Мошка в зенице Господней (UNI5)

May 15, 2013 09:42

Футурология - одна из самых неприятных и изматывающих отраслей человеческого творчества. Недаром часто в прошлом пророки заканчивали свой жизненный путь на костре, кресте или виселице.
Даже судьба Кассандры, "мамы всех футурологов" вряд ли послужит каким-либо утешением - жить с осознанием неизбежности фатума и при этом совершенно не иметь возможностей воздействовать на что-либо - это, наверное, очень тяжкое испытание.
Почему так происходит? Почему, начиная от Кассандры и заканчивая Григорием Распутиным, прорицатели раз за разом попадают в одну и ту же ловушку: вначале их никто не слышит, а потом - уже слишком поздно?

Я, со своей стороны могу сказать лишь одно: наш мир устроен именно так. Большинство людей - это очень просто устроенные скиннеровские твари, а представить себе модель будущего с минимальным числом противоречий могут, к сожалению, очень немногие.
Ну а принять на себя ответственность за происходящее и за возможное будущее, которое вероятно наступит - может ещё меньшее число людей.

И в этом, надо сказать, футурология разительно отличается и от фантастики, и от повседневного планирования. С одной стороны - никто не ждет от футурологии откровений плана "к декабрю - похолодает", которые очевидны и так, без всяких Нострадамусов, а с другой стороны - любой несбывшийся прогноз - это очередной случай покидать какашками в ошибки футуролога или в самого футуролога - лично.

Иногда отношение к пророчествам будущего сочетает в себе просто таки несочетаемое. Так, в христианстве присутствует целый "полк" официальных пророков, упомянутых в Библии, есть даже отдельная книга "Апокалипсис", которая, по сути, являет собой весьма масштабное пророчество, и в то же время ясновидение, прорицания и пророчества "бытового" плана всегда были в христианской традиции под весьма недвусмысленным запретом.

Вот такое неоднозначное отношение у традиционных религий к будущему и к его описанию.

Однако, поскольку я сейчас пишу не богословский текст, не бизнес-план "покорения космоса," и не фантастический текст, сдобренный изрядными дозами квантовой тирьямпампации и хрендостания, я попробую всё же предсказать некие контуры будущего.
Ну а желающие уже могут готовить говномёты, цианистый калий (йад), револьверы (апстену) и прорубь на реке Неве для утопления футуролога.
Благо теперь Интернет даёт самые широкие возможности для мысленной расправы над любой моделью - пророка уже убивать необязательно.
Твари у нас теперь, в основном, попперовские и работать с ними гораздо легче.
Попперовские твари предлагают моделям умирать за себя, предпочитая смотреть за мучениями своего мысленного конструкта со стороны и делать для себя выводы в рамках своей собственной биографии.

Ну а препарировать мы будем вот эту зверушку:



Ведь она, как и мы - лишь "Мошка в зенице Господней".
Это мошкит-инженер из одной давней фантастической книги.
Хотя эта книга, в принципе, очень футурологична по своей сути.

Талантливейшее произведение Ларри Нивена и Джерри Пурнелла читается, надо сказать, на одном дыхании.
Количество революционных идей на лист книги, которые Нивен и Пурнелл попытались донести до читателя, просто зашкаливает. Мир Мошки - родной планеты мошкитов проработан соавторами во всех деталях. Процесс написания книги сам по себе превратился для Нивена, Пурнелла и их невольного рецензента (и соавтора!) Роберта Хайнлайна в сущую каторгу. Об этом времени потом напишет сам Нивен в тексте "Как мы писали Мошку в зенице Господней":

"В произведении, перенасыщенном деталями, они, появляясь на страницах книги, создают блестящие противоречия. Если цивилизация использует водородную термоядерную энергию в таком объеме, что уровень океанов понизился на два фута, то вряд ли стоит вести речь о том, что разумные существа спят в заброшенных домиках-трейлерах"

С похожей проблемой, если помните, мы столкнулись, разбирая мир "Аватара" Камерона - если вы уже накопали для своего пепелаца сотни и тысячи тонн антивещества, построили на Меркурии батарею лазеров для солнечного паруса с общей мощностью в десятки тысяч тераватт - то вопрос доставки самого крутого "хрендостания" назад, на Землю - уже совершенно неактуален. Цель совершенно не оправдывает затраченные на её получение средства.
Мифический "хрендостаний", с таким уровнем владения энергией и структурой цивилизации, которые достаточны для осуществления быстрого перелёта от Сола к Альфе Центарра, уже вполне можно производить на месте, прямо в Солнечной системе. Или же утилизировать на Пандоре, занимаясь построением коммунизма в рамках отдельной звёздной системы.

