![](http://farm7.static.flickr.com/6106/6231510491_0952a2a29e_z.jpg)
Итак, Виски-шоу: как это было?
Я прилетел в Лондон прямо в первый день - благо начало было запланировано на четыре пополудни, а к прессе и торговым представителям, заполонившим зал мероприятия уже с утра, я, в отличие от Евгения, отношения не имел.
Лондон встретил приятной погодой, многочисленными понатыканными то здесь, то там башенными кранами, ремонтом дорог во многих неожиданных местах и пробками в центре. Короче, город сваливается постепенно в какое-то близкое к перманентному московскому стихийному бедствию состояние - будем надеяться, это только до Олимпиады. Последний неприятный сюрприз ждал меня возле отеля - его фасад смотрел непосредственно на огромную стройплощадку, где непрерывно происходил процесс забивания свай или что-то в этом роде. Очень хотелось надеяться, что в отличие от московских, здешние строители разрешений на ночные работы за взятки не получают.
Поселившись и немного отойдя от дороги, я отправился на рекогносцировку. А так как отель я заранее выбирал с таким расчетом, чтобы остановиться в непосредственной близости от мероприятия, то решил перед началом немного изучить окрестности. Район Саутворк расположен на южном берегу Темзы, практически напротив Сити. Из заметных достопримечательностей: шикарный кафедральный собор (запечатлеть его во всем великолепии никак не удавалось из-за размеров, отойдя же на расстояние, неизменно получал какую-нибудь помеху для съемок, так что просто найдите в сети картинку по запросу "Southwark Cathedral"); "Золотая лань" ("Golen Hinde") - галион, на котором плавал сам сэр Фрэнсис Дрейк; прекрасный рынок (Borough market), существующий на этом месте с незапамятных времен; здание шекспировского "Глобуса", ныне буквально взятое в тиски железнодорожными эстакадами; построенный в 1615 году трактир "Якорь" ("Anchor"). Не забудем еще о развалинах Винчестерского дворца и самой старой английской тюрьме Clink - ныне там музей.
Само же мероприятие проходило в помещении, которое сейчас отдано лондонскому Винополису - городу вина, где проводятся дегустационные туры и обучение азам энологии для всех желающих.
Собственно магазин The Whisky Exchange занимает один сравнительно небольшой сводчатый зал под кирпичными арками бывшего железнодорожного виадука, для шоу же было выделено два зала покрупнее - в них расположились стенды участников, довольно обширные помещения на втором этаже - здесь была ложа Scotch Malt Whisky Society, а также вотчина Мартины Нуэ - многочисленные примеры сочетания виски с едой и уголок для ее мини-мастерклассов. Здесь же находилась коктейльная зона, ознаменованная гигантской бутылкой Monkey Shoulder. Для основных мастерклассов выделили сводчатый конференц-зал человек на шестьдесят. Еще один зал был заставлен огромными круглыми столами и служил зоной для перекуса (трудно назвать это полноценным обедом либо ужином), входившего в стоимость входного билета.
Впрочем, в стоимость билета входили и все образцы, представленные на шоу, за исключением самых старых и дорогостоящих - они наливались за отдельные жетоны (два выдавалось при входе вместе с талоном на питание, дополнительные можно было докупить за 10 фунтов штука). Собственно сами Dream Drams были поделены на три ценовые категории и стоили от одного до трех жетонов за дозу. О размере этих доз надо сказать отдельно. 10 миллилитров. Все (ну почти все) бутылки были снабжены дозаторами, выдававшими именно такую порцию. Однако ничто не мешало подойти и попросить налить понравившийся виски во второй раз, а то и в третий. Если и есть плюс в таком размере, то, наверное, только один - трудно быстро набраться. С другой стороны, вроде бы есть шанс попробовать много образцов. Вот только действительно вникнуть ни в один из них, пожалуй, не получилось. Впечатления остались весьма поверхностные и незнаковые, хотя общая линия, безусловно, наметилась.
Немного проще было на мастерклассах. Во-первых, наливали там несколько щедрее (или мне показалось?), во-вторых, в той полуинтимной атмосфере, которую создали в конференц-зале организаторы, гораздо легче было абстрагироваться от окружающей суеты и сосредоточиться непосредственно на своих ощущениях. Оттого - довольно-таки подробные записи о продегустированных там виски, хотя полноценными n&t я бы их, конечно, не назвал.
Наверное, я сделал ошибку, записавшись сразу на три мастеркласса в субботу. Каждый из них длился более часа, и собственно на дегустации и общение в залах выставки (учитывая еще минут 20-30, потраченные на обед) оставалось всего ничего. Я предполагал, что придется докупать жетоны для опробования Dream Drams, однако вышло все с точностью до наоборот - у меня осталось два непотраченных жетона! Дело в том, что ассортимент "бесплатных" виски был просто великолепен, и мысли о выборе "платных" возникали в последнюю очередь. К тому же во второй день "по блату" нам налили несколько Dream Drams на халяву - спасибо в том числе Тимофею и Антону Плехову.
С другой стороны, то, что предлагалось к дегустациям на мастерклассах - еще более фантастичный и редкий стафф, так что большой грех жалеть о потраченных на них времени и деньгах.
