Осло: музей Фрама

Apr 15, 2013 11:49

Наконец-то у меня дошли руки до последней порции впечатлений из Осло (если бы в геологическом музее и музее естествознания мы фотали, то не поленилась бы рассказать и о них, но чего нет, того нет). В музей Фрама предложил зайти Спектр - благо он располагался аккурат напротив музея Тура Хейердала. Я полярными экспедициями особо не интересовалась, знать ничего про Фрам не знала, но, в конце-концов - почему не познакомиться. В результате, по возвращении домой я перерыла википедию и раздобыла себе книг, посвященных третьей экспедиции Фрама и гонке к Южному Полюсу и, дочитав вчера одну из них, спешу поделиться.

Чем так примечательна именно эта экпедиция? Тем, что соревновались Норвегия и Великобритания - кто раньше достигнет Полюса. Экспедиция Роберта Скотта на Терра Нова - он дошел до Полюса, проиграв гонку, и погиб на обратном пути, и экпедиция Руаля Амундсена на Фраме - вернувшегося национальным героем, живым и невредимым. Подходы к делу у этих двух исследователей оказались принципиально разными, потому я просто не могла не заинтересоваться. И, хотя пока мы шастали по музею, я не могла в полной мере оценить гений норвежцев, сейчас я ему просто поражаюсь, особенно в сравнении с идиотизмом британцев.

Третья экспедиция Фрама, по-сути, завершает эпоху Великих географических открытий, когда человек впервые добрался до Южного Полюса своими силами - вслед за этим уже началось развитие авиации и торжество механимов. Впрочем, оба исследователя сделали ставку на прогресс - Амундсен оборудовал Фрам одним из первых дизельных двигателей, а Скотт решил, что будет пробиваться к Полюсу при помощи только что разработанных мотосаней.

Когда мы зашли в музей, то я прямо с порога впечатлилась - никогда не видела ледовых кораблей так близко. А Фрам еще и не просто так, фигня, а что-то вроде шедевра кораблестроения - не много не мало, а он побывал и на Южном и на Северном Полюсах.



Он огромный, но позже я узнала, что управлять им может команда из всего шести человек. Строили его по проекту Фритьофа Нансена - культовой личности, исследователя и национального героя, которым восхищался Амундсен - для дрейфа во льдах Арктики. Потому у него округлый, усиленный корпус - чтобы давлением льда корабль не ломало, но выталкивало вверх. В музее что-то вроде трех этажей с круговой экспозицией на каждом ярусе. И вот когда стоишь в самом низу, а над тобой возвышается этот монстр - впечатления просто не передать.





Там как раз фигура человека для масштаба. Внутри мы не фотографировали - свет был плохой, а мы, разумеется, без штатива, но посмотреть посмотрели. Я поразилась тому, какие крошечные каюты - даже для маленькой меня они выглядели тесными. Не представляю, как в них помещались суровые потомки викингов, но вот как-то. Каюты, к слову, у всех были абсолютно одинаковыми, плюс небольшая кают-компания, плюс крошечный камбуз. Ну и, разумеется, нижняя палуба и трюм с машинным отделением. Вылгядело все это очень добротно и, вероятно, было даже уютным, но мне там было не по-себе ("Террор" я читала не слишком давно да и в целом не могу сказать, что подобные экспедиции мне видятся в романтическом ореоле).



На круговых экспозициях чего только не было - вещи участников экспедиций, документы, фотографии. На экранах можно было посмотреть те или иные документальные кадры.



Почему-то мне особенно запомнилась огромная фотография Амундсена, лично упаковывающего пеммикан для экспедиции в Антарктику.



Диарамы - я в них там влюбилась. Эта посвящена Скотту и Терра Нова. Проигравший гонку к Полюсу, погибший во льдах, не дойдя до базы 264 км, Скотт при этом стал олицетворением мужественности, героизма и "славного поражения", напрочь оттеснив живого Амундсена с его победой. Причин и оправданий тому называется масса, однако последнее время все, кто знакомится с историческими материалами, критикуют Скотта все больше. Я не великий знаток, но при прочтении книги Роланда Хантфорда "Покорение южного полюса. Гонка лидеров", у меня просто глаза на лоб лезли. Даже если отсеивать его восторженное восхищение Амундсеном, хватает голых фактов, говорящих сами за себя. Скотт был... по-сути преступным дилетантом и неумехой. Мнительный, амбициозный, самовлюбленный и бездарный офицер Британского военно-морского флота со всем вытекающим. Фаворитизм, отметание опыта других исследователей, "верность традициям" вопреки всякому здравому смыслу. Плюс личные качества, согласно которым он был откровенно плохим командиром.



