Енисейская и Широкая улицы: как из 6 полос сделать 7
Jan 23, 2014 09:56
Probok.net продолжает подготовку программы "Переразметка". В ней уже больше сотни предложений разного масштаба, от мелких улучшений на отдельных перекрестков до комплексной оптимизации магистралей. На сей раз речь пойдет о магистральных улицах СВАО, который долгое время незаслуженно оставался на втором плане. Автор программы - аналитик по СВАО и САО Никита Злобин.
Улицы Енисейская, Осташковская и Широкая размечены на 6 полос, по 3 в каждую сторону. Правые полосы обычно запаркованы. Из левых полос движение прямо и налево; левые повороты выполняются или под отдельную поворотную секцию светофора, или "на просачивание" под встречный поток. В любом случае левая полоса занята и для проезда прямо остается лишь две полосы. А кое-где и одна, средняя. В результате машины постоянно перестраиваются, что еще больше снижает пропускную способность, да и безопасности не добавляет.
Казалось бы, что-то изменить можно только расширением перекрестков. Но ширина проезжей части каждой из этих улиц - около 24 метров! Разделив 24 м на 6 полос, получим среднюю ширину полосы 4 метра. Ничего удивительного: ширина левой и средней полос 3,75 м, а каждой из правых - 4,5-5 м. Постоянные читатели, наверное, уже догадались: основная идея пакета предложений - сузить полосы до 3-3,5 метров и за счет этого выделить 7-й левоповоротный ряд.
В результате без капитальных вложений и уширений будет обеспечен принцип "едущие прямо остаются в своей полосе", а пропускная способность всех перекрестков повысится на 20-40%.
Кто от этого выиграет? Прежде всего те автомобилисты, кому нужно в сторону области (в любое время) и те, кто перемещается внутри района (тоже в любое время). Поездкам в центр через проспект Мира это тоже поможет, но только не в утренний час пик: бутылочное горлышко у Северянина пока не ликвидировано и в утренние часы пик "примет в пробку" всех...
Однако от предлагаемых нами изменений выиграют не только автомобилисты, станет удобнее и пешеходам! Во-первых, мы предлагаем построить 2 новых пешеходных перехода через ул. Енисейская в районе перекрестков с Ленской и Печорской. Один из них на схеме выше. Сейчас часть пешеходов вынуждена переходить Енисейскую буквой "П"; при реализации предложений они смогут переходить по прямой. Причем автомобильное движение от этого не пострадает.
Во-вторых, в наиболее нагруженных узлах (например, у метро "Бабушкинская"), где пешеходов много, мы предлагаем увеличить ширину переходов в 2 раза, сделав переходы "направленными". Такие переходы есть в Санкт-Петербурге, но почти не встречаются в Москве.
Некоторые предложения помогут и трамваю №17, который идет по выделенной полосе вдоль Енисейской улицы. Сейчас на некоторых перекрестках Енисейской движение авто и трамвая полностью раздельное (в разных фазах), а на других - напротив, одновременно с движением трамвая пути пересекают как поворачивающие направо, так и поворачивающие налево машины. Поворот налево в фазе трамвая точно надо исключить, он очень опасен. А вот поворот направо через трамвайные пути в Москве часто выполняется "на просачивание". Возможно, такое правило стоит ввести и здесь, что позволит трамваю сэкономить по 20-30 секунд на нескольких перекрестках. [Небольшая оговорка](Такое решение требует хорошей видимости, установки щитов "Уступи трамваю и поворачивай" и проверки на практике. Если при правых поворотах мелкие ДТП с трамваем участятся, лучше вернуть полностью раздельное регулирование движения трамвая на всех перекрестках. Просто чаще отключать правоповоротную секцию на короткое время для проезда трамвая. В любом случае, это не влияет на остальные положения программы.)
Разумеется, изменение разметки потребует оптимизации почти всех светофорных "пофазников". Среди прочего, мы убираем все опасные левые повороты "на просачивание" через 2-3 полосы, устанавливая дополнительные левоповоротные секции на светофоры.
Проблема: Потоки возле метро Медведково относительно небольшие. Но неграмотной организацией движения можно проблему создать и на ровном месте. Вечерняя пробка с востока на запад в сторону Полярной - обычное дело. Причина: левый ряд поворачивает "на просачивание", правый под стрелку. В результате прямо едет лишь одна полоса. Еще одна рукотворная пробка - с севера ул. Грекова, т.к. на светофоре нет правой стрелки. Дело осложняют маршрутки и бомбилы, которые часто паркуются с нарушением ПДД.
Решение: 1. Переразметить Широкую ул. на 7 полос, выделив левоповоротные полосы с обеих сторон перекрестка. 2. Установить знаки запрета парковки в зоне перекрестка и знаки окончания их действия согласно схеме. 3. Организовать двусторонние пешеходные переходы для комфортного прохода пешеходов. 4. Изменить светофорное регулирование согласно схеме, установив с северной стороны ул. Грекова правоповоротную секцию.
2. Круг в Медведково. Ул. Осташковская - пр. Шокальского. Этот круговой перекресток местные по праву ругают "адским кругом". Постоянные ДТП, самозапирание, непредсказуемое время проезда. Причина банальна: на нем пересекаются 2 мощных потока. Многие считают, что без развязки тут вообще ничего не сделаешь. А мы решили попробовать "развести" эти 2 потока, организовав 2 разворота и увеличив в 2 раза ширину левоповоротного кармана. Разумеется, серьезные изменения претерпели "пофазники" и разметка.