Немного об участниках. Практически все крупные или помельче консорциумы, владеющие несколькими шотландскими заводами, отметились на шоу. Edrington, William Grant, Morrison Bowmore, Pernod Ricard, Angus Dundee, Whyte & Mackay, Inverhouse, BenRiach & GlenDronach и конечно Diageo. Несколько невнятно выглядел стенд LVMH, где почему-то не нашлось места Ардбегу. Лишь ставшие уже привычными на любом мероприятии девушки с тачкой торфа и бутылкой Mor предлагали отдегустировать "десятку" и отведать айловского меду. Другой странностью оказалось полное отсутствие на шоу Bruichladdich как класса. Впрочем, отряд скорее всего не заметил потери бойца. Ибо было много других интереснейших стендов. Марсин Миллер и его №1 Whisky Company представляли первый розлив винокурни Chichibu и еще несколько творений Ичиро Акуто. Интересные вещи можно было найти на стенде Nikka. Ирландия была представлена очень широко, в том числе новыми Single Pot Still релизами. Из негоциантских стендов выделю G&M во главе с Дэвидом Уркхартом, BB&R с большим выбором новых релизов приличного возраста и, конечно же, Adelphi, представленные очаровательной тетенькой по имени Antonia Bruce, знающей несколько русских слов и являющейся поклонницей творчества Владимира Высоцкого.
Вообще приятнейших людей на мероприятии было огромное количество. Не говоря уже о коллегах-попутчиках по августовскому трипу (не хватало только Слепова - остальные были!), тут отметились и Серж Валантен, и еще несколько молт-маньяков из разных стран. Добрейшей души человек Ронни Рутледж из Glenglassaugh налил нам 45-летнего нектара абсолютно безвозмездно! А что за шоу устроил на своем мастер-классе Колин Данн из Diageo! Энтони Уиллс, управляющий директор Kilchoman, долго рассказывал мне о ближайших планах и последних релизах, а также настойчиво приглашал навестить мою бочку на их складе. Алан Макконнохи, менеджер GlenDronach, подробно расписал преимущества его любимого 18-летнего розлива над "пятнашкой", однако я позволил себе не согласиться с его мнением. Ну и, конечно же, постоянно где-то неподалеку маячила знаковая чалма хозяина и устроителя шоу Сухиндера Сингха.
Про мастерклассы нужно писать отдельно. Позволю себе здесь лишь их перечисление. В пятницу я был единственным из россиян, кому удалось попасть на G&M Timeless, где Дэвид Уркхарт представил последовательно пять молтов, выгнанных в течении пяти декад 20-го века - от 80-х мы спустились в 40-е, которые представлял 70-летний Glenlivet. Вторым семинаром в этот день был класс Ричарда Патерсона, где он должен был рассказать о воссоздании бленда, найденного среди вещей, оставшихся от антарктической экспедиции Шеклтона. Однако тема никого из нас не заинтересовала, и мы этот мастеркласс дружно пропустили. В субботу, как я уже упоминал, было три семинара. Сначала Джерри Тош несколько нудно рассказал о Хайленд Парке, но пять винтажей, налитых в наши снифтеры, очень быстро смели скуку напрочь. Затем был элегантный как всегда Дэйв Брам, представивший пять молтов с нотами, как ему казалось, экзотических фруктов. Наконец, завершил день (да и всё мероприятие в целом) Колин Данн, сыгравший маленький моноспектакль под декорации пяти старых диаджеовских хересных Manager’s Dram’ов. В завершение на сцене с гитарой появился Тим Хэйн, и мы с Тимофеем пропустили момент, когда в зале закончили наливать.
Короче, шоу удалось. Я был безумно рад вновь увидеть моих шотландских попутчиков, погрузиться в атмосферу праздника и не вылезать из нее целых два дня. Опущу здесь подробности пятничного ужина прямо на рынке и субботнего - в перуанском ресторане (хотя и то, и другое было достаточно весело). Вспомню мельком о шоппинге в TWE (мы с Денисом занялись им в субботу утром, а с Павлом еще и вечером, проводив на самолет Евгения). Дорога домой приключениями отмечена не была, а посему на этом сворачиваюсь. Быть может, еще кто-то из коллег добавит красок в описание.
Ах, да… Совсем забыл о самом главном. Собственно о виски! Попробованное вне мастерклассов (и некоторые позиции семинаров) можно увидеть на фотографиях. Сразу же скажу - по мастерклассам N&T обязательно будут, по остальному - не будет ни описаний, ни оценок. За исключением двух виски, сэмплы которых я «наотливантил». Что понравилось более всего? Да практически всё. Не было ни одного молта, не вызвавшего позитивной реакции. Особенно хороши были 30-летний Лонгморн от G&M, Клайнлиш 14 лет от Adelphi, Каруидзава 1981 года, 28-летний Глен Орд и 32-летний Мортлах от Diageo, Гленфиддих 1974, Secret Dram от Балвени (замес 35- и 39-летних хересных бочек), 45-летний Гленглассо и 46-летний Лохсайд сингл бленд от Adelphi. Это без учета мастер-классов, повторяю. Ну и аромат 39-летнего Глен Морэй от SMWS, узнанного с «одной понюшки», конечно же! Сами видите, сколько фаворитов. И прошу прощения за качество фотографий. Айфон, да и руки иной раз уже подрагивали))
Сет во Фликре:
http://www.flickr.com/photos/51932388@N07/sets/72157627739360723/