Аналогичная проблема встаёт у нас и с "замороженными тушками" колонистов-десантников, которые летят, как консервы-шпроты на Пандору. Лучше уж что-то изменять в генетическом коде переселенцев, нежели перевозить за тридевять парсеков негодные биологические оболочки, которые и дышать-то толком на Пандоре не смогут.
Короче, как вы поняли, "заброшенные домики-трейлеры" у нас в космосе повсюду. Слава богу, хоть не видно передвижного алтаря на термоядерной тяге. (Ваха40к, молчать!)

"Мошка" Нивена и Пурнелла повествует о инопланетной цивилизации, которая волею космографии оказалась "заперта" в своей звёздной системе. В то время, как земляне успешно колонизируют открытый космос, покоряя одну планету за другой, мошкиты вынуждены безвылазно сидеть в своей звёздной системе.
Правда, для такого впечатляющего успеха землян в цивилизационной гонке их пришлось накачать хрендостанием по самые уши, да ещё и подсобить с вопросах квантовой тирьямпампации. Хрендостанием у землян в мире Мошки является сверхпоглощающее и непробиваемое Поле Лэнгстона, ну а Движитель Олдерсона и Прыжок служат аналогом нашей хорошо знакомой квантовой тирьямпампации. Движитель позволяет путешествовать между звёздами, плюя на законы сохранения импульса и энергии - просто сворачивая пространство в нужном нам месте, как ковровую дорожку.



Хрендостаний обыкновенный. Неразведенный. Пить залпом.

У обитателей же Мошки в произведении Нивена и Пурнелла по сюжетным причинам нет ни хрендостания (ну, не додумались, в силу чего земляне всячески шхерят от мошкитов свои генераторы Поля Лэнгстона), а Движитель им недоступен по причинам их космографии - ближайшая к ним звёздная система - это газовый гигант, а по условиям сюжета книги наша квантовая тирьямпампация плохо работает в атмосферах газовых гигантов.

В общем, авторы максимально осложнили жизнь мошкитам и максимально упростили её землянам. По жизни же, в нашем реальном мире, в отсутствие тирьямпампации и хрендостания в роли мошкитов, конечно же - мы с вами.
Именно у нас нет ни мифического Поля, ни столь же легендарного Движителя, для того, чтобы сделать Прыжок и попасть к другим звёздам, начисто игнорируя всякие законы сохранения.
Поэтому, собственно говоря, нам и не светит в будущем никакая Империя Человечества в галактических масштабах. Без хрендостания и тирьямпампации это, в любом случае, будут "идеи чучхе" в рамках отдельно взятых звёздных систем. С опорой на внутренние силы, изолированностью от внешнего мира и всё такое.

Что же придумывают мошкиты для своего спасения и выживания?
По условиям авторского сценария - цивилизация мошкитов уже очень древняя. Такая древняя, что любые источники ископаемой энергии, включая тяжёлые ядра и дейтерий-тритий, ими уже давно были использованы и забыты.
Те же проблемы есть у мошкитов и в плане промышленных металлов - всё, что можно было пустить в дело, уже пущено и использовано, включая и то, что можно было "наковырять" в их мошкитском поясе астероидов.

Дальше пойдут спойлеры и, если вы ещё не прочитали "Мошку в зенице Господней" - лучше сразу садиться за прочтение романа. Надо сказать, что Нивен, Пурнелл и Хайнлайн потрудились там на славу. И я опишу здесь лишь малую часть тех идей, которые заложили авторы в роман.

Во-первых, цивилизация мошкитов - это химера. Они вынуждены стараться очень разумно использовать свои скудные ресурсы, создавая руками своих инженеров адаптирующиеся и многофункциональные структуры, буквально "выращивая" из сырья очень гибкие и подстраивающиеся под внешние воздействия агрегаты. Как описывают это авторы - "каждый болт и каждую гайку проектировали для нескольких функций: некоторые из станин на зонде, кроме конструкционной нагрузки были ещё и биметаллическими термостатами и термоэлектрическими генераторами".

Такой подход часто можно видеть именно в живой природе. Вы, наверное, думали, что ДНК в наших телах - это носитель генетической информации?
Да нет, иногда это - ловчая сеть! Гранулоциты - иммунные клетки нашей с вами крови - используют свою собственную ядерную ДНК для формирования внеклеточных сетей-ловушек, в которые ловят бактерии. Вот такое вот нецелевое использование генетического материала.

Если вы думаете, что "неживое - это одно, а живое - это же совсем другое!", то я вас разочарую. Признаки эволюции можно обнаружить и в совершенно неожиданных местах вроде бы "тотально неживой" природы.