Проблема: 1. Постоянные пробки и ДТП на круговом перекрестке, на Широкой и Осташковской улицах. Причина: пересечение двух мощных потоков в западной части круга: левоповоротного потока с МКАД в Лосиноостровский р-н и левоповоротного потока с Медведкова на МКАД. 2. Блокировка прямого хода Осташковской ул. в районе пр.Шокальского. Причина: левый поворот на пр.Шокальского является вторым маршрутом въезда в Лосиноостровский р-н со стороны МКАД. Большое количество желающих повернуть и развернуться встают в 2 полосы, блокируя прямой ход. Решение: Ширина Осташковской и Широкой улиц в 24 местра позволяет переразметить их на 7 полос. Это позволяет согласно схеме: 1. Закрыть сквозной проезд на западной части кругового движения, убрав тем самым пересечение потоков. 2. Организовать разворот у пешеходного перехода западнее от круга. 3. На Осташковской ул. южнее круга до левого поворота на пр.Шокальского переразметить проезжую часть с 6 полос на 7. 4. Организовать 2 ряда на левый поворот на перекрестке с пр.Шокальского, сохранив 2 ряда для движения прямо. 5. Сместить ось разметки на восточной части пр.Шокальского, переразметив ее с 2 полос на 3 (1 к перекрестку, 2 от перекрестка) для приема потока с двух левоповоротных полос. 6. Синхронизировать светофорные объекты обоих перекрестков с длиной цикла 120 сек. Необходимо одновременно включить фазу 1 обоих перекрестков.
Укрупненные схемы.
Круг на перекрестке ул. Осташковская - ул. Широкая Перекресток ул. Осташковская - пр. Шокальского
Проблема: Пробки на Староватутинском пр. с обеих сторон в часы пик при выезде на Енисейскую ул. Частые ДТП. Разметка с севера нормальная, а с юга с количеством полос явно "пожадничали" .
Решение: 1. Переразметить Енисейскую ул. с южной стороны перекрестка, выделив левоповоротный ряд и сместив осевую линию. 2. Переразметить Староватутинский пр. у перекрестка, выделив левоповоротные ряды. 3. Удлинить левоповоротный карман на Енисейской ул. с севера от перекрестка. 4. Установить зону действия знака «Остановка запрещена» согласно схеме.
Проблема участка: Перегруженный со всех сторон перекресток у метро Бабушкинская. С севера и с запада пробки практически в любое время, с юга и востока - ближе к вечеру. Очень много проблем из-за стихийной парковки, причем в 2 ряда. Не все проблемы можно решить переразметкой, но можно выжать из узла максимум. Решение: 1. Переразметить перекресток согласно схеме, выделив дополнительные полосы. 2. Организовать двусторонние пешеходные переходы согласно ГОСТ. 3. Изменить светофорное регулирование согласно схеме.
Проблема: Затруднения и перестроения на перекрестках из-за неоптимальной разметки: левый ряд блокируется ожидающими поворота, для проезда прямо остается всего 2 ряда.
Решение: 1. Переразметить проезжую часть согласно схеме. 2. Установить для 3 светофоров (на Ленской, Печорской и Радужной) единый цикл 120 сек. и синхронизировать их. 3. Изменить схему пофазного разъезда согласно схемам (см. далее).
Участок ул. Искры - Печорская ул.
Существующая разметка: Предлагаемая разметка: 1. Переразметить участок Енисейской ул. с 6 полос на 7 согласно схеме, выделив дополнительные левоповоротные полосы. 2. Разрешить разворот с ул. Енисейской в сторону ул. Искра и Чичерина до стоп-линии. 3. Переразметить участок Печорской ул. с 2 полос на 3 согласно схеме.
Участок Печорская ул. - Ленская ул. Существующая разметка:
Предлагаемая разметка: 1. Переразметить участок Енисейской ул. с 6 полос на 7 согласно схеме, выделив дополнительные левоповоротные полосы. 2. Организовать 2 новых пешеходных перехода через Енисейскую согласно схеме.
Существующая разметка:
Предлагаемая разметка: 1. Переразметить участок Енисейской ул. с 6 полос на 7 согласно схеме, выделив дополнительные левоповоротные полосы. 2. Из-за огромного спроса на парковку правые полосы оставить максимально широкими, а остальные сделать шириной по 3 метра.
Ул. Енисейская -ул. Ленская
Проблема: Левый поворот «на просачивание» через 3 встречные полосы и трамвайные пути. Решение: 1. Установить левоповоротные секции на Енисейской ул. 2. Установить трамвайный светофор для проезда в фазе 4. 3. Снять правоповоротные секции на Ленской ул., установить пешеходные светофоры. 4. Изменить пофазный разъезд согласно схеме.
Ул. Енисейская - ул. Печорская Проблема: 1. Избыточное количество фаз (в частности, потоки с Печорской ул. малы и могут разъезжаться в одной фазе). 2. Длительное время ожидания трамвая.
Проблема: Затруднения и перестроения на перекрестке из-за неоптимальной разметки: левый ряд блокируется ожидающими поворота.
Решение: 1. Переразметить Енисейскую ул. с 6 полос на 7, выделив левоповоротные полосы с обеих сторон перекрестка. 2. Повесить знаки движения по полосам. 3. Изменить светофорное регулирование согласно схеме.
Ул. Енисейская - ул. Радужная Существующее пофазное регулирование:
Проблема: Разметка на Енисейской ул. уводит основной поток на левый поворот на Новый Берингов проезд, в то время как бОльшая часть потока уходит прямо по основному ходу. Решение: Переразметить перекресток согласно схеме. Разметка должна уводить основной ход Енисейской улицы прямо.