Он считал, что собаки, меховая одежда и лыжи - это удел дикарей, а цивилизованные британские джентельмены лучшепреодолеют все трудности своими силами. Он сделал ставку на мотосани, но толком их не испытал, а, что важнее, расорился с их конструктором и не взял его с собой - хотя тот мог бы чинить механим при необходимости. Запасных деталей Скотт тоже не взял. Когда сани вышли из строя, вместно них в сани пришлось впрягаться людям (без лыж!) - как традиционно делалось раньше в британских экспедициях. Вместо собак Скотт потащил на Полюс... пони. Во льды, снега и морозы он потащил животных, которые полностью к этому не приспособлены.



Плохо рассчитано было все - рацион, одежда, организация складов, не учитывались погодные условия. Вся экспедиция в целом выглядит крайне неподготовленной, а когда узнаешь о деталях, так и вовсе.



Поразительно, как он вообще сумел добраться до Полюса - на месяц позже Амундсена, хотя шел по известному маршруту (да него туда уже пытался пройти его соотечетсвенник, но не смог). Результат стал закономерным и гибель Скотта не удивительна. Я сочувствия я к нему вообще не испытываю - он заплатил за собственную глупость. Грустно только то, что вместе с собой он убил еще четырех человек, которых взял к Полюсу. Их - очень жалко, особенно того, кто изначально не хотел идти, но не мог ослушаться приказа.



А экспедиция Амундсена, на фоне Скотта, выглядит как эдакий лыжный кросс по пересеченной местности. Пусть в жизни Амундсен был крайне специфическим человеком - аскетичным, одержимым идеей, тщеславным, злопамятным, мстительным. В том, что касалось дела, он явно был профессионалом и уверенным лидером. Свою экспедицию он продумал и подготовил просто-таки до мелочей.



Задолго до похода в Антарктику, он осваивал технику передвижения на лыжах (национальный спорт Норвегии), а во время одного из своих этнографических исследований, учился способам выживания в ледовых условиях у эскимосов. У них он научился изготовлению меховой одежде, в которой тепло, но не потеешь, у них он научился обращению с собачьими упряжками. На собак он сделал свою основную ставку при передвижении - Скотт отрицал их до последнего и признал их функциональность только тогда, когда стало уже слишком поздно.



По-сути, в плане организации и подготовки, экспедиция Амундсена была полной противоположностью экспедиции Скотта. Закладка складов, размещение груза на санях, дизайн палаток, рацион, количество проходимых миль в день, разметка трассы, ориентиры - небо и земля.



Собственно - сани со специальными контейнерами с плотно пригнанными откидными крышками. Амундсен сделал их на тот случай, чтобы при разбивке лагеря терять как можно меньше времени на распутывание веревок.



Считалось, что Скотту сильно не повезло с погодными условиями и Амундсену было проще. Судя по дневниковым записям участников обеих экспедиций, погодные условия были плюс-минус одинаковы. Только люди Скотта были плохо одеты - шерсть вместо меха, тянули груз сами и недоедали (плохо рассчитанный рацион, а позднее и вовсе откровенная нехватка припасов), а потому страдали от холода гораздо сильнее.

Вообще, крайне поучительная история в целом, а книгу Хантфорда я откровенно советую - в ней очень много всего, т.к. автор рассказывает и о Скотте и об Амундсене с самого начала: как они к этому пришли, через что прошли и чем для каждого все закончилось.

По поводу конца - мой отец всегда говорил, что тщеславие до добра не доводит и счастья не приносит. Это просто буквально про Амундсена. Сочувствия он у меня тоже не вызывает, но вызывает сожаления - настолько умный и практичный человек растратил себя ради миража.

Так вот, если на пару слов еще вернуться к музею - на втором ярусе там имелась таинственная дверь, за которой, согласно табличкам, всякий вошедший мог испытать прелести ощущений обитателя корабля, затертого льдами. Беременным, страдающим эпилепсией и сердечно-сосудистыми заболеваниями заходить запрещалось. Мы не пошли, т.к. кто-то там уже находился, и надо было ждать, пока аттракцион освободится. Но в целом любопытно - хотя и на любителя.

А на первом этаже, рядом со входом, продавалось всякое туристическое барахло и книги. И там-то я и встретила пингвина своей мечты. Мягкий, округлый, красивый - он так и просился в руки. Это была любовь с первого взгляда, но - увы-увы. Она разбилась о грубую реальность, потому что отдавать 20 евро за мягкую игрушку мне было откровенно жалко. Так и пришлось нам расстаться, хотя до сих пор я его не забыла. Пингвин мечты...

impressions, reading is a pleasure

Previous post Next post
Up