Вот пример такой эволюции:


Если вы электронщик - не надо пугаться. Понять принципы работы такой схемы не получится при самом ярком на то желании. Всё дело в том, что она не запроектирована, а создана в результате направленной эволюции. Некто Адриан Томпсон решил как-то поизучать эволюционное развитие неживых систем. И в качестве подопытного железа взял чип FPGA - программируемую пользователем микросхему. Эта микросхема представляет собой массив  из 64х64 ячеек и ее функционирование полностью определяется заложенной в неё программой.
Адриан поставил перед микросхемой задачу научится отличать сигнал частотой 10 Гц от всех остальных, при этом не используя встроенного таймера. Таймер - это самый простой способ определить частоту, но это чисто машинный, детерминированный подход. Томпсону же надо было запустить "настоящую" эволюцию.
Для этого он сгенерировал 50 случайных программ для микросхем и превратил их в популяцию особей, которые начали бороться за выживание. В следующее поколение переходили только те программы, которые наиболее хорошо справлялись с заданием. В конце концов через 3500 поколений в микросхеме образовалась такая конфигурация связей, которая решала поставленную задачу! Вот только как она работает - никто сказать не может. Потому что схема уже не цифровая, а аналоговая.

Аналоговый характер схемы, полученной из цифровых элементов, Томпсон доказал достаточно изящно. Сначала он установил, что найденное слепой эволюцией решение работает только в узком диапазоне температур - холодный воздух из вентилятора или горячий воздух из фена выбивали систему из колеи. Понятно, почему - изменение температуры влияло на скорость прохождения сигнала, а внутреннего таймера, как я уже сказал, у системы не было.

Во-вторых, он перенёс программы на другую часть чипа - и выяснилось, что его "чемпион-победитель" на новом месте стал работать хуже. Его адаптации были рассчитаны на конкретный квадрат 10 на 10 ячеек, расположенный в конкретном месте конкретного чипа. Но зато в популяции оказались особи, которые на новом месте стали работать лучше бывшего чемпиона. А ещё через пару сотен поколений вся популяция подтянулась к прежнему высокому уровню, но уже на новом участке. В общем, вот сама статья, читайте, наслаждайтесь.
Дарвиновские твари во всей красе, теперь в электронных сигналах и на кремнии.

В полученной аналоговой схеме небольшие заводские дефекты становятся важными рабочими элементами. В конце концов, даже пассивно греющие своим теплом чип ячейки, которые вроде бы ничего не делают с точки зрения обработки сигнала, тоже оказываются нужными, хотя с точки зрения математической логики они никак не могут влиять на состояние системы, ибо никуда не подключены.

Кстати, этим примером можно проиллюстрировать хроническую ошибку наивного социализма XX века: "А что это за штука? А откуда она взялась в обществе - и зачем она вообще нужна? Она ведь ни на что не влияет! А давайте её с корнем уничтожим, как устаревшую и неправильную! Мы ведь должны перестроить общество по идеальной схеме, опираясь на чистый разум! ...Что, система стала работать хуже? Это заговор врагов!"
Так что, может быть и передвижной алтарь на термоядерной тяге с Полем Лэнгстона у нас тоже будет - кто его знает, что прийдётся делать с сознанием на просторах космоса?



Солярный языческий знак, крест и лунницу, серп и молот, пролетариев и пятиконечную звезду - всех в космос. По дороге разберёмся, что нужнее.

В похожей ситуации оказываются у авторов и мошкиты - использовав все ресурсы своей системы, они несколько раз коллапсируют до первобытного состояния, раз за разом собирая заново свою цивилизацию. Сколько прошло у мошкитов таких циклов "рост-кризис-коллапс-варварство-рост" - не помнят уже и сами мошкиты. Но результат такой варки "мошкитского бульона" логичен и пугающ одновременно.

И что же мы видим на выходе этого процесса?

Нечто вот такое:



Единый поначалу вид мошкитов разделяется на много физически непохожих видов, каждый из которых имеет свою уникальную специализацию.
У мошкитов есть инженеры, которые могут за секунды собрать из говна пулю, есть фермеры, которые обеспечивают мошкитов едой и знают о растениях всё, есть носильщики, которые выполняют роль транспортных средств, есть злобные и сверхопасные воины и есть мудрые и холодно-расчётливые правители, которые сразу же видят в людях возможность вырваться из закрытой и замкнутой системы Мошки. Есть у мошкитов и очень древние, но навязчивые воспоминания о "мясе" - о специально выращенных мошкитах, которые использовались, как источник животного белка в трудные времена варварства.
Ну а трудные времена у мошкитов настают каждую тысячу лет - в ситуации замкнутости системы Мошки взрывное размножение мошкитов очень быстро ставит вводит пределы роста их цивилизации. Впрочем, опять таки, мошкиты писались именно с нас - с голых обезьян - абсолютных хищников своего времени.

