и плоская реакция. Как раз наоборот, нужно спросить себя, являлись ли дети, чьи рисунки были описаны в книге как "шизофреническими" действительно таковыми? Ведь, возможно, у них был шанс найти себя в творчестве, в своем уникальном видении мира, чтобы в других пробуждать новые образы и ощущения. Но нет... наша доблестная система, напичкав детишек нейролептиками, достигала того, что они начинали рисовать (и чувствовать) КАК НАДО, КАК ПРАВИЛЬНО, КАК ВСЕ...
http://coub.com/view/vds21