Многие виды мошкитов никогда не скрещиваются между собой, а те, что скрещиваются, дают в основном бесплодное потомство - мулов.

В общем, такое весьма весёлое и многогранное общество.
И совершенно нечеловеческое. Ну и совершенно человеческое - одновременно. Нечеловеческое - если смотреть на биологию и человеческое - если принять во внимание те социальные взаимодействия, которые всё более и более чётко выражены в современном мире.

Сейчас мир, в котором мы живём, всё более и более специализируется во всех своих проявлениях. Легко было быть эрудитом в Древней Греции, намного труднее - во времена Возрождения и совсем уж трудно - в конце ХХ или в нашем, XXI веке.
Объём знаний человеческого общества растёт по экспоненте и мы сами уже давным-давно - мошкиты. Пусть не физически, но умственно - так уж точно.
И от этого уже никуда не спрятаться.

После встречи с людьми мошкиты всячески пытаются вырваться из своей тесной пространственной клетки, пытаясь обмануть разведчиков Земли и выведать у них секреты Поля и Движителя. Ну а потом, конечно же, заселить все доступные людям планеты - благо репродуктивный цикл у мошкитов очень короткий, и их воины могут совладать с любым оружием, а инженеры, один раз увидив какое-либо оружие в действии, могут легко воспроизвести его уже сами - причём гораздо лучше и эффективнее, чем подсмотренный прототип.



Мне нужны твои брюки, твой мотоцикл и твоё Поле Лэнгстона. Воин-мошкит на пути к своей цели.

Сама история встречи людей с подлыми, злобными, лживыми и двуличными инопланетными тварями, собирающимися уничтожить род человеческий, но при этом прикидывающимися его самыми лучшими друзьями - это шесть баллов из пяти.

"Существо было распростерто на лабораторном столе. Масштаб рядом с ним показывал, что оно было невелико. Всего 1,24 метра в длину, а то, что Род поначалу принял за ботинки, было его ступнями. На них не было пальцев, хотя переднюю их часть покрывали усики.
Все остальное было сборищем кошмаров. У него имелись две гибкие правые руки, заканчивающиеся деликатными ладонями с четырьмя пальцами, которым противостояли два больших пальца. С левой стороны была одна массивная рука, похожая на клубок мышц, немного большая, чем обе правые руки, вместе взятые. На этой руке было три толстых пальца, сжимавшихся, как тиски.
Калека? Мутант? Существо было симметрично ниже пояса и несимметрично выше.
Торс его был бугорчатым, а мускулатура - более развитой, чем у человека, так что Род не мог разглядеть под ней основные костные структуры.
Руки существа вызывали странное чувство. Локти правых рук выглядели совершенно здоровыми, напоминая пластиковые чашки - тут явно поработала эволюция. Нет, существо не было калекой.
Но хуже всего была его голова. Прежде всего, не было шеи. Массивные мышцы левого плеча постепенно переходили в макушку головы чужака. Левая сторона черепа сливалась с левым плечом и была гораздо крупнее, чем правая. Левого уха не было, как не оказалось и места для него. Зато правую сторону украшало огромное мембранное ухо, нависавшее над узким плечом, которое выглядело почти человеческим, за исключением того, что за первым имелось еще одно.
Лицо не походило ни на что из того, что ему приходилось видеть. На такой голове это даже могло и не быть лицом, хотя там имелись два симметричных глаза, широко открытых в смерти, очень человеческих, похожих на восточные. Имелся и рот со слегка приоткрытыми губами, показывающими острия зубов."

Однако меня интересует другое. Насколько реален такой цивилизационный сюжет?

Разделится ли человечество на отдельные виды по пути в будущее - или продолжит свой путь в том исходном виде, в котором оно вышло из пещер тропической Африки?
И это - очень непростой футурологический вопрос.

Будут ли в нашем будущем бароны, князья, Император Человечества и передвижной алтарь на термоядерной тяге - или мы встретим такие расщеплённые и интегрированные в окружающую их природную среду виды? Виды, которые меняют себя, меняют природу. создают адаптирующиеся и многофункциональные живые системы для своего развития?

"Вы уже попрятались в своих уютных заброшенных домиках-трейлерах? Тогда мы летим к вам. Искренне ваши, Мошкиты.
PS. Приготовьте чертежи Поля Лэнгстона и запасы хрендостания. Они нужны для наших репликаторов и для нас лично".

книга внутри нас, космос, будущее

Previous post Next